Сущность и порядок составления сводной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:32, реферат

Описание работы

Балансы отдельных предприятий не могут дать адекватной информации для анализа функционирования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предприятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бухгалтерская отчетность - так называемая сводная бухгалтерская отчетность. Необходимо отметить то, что сводную бухгалтерскую отчетность нужно отличать от сводной отчетности, которую составляли прежде союзные министерства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной отчетности 4
2. Принципы формирования сводной отчетности 7
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 30.31 Кб (Скачать)

        Содержание 

Введение 3

1. Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной отчетности 4

2. Принципы формирования сводной отчетности 7

Заключение 14

Список литературы 16

 

Введение

       Балансы отдельных предприятий не могут дать адекватной информации для анализа функционирования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предприятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бухгалтерская отчетность - так называемая сводная бухгалтерская отчетность. Необходимо отметить то, что сводную бухгалтерскую отчетность нужно отличать от сводной отчетности, которую составляли прежде союзные министерства. Министерская сводная отчетность составлялась простым суммированием одноименных статей отчетности подведомственных предприятий, в результате чего формировался отчет треста, главного управления, сводный отчет министерства.

       В отличие от сводной министерской отчетности сводная бухгалтерская отчетность или, как мы ее называем, используя термин, принятый за рубежом, - консолидированная отчетность, подразумевает нечто другое. Исходным моментом тут является то, что с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономическая единица, в которой дочерние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) предприятия занимают положение экономически  не  самостоятельных подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реальной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная отчетность, составленная с использованием специальных методов, устраняющих общие статьи и двойной счет.

    1. Понятие сводной отчетности, общие положения по составлению сводной отчетности

        Сводная бухгалтерская  отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных  организаций. Иными словами, сводная  бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным  юридическим лицом.

        Сводная бухгалтерская  отчетность Группы объединяет бухгалтерскую  отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами.

        Статус дочернего  или зависимого общества определяется в соответствии со статьями 105, 106 ГК РФ:

        Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое ( основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

        Хозяйственное общество признается зависимым  (согласно п.1 ст.106 ГК РФ), если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

        Порядок предоставления сводной отчетности установлен Методическими  рекомендациями по составлению и  предоставлению сводной бухгалтерской  отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Данные рекомендации разработаны в соответствии с п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.98 №34н, который гласит: «в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством Финансов Российской Федерации».

        Таким образом, можно  сделать вывод, что бухгалтерская  отчетность дочернего общества объединяется  в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

        -обладает более  50% голосующих акций акционерного  общества или более 50% уставного  капитала общества с ограниченной  ответственностью;

        -определяет решения,  принимаемые дочерним обществом,  в соответствии с договором,  заключенным между головной организацией  и дочерним обществом;

        -имеет иные способы  определения решений, принимаемых  дочерним обществом.

        Сводная ( консолидированная) отчетность не составляется, если:

  • предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;
  • дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;
  • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
  • дочернее предприятие не является значительным для группы;
  • несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;
  • деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);
  • высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.

        Дочернее общество, выступающее как головная организация  по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную  бухгалтерскую отчетность (кроме  случаев, когда оно зарегистрировано и / или ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ), если:

        -100% голосующих акций  или уставного капитала принадлежат  другой организации, которая не  требует составления сводной  бухгалтерской отчетности;

        -90% или более его  голосующих акций или уставного  капитала принадлежат другой  головной организации и остальные  акционеры (участники) не требуют  составления сводной бухгалтерской  отчетности.

        В Российском законодательстве понятие сводная и понятие  консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что  сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании  отчетных данных его подразделений  и филиалов, выделенных на отдельный  баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Кроме того, составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

        Консолидированная же бухгалтерская отчетность имеет  в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом отчете группы.

        Таким образом, сводная  отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

    2. Принципы формирования сводной отчетности

        При формировании сводной  бухгалтерской отчетности Группы взаимосвязанных  организаций большое значение имеет  качество исходной информации, имеющейся  в распоряжении для проведения процедур консолидации. Для составления достоверной  сводной отчетности, отвечающей требованиям  всех заинтересованных пользователей  и в  соответствии с международными стандартами исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав Группы, должна быть построена на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

        Принцип полноты: Все  активы, обязательства, расходы будущих  периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме, независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

        Принцип собственного капитала: Поскольку материнская  компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

        Принцип справедливой и достоверной оценки: Консолидированная  отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

        Принцип постоянства  использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия: Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

        Принцип существенности: Этот принцип предусматривает раскрытие  таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

        Единые методы оценки: Активы, пассивы, расходы будущих  периодов, прибыли и затраты консолидированной  компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку  материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные  учетные подходы. Важно, чтобы при  консолидации активы и пассивы материнской  компании и дочерних предприятий  были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое  соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении  консолидированной отчетности.

        Единая дата составления: Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

        Большая часть рассмотренных  выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

        Порядок сбора и  обработки показателей внутригрупповой  отчетности организаций Группы, предоставляемой  для составления сводной бухгалтерской  отчетности, приведен на рисунке 1.

        В основе данного  порядка лежат следующие правила:

        -последовательное  формирование  информации в рамках  единых форм специализированной  внутригрупповой отчетности;

        -постепенное обобщение  показателей от уровня обособленных  структурных подразделений до  группы в целом;

        -контроль достоверности  и непротиворечивости отчетной  информации на каждом этапе  формирования или объединения  показателей. 

        

        

        

        

        

        

        

Информация о работе Сущность и порядок составления сводной отчетности