Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа
Все организации, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими организациями, учреждениями, их работниками и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…………
1. Теоретические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках……………………………………….……………
1.1. Цель и задачи аудита…………………...………………………………
1.2. Нормативно – правовое обеспечение..………………………………..
1.3. Источники информации для проверки…………………....…………..
1.4. Вопросник аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки раздела учета………………………….…………..
1.5. Перечень аудиторских процедур……………………..…….…………
1.6. Типичные ошибки…………………………………………..………….
2. Методологические аспекты аудита…..……………………….….…………
2.1 Общий план и программа аудита……………………………………...
2.2 Оценка организации бухгалтерского учета………………….………..
2.3 Оценка системы внутреннего контроля…………………….…………
2.4 Методика аудита учредительных документов…………….………….
3. Практические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках на примере ЗАО «СибИзолит» ……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….…………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Основная информация о клиенте ………….…………...
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Дополнительная информация о клиенте …….….……...
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Письмо о проведении аудита ………………….………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Договор на оказание аудиторских услуг ……….………
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Аудиторское заключение ………………….……………
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Бухгалтерский баланс ……………………….…………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Отчет о прибылях и убытках ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Отчет о движении денежных средств …………………
2.4.
Методика аудита
учредительных документов
Аудит учредительных документов включает проверку соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству (требования к минимальному размеру уставного капитала, количеству учредителей и др.).
Аудитор проверяет наличие подлинников учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговых органах, лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию. Своевременно ли представлены на государственную регистрацию учредительные документы после внесения в них изменений.
Согласно учредительным документам аудитор определяет размер и долю каждого учредителя по взносу в уставный капитал, в том числе в процентах, а также своевременность оплаты учредителями своей доли. При внесении изменений в учредительные документы по размеру уставного капитала проверяется своевременность его отражения в данных бухгалтерского учета.
Изучается, согласно учредительным документам, структура и порядок работы органа управления предприятия.
Анализируется
на предмет оптимальности
В этом же разделе аудитор отражает сведения о юридическом и фактическом адресе предприятия, предмет деятельности предприятия, а также право создания на территории Российской Федерации и за рубежом филиалов и других структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Проводится
проверка на соответствие устава предприятия
действующему законодательству; проверка
наличия контракта с
3.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АУДИТА ОПЕРАЦИЙ
ПО РАСЧЕТНОМУ, ВАЛЮТНОМУ
И ПРОЧИМ СЧЕТАМ
В БАНКАХ НА
ПРИМЕРЕ ЗАО «СибИзолит»
В
соответствии с законом РФ «О предпринимателях
и предпринимательской
Целью аудита операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетным, валютным и прочим счетам в банках и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие задачи:
Источниками проверки являются: Договоры банковского счета, выписки банка по валютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, объявления на взнос наличными, платежное требование, мемориальный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.), чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51, 52, 55, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте), оборотно-сальдовая ведомость, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4).
Планирование аудиторской проверки начинается с ознакомления с проверяемым Организациям. Составляются рабочие документы «Основная информация о клиенте» и «Дополнительная информация о клиенте» (Приложение № А, Приложение № Б).
В соответствии с российским правилом (стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита» составляется письмо о проведении аудита и отправляется руководителю предприятия - клиента. Это письмо рассматривается в качестве официального документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и Организациям до заключения договора (Приложение В) .
При достижении между аудиторской организацией и Организациям-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг (Приложение Г) .
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» единый уровень существенности рассчитывается на основе значения базовых показателей предприятия-клиента и оформляется в виде соответствующего документа.
ООО
«Аудит» установила систему базовых
показателей и порядок
Таблица 3.1 - Рабочий документ «Определение единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности предприятия - клиента за год»
Наименование
базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности экономического субъекта (тыс.руб) | Доля, % | Значение, применяемое
для нахождения уровня существенности |
Балансовая
прибыль
предприятия |
487 | 5 | 24,4 |
Выручка от продажи | 118412 | 2 | 2368,2 |
Собственный капитал | 212 | 10 | 21,2 |
Общие затраты предприятия | 13897 | 2 | 277.9 |
Валюта баланса | 73952 | 2 | 1479,0 |
Находим среднее арифметическое:
(24,4 + 2368,24 + 21,2 + 277,9 + 1479,0) / 5 = 834,1
Отбросим значения, сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от среднего значения (21,2 тыс. руб., 24,4 тыс.руб. и 2368,2 тыс. руб.).
Наименьшее значение отличается от среднего на
(21,2 – 834,1) / 834,1 × 100% = 97,5%.
(24,4 – 834,1) / 834,1 х 100% = 97,1%
Наибольшее значение отличается от среднего на
( 2368,2 – 834,1) / 834,1 × 100% = 183,9%.
На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина:
( 277,9 + 1479,0) / 2 = 878,5 тыс. руб.
Для удобства дальнейшей работы среднее значение можно округлить, но так, чтобы после округления оно изменилось не более чем на 20%, например, до 594 тыс. руб.:
(878,5 - 878) / 878,5 × 100% = 0,06 (%).
Таким
образом, величина 878 тыс. руб. является
единым показателем уровня существенности,
который аудитор может
Определение аудиторского риска.
При проведении аудиторской проверки порядка ведения бухгалтерского учета, бухгалтерских операций по расчетным, валютным и прочим счетам в банках аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска не обнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
ПАР = ВХР х РК х РН,
где ПАР – приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;
ВХР – внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;
РК – риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН – риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.
Применяя модель аудиторского риска при планировании проверки, на основании результатов внутреннего контроля аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск составляет - 80%, риск контроля - 100%, и риск того, что аудитор выдаст неправильное заключение – 5%. После вычислений получаем значение риска необнаружения ошибок при аудите 6%
(0,05:(0,8 х 1,0)) х 100%.
Если
аудитор пришел к заключению, что
приемлемый уровень необнаружения
ошибок в данном случае должен быть
не выше 6%, то он может считать план приемлемым.
Подобный план может помочь аудитору получить
приемлемый уровень риска необнаружения
ошибок при аудите.
Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается со знакомства аудитора со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.
При проверке операций по расчетным счетам особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины.
Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или операции, отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.