Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:18, отчет по практике
Целью преддипломной практики является сбор практического материала и использование опыта, накопленного при её прохождении, для написания отчёта.
Задачи преддипломной практики:
Дать организационно-экономическую характеристику организации;
Ознакомиться с методическими аспектами учётной политики;
Проанализировать организацию бухгалтерского учета на ЮУЖД – филиале ОАО «РЖД»;
Изучить информацию, содержащуюся в формах бухгалтерской отчётности;
Дать оценку документообороту и рабочему плану счетов на исследуемом участке учета;
Ознакомиться с организацией учета и управления дебиторской и кредиторской задолженностями;
Обработать и обобщить материалы, необходимые для выполнения дипломной работы;
Проанализировать показатели, характеризующие деятельность организации, сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………4
Дневник прохождения преддипломной практики…………………………….5
Организационно-экономическая характеристика предприятия……….……..7
Оценка учетной политики организации………………………………………15
Оценка документооборота на исследуемом участке ………………………..21
Оценка рабочего плана счетов на исследуемом участке учета……………..25
Анализ эффективности управления расчетами
с дебиторами и кредиторами………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………..34
Первичные
учетные документы, полученные с
применением средств
ОЦО осуществляет проверку по форме и содержанию первичных учетных документов, принимаемых к бухгалтерскому учету.
Движение первичных учетных документов (создание или получение, проверка, подготовка и передача ОЦО) определяется графиком документооборота, разрабатываемым подразделениями аппарата управления и утверждаемым их руководителем.
Хранение
первичных учетных документов, регистров
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности осуществляется в течение
сроков, устанавливаемых в соответствии
с правилами организации
Отвечает за правильность ведения учета затрат на производство ОЦО, в частности, главный бухгалтер, а финансовая и экономическая службы несут ответственность за правильность определения всех необходимых признаков.
На практике это выглядит следующим образом: при поступлении активов от контрагента, выполнении контрагентом работ, оказании услуг экономическая служба дороги отвечает за сопоставление данные первичных документов с фактическим наличием активов, результатами выполненных работ, оказанных услуг, проставляет на первичных документах необходимые признаки:
-
при оприходовании материально
- производственных запасов (
-
на первичных документах, подтверждающих
расходы, экономист делает
- при необходимости он также согласовывает заполненные первичные документы с причастными подразделениями;
После проверки и оформления первичных документов сотрудник экономической службы формирует Реестр первичных документов и передает оригиналы первичных документов вместе с Реестром в ОЦО. Бухгалтер принимает к учету полученные первичные документы, а именно счет – фактуру, которая является документом, служащим для принятия к учету «входящего» НДС в целях последующего его зачета по обязательствам перед бюджетом по начисляемому налогу на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Только при наличии всех соответствующих реквизитов организация может произвести последующий зачет по расчетам с бюджетом по НДС.
Порядок
ведения журнала учета
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают возникновение и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за принятые к учету основные средства, нематериальные активы, товарно – материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Записи в дебете счета 60 означают погашение обязательств перед контрагентами путем перечисления денег или на другой основе, а также выдаваемые поставщикам авансы по предстоящей поставке товарно – материальных ценностей, работ, услуг.
Параллельно
с передачей в ОЦО
В случае несоответствия данных первичных документов фактическому наличию активов, результатам выполненных работ, оказанных услуг, или обнаружения ошибок в оформлении первичных документов, сотрудник экономической службы не подписывает полученные от контрагента первичные документы и не принимает документы к учету. ЮУр ОЦО не несет ответственность за искажение показателей регистров бухгалтерского (налогового) учета, а так же бухгалтерской (налоговой) отчетности, возникшее по причине представления экономистом первичных документов, содержащих недостоверные данные о фактическом наличии активов, результатах выполненных работ, оказанных услуг.
Экономическая служба самостоятельно урегулирует расхождения с контрагентом.
Экономическая служба заключает договоры, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) с покупателями и заказчиками.
При выставлении счетов контрагентам на оплату товаров (работ, услуг) экономист формирует Запрос на выставление счетов и представляет ее в ОЦО, который на основании Заявки на выставление счетов, формирует счета на оплату и передает их в экономическую службу. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками ОЦО использует счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
«Слабой
позицией» в организации учета
расчетов с дебиторами и кредиторами
можно считать то, что каждая сторона,
выполняя свои функции, преследует в
полной мере исполнения своих обязанностей,
а не получение конечного финансового
результата. Часто не соблюдаются требования
к заполнению реквизитов первичных документов,
что ведет к исправлению первичных документов
через взаимодействие служб по реестрам:
экономисты – бухгалтерам, бухгалтеры
– экономистам на исправление. Отсутствие
первичных документов или счетов – фактур
(счетов на предоплату), несвоевременное
или неправильное отражение на счетах
бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных
операций, является грубым нарушением
правил учета доходов, расходов и объектов
налогообложения, которое влечет занижение
доходов или расходов организации и, как
следствие, ошибки в исчислении налоговой
базы. Еще одними отрицательными последствиями
могут стать сбои в перечислении денежных
средств от дебиторов, и как одна из причин
- несвоевременные расчеты с поставщиками,
невыполнение налоговых обязательств,
что может привести к серьезным проблемам.
Оценка рабочего плана счетов на исследуемом участке учета
Бухгалтерский учет по расчетам с дебиторами и кредиторами на Южно-Уральской железной дороге ведется в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденных приказами Минфина РФ от 06.05.99 №32н и №33н соответственно.
В учетной политике Южно-Уральской железной дороги предусмотрено ведение учета расчетов с дебиторами и кредиторами с использованием рабочего плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности ОАО «РЖД».
А именно для учета особенностей взаимодействия предприятий по различным видам договорных отношений в качестве дебиторов и кредиторов используются следующие счета:
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является выставляемый ими счет и, если поставщики являются плательщиками НДС, счет – фактура. Принятые к оплате счета отражают без учета НДС по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету разных счетов в зависимости от вида от приобретаемых материальных ценностей (работ, услуг): 10 «Материалы» - при приобретении производственных запасов; 07 «Оборудование к установке» - покупка оборудования для предстоящего монтажа организациями – застройщиками; 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 96 «Резервы предстоящих расходов»; 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» - услуги общепроизводственного и общехозяйственного характера. По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются операции по выплате счетов поставщиков с кредита следующих счетов: 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» - при погашении долга перед поставщиками (подрядчиками) в безналичном порядке соответственно с расчетного, валютного, специальных счетов; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - оплата кредиторской задолженности поставщика за счет банковского кредита или полученного займа от других лиц; 50 «Касса», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - при расчетах с поставщиками наличными денежными средствами, соответственно из кассы организации – покупателя или через подотчетного лица, путем внесения им денежных средств в кассу поставщика.
Задолженность покупателей и заказчиков отражается на активно – пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Оборот по дебету означает увеличение дебиторской задолженности покупателей, оборот по кредиту – погашение этой задолженности вследствие перечисления денег или на другой основе. По дебету счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует с кредитом счетов: 90 «Продажи» - за проданную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги; 91 «Прочие доходы и расходы» - за проданные основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке, производственные запасы и прочие активы, производство или приобретение которых прямо не связано с предметом обычной деятельности предприятия; 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» - на сумму оплаченных заказчиком этапов выполненных работ, имеющих самостоятельное значение, что делается по окончании всей работы в целом.
Для обобщенной информации о расчетах с дебиторами и кредиторами, не отраженной на других счетах по учету расчетов, применяется активно – пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В частности, на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражаются расчеты по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из оплаты труда сотрудников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов и др. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты следующие субсчета:
76 – 1 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
76 – 2 «Расчеты по претензиям»;
76 – 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
76
– 4 «Расчеты по депонированным
суммам» и др.
Анализ эффективности управления расчетами с дебиторами и кредиторами
Проведем анализ дебиторской и кредиторской задолженности Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» по состоянию на 01.01.2010. и 01.01.2011г.
В обобщенном виде изменения сумм дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год характеризуются данными баланса.
На основании данных бухгалтерского баланса проанализируем изменения в динамике и структуре дебиторской и кредиторской задолженности. Валюта баланса составляет: на начало года 91691362 тыс. руб., на конец года 91838955 тыс. руб.
Значительный удельный вес дебиторской и кредиторской задолженности в составе имущества и обязательств определяет их значимость в оценке финансового состояния организации. Эти суммы являются существенными для их раскрытия и пояснения в бухгалтерской отчетности. За отчетный год удельный вес в балансе дебиторской задолженности возрастает, что свидетельствует о возникших проблемах в расчетно - платежной дисциплине фирмы, требующих детального анализа.
Доля долгосрочной дебиторской задолженности за отчетный год незначительно изменилась и составила 0,020 %. В то же время доля краткосрочной дебиторской задолженности возросла на 0.137 % и составила на конец года 0,923 %, хотя она и относится к быстроликвидным активам, но при изменении финансового положения должника может создать трудности организации в ее быстром погашении.
Наличие
достаточной суммы денежных средств,
вовлекаемых в оборот, очевидно,
так как уменьшается доля кредиторской
задолженности. К концу отчетного
года она составила 2,438 %. Значительный
вес имеет задолженность
Статьи
"Покупатели и заказчики»" и "Поставщики
и подрядчики", раскрываемые в
пояснительной записке
Движение дебиторской и кредиторской задолженности, возникшей и погашенной в течение отчетного года, по временному составу анализируется по данным ф. № 5. Обособленно раскрываем просроченную (не погашенную в сроки, установленные договором) задолженность по каждой группе дебиторской и кредиторской задолженности.
Сгруппируем и проанализируем показатели движения задолженности организации за отчетный 2009 год, укрупненные данные на 01.01.2010 и 01.01.2011 гг. предоставлены в табл. 1.2. и табл. 1.3. соответственно.