Состояния и пути совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование действующей на предприятии организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативную базу, регламентирующую организацию
учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- рассмотреть теоретические основы организации учета и контроля расчетов с
поставщиками и подрядчиками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Глава I. Теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.1 Экономическое содержание расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………...……………………………………6
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ………………………………………………………………………………..14
Глава II. Состояние учета расчетов с поставщиками и подрядчиками колхоза имени Ленина.
2.1 Экономическая характеристика колхоза имени Ленина……………………………………………..………………………………18
2.2 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………...26
2.3 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………………
Глава III. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………..31
Выводы и предложения…………………………………………………………...35
Список литературы………………………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ БУ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

     Возвращаясь к автору учебника «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» Пизенгольцу необходимо отметить, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на одноименном счете 60, на котором кроме расчетов за полученные ценности, работы, услуги отражаются расчеты за неотфактурованные поставки (при отсутствии расчетных документов от поставщиков и подрядчиков), за излишки, выявленные при приемке, за услуги по перевозкам, услуги связи и др. счет является пассивным и имеет кредитовое сальдо.

     Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.[3].

     Согласно  статье Соколова, Патрова и Карзаевой, общая методология учета расчетов с поставщиками и подрядчиками связана с обязательствами, вытекающими в основном из договоров поставки и подряда и, в сущности, объясняется старым правилом Э.Дегранжа:

"Тот,  кто получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется" [4].

     Кондраков в своем учебном пособии говорит  о том, что счет 60 кредитуют на предъявленные на оплату счета поставщиков "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).

     На  счете 60 задолженность отражается в  пределах сумм акцепта. При обнаружении  недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

     Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60.

     Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов[5].

     Порядок расчётов по внутри российским поставкам  на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчётах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие с правилами международных расчётов.

     Условия внутри российских поставок формируются  в соответствие с принятыми в стране условиями (франко-завод изготовитель, франко-станция отправления, франко-вагон, франко-станция назначения и др.), определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

     Условия экспортно-импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермо», установленных Международной торговой палатой. В соответствие с этими условиями чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара.

     По  предъявлении доверенности и квитанции, поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в  багажном отделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать (получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).

     Принимая  груз, экспедитор должен проверить, нет  ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной. Если при приёмке груза возникнут сомнения в его сохранности (например, будут обнаружены повреждения вагонов, контейнеров, упаковки, отсутствие пломб и т.п.) экспедитор должен потребовать проверки всего груза с целью выяснения его сохранности совместно с представителем (весовщиком) транспортной организации.

     При обнаружении недостачи сырья  и материалов, боя, повреждённой тары, составляется коммерческий акт в двух экземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации. В её адрес направляется претензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция и другие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий к транспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортные организации в течение трёх месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомить заявителя о своём решении. Если отклонена или оставлена без ответа, заявитель имеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времени получения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионное письмо.

     По  договорённости (после согласования способа оплаты) экспедитор может  получить груз непосредственно у  поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счёт-фактура). Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.

     При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства  является представителем поставщика и  вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.

     Вместе  с поступившим грузом в адрес  покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или в случае поступления груза  с нарушением договорных условий, или  не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счёт №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.

     За  нарушение условий договоров  поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в  виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчётных документов и за необоснованный отказ.

     Экспедитор  все документы, по доставленным на склад  материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдаёт в  бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчёта за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках складского учёта, открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учётная цена, балансовый счёт, норма запаса и другие данные. [7]

     По  мнению авторов статьи «Счет 60. Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  совершенно очевидно, что поступившие счета поставщиков и подрядчиков акцептуются руководством предприятия. В этом случае ценности могли не поступать, но если на счете поставщика руководитель сделал сакраментальную запись: "бух. опл" и поставил дату и подпись, то бухгалтерия должна кредитовать счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Кредитовать счет надо на все суммы, подлежащие уплате, включая НДС. Правда, возможен частичный акцепт, тогда счет 60 кредитуется только в той части, в которой он был акцептован руководством предприятия. Если с кредитованием счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в этом случае все ясно, то с тем, какой счет в этом случае дебетовать, возникают проблемы. Дело в том, что поступление счета от поставщика и/или подрядчика следует рассматривать как оферту, т.е. предложение совершить сделку и, если руководство предприятия дает согласие, т.е. акцептует этот счет, то у него сразу же возникает кредиторская задолженность, следуя известному правилу Пачоли "никого нельзя признать кредитором без его согласия".

     В данном случае поставщик сделал предложение, и мы не только согласны его принять, но уже обязываемся полностью  или частично оплатить. У предприятия возникает кредиторская задолженность.

     На  практике достаточно часто занижают величину кредиторской задолженности, так как сам акцепт на счетах бухгалтерского учета не отражается, а счет 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками" фиксируют после оприходования ценностей и принятия работ.

     Однако  существует иной подход к оценке кредиторской задолженности и моменту отражения  обязательств перед кредиторами  в бухгалтерском учете, который  основан на правовых отношениях между  покупателями и продавцами. Суть данного подхода заключается в следующем. Обязательства предприятия перед поставщиками и подрядчиками возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с условиями заключенных между ними договоров. Момент отражения в бухгалтерском учете обязательств перед покупателем совпадает с моментом отражения расходов на приобретение материальных ценностей или результата работ, услуг. В соответствии с пунктом 16 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" расходы и, следовательно, кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядчиками признаются в бухгалтерском учете при обязательном выполнении следующих условий:

     - расход производится в соответствии  с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных  актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода  может быть определена;

     - имеется уверенность в том,  что в результате конкретной  операции произойдет уменьшение  экономических выгод организации.  Уверенность в том, что в  результате конкретной операции  произойдет уменьшение экономических  выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

     Пунктом 18 ПБУ 10/99 установлено, что с целью  соблюдения основного принципа формирования учетной информации - допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Факт погашения задолженности по обязательствам не должен оказывать влияние на момент отражения в бухгалтерском учете операций по осуществлению расходов, связанных с деятельностью предприятия, и, соответственно, возникновению кредиторской задолженности.[14]

     Момент  возникновения задолженности и  принятия к учету расходов предприятия  определяется непосредственно условиями  договора. Дата отражения в бухгалтерском учете расходов и обязательств определяется моментом перехода права собственности на продукцию, товар, результаты работ или услуг установленного в договоре.

     Оценка  кредиторской задолженности в соответствии с положениями ПБУ 10/99 полностью определяется условиями договора между предприятием и поставщиком, подрядчиком или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально- производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг. [4] 

     1.2   Нормативное регулирование  учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 

     Общее правовое и методологическое руководство  бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством  финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.

     К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:

     Первый  уровень

     1. Гражданский кодекс РФ, части  1-2 - в части регулирования договоров:  поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419).

     2. Налоговый кодекс РФ , ч.1-2

     3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.

     Второй  уровень

     4. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ.

     5. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).

     6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

     Третий  уровень

     7. Методические указания «О порядке  формирования показателей бухгалтерской  отчетности организации».

     8. Методические указания «По инвентаризации  имущества и финансовых обязательств».

     9. «О порядке отражения в бухгалтерском  учете и отчетности операций  с векселями, применяемыми при  расчетах между организациями  за поставку товаров, выполненные  работы и оказанные услуги»  (Письмо Минфина РФ №142).

Информация о работе Состояния и пути совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками