Теоретические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Все организации, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими организациями, учреждениями, их работниками и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…………
1. Теоретические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках……………………………………….……………
1.1. Цель и задачи аудита…………………...………………………………
1.2. Нормативно – правовое обеспечение..………………………………..
1.3. Источники информации для проверки…………………....…………..
1.4. Вопросник аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки раздела учета………………………….…………..
1.5. Перечень аудиторских процедур……………………..…….…………
1.6. Типичные ошибки…………………………………………..………….
2. Методологические аспекты аудита…..……………………….….…………
2.1 Общий план и программа аудита……………………………………...
2.2 Оценка организации бухгалтерского учета………………….………..
2.3 Оценка системы внутреннего контроля…………………….…………
2.4 Методика аудита учредительных документов…………….………….
3. Практические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках на примере ЗАО «СибИзолит» ……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….…………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Основная информация о клиенте ………….…………...
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Дополнительная информация о клиенте …….….……...
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Письмо о проведении аудита ………………….………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Договор на оказание аудиторских услуг ……….………
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Аудиторское заключение ………………….……………
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Бухгалтерский баланс ……………………….…………..
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Отчет о прибылях и убытках ………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Отчет о движении денежных средств …………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аудит .doc

— 770.50 Кб (Скачать)
 
 
 

    2.4. Методика аудита  учредительных документов 

    Аудит учредительных документов включает проверку соответствия учредительных  документов предприятия действующему законодательству (требования к минимальному размеру уставного капитала, количеству учредителей и др.).

    Аудитор проверяет наличие подлинников  учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговых  органах, лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию. Своевременно ли представлены на государственную регистрацию учредительные документы после внесения в них изменений.

    Согласно  учредительным документам аудитор  определяет размер и долю каждого  учредителя по взносу в уставный капитал, в том числе в процентах, а также своевременность оплаты учредителями своей доли. При внесении изменений в учредительные документы по размеру уставного капитала проверяется своевременность его отражения в данных бухгалтерского учета.

    Изучается, согласно учредительным документам, структура и порядок работы органа управления предприятия.

    Анализируется на предмет оптимальности организационная  структура проверяемого предприятия, наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений и положений о них, другие документы по формированию уставного капитала.

    В этом же разделе аудитор отражает сведения о юридическом и фактическом  адресе предприятия, предмет деятельности предприятия, а также право создания на территории Российской Федерации и за рубежом филиалов и других структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

    Проводится  проверка на соответствие устава предприятия  действующему законодательству; проверка наличия контракта с руководителем  предприятия и соответствие содержания контракта действующему законодательству; проверка наличие факта аттестации руководителя предприятия в соответствии с действующим законодательством. 

   3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АУДИТА ОПЕРАЦИЙ  ПО РАСЧЕТНОМУ, ВАЛЮТНОМУ  И ПРОЧИМ СЧЕТАМ  В БАНКАХ НА  ПРИМЕРЕ ЗАО «СибИзолит» 

    В соответствии с законом РФ «О предпринимателях и предпринимательской деятельности»  каждое Организация в праве открывать  в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для  хранения денежных средств и осуществления  через эти счета всех видов расчетных кредитных и кассовых операций. ЗАО «СибИзолит» имеет расчетный счет в банке филиале «Западно-Сибирский» «Собинбанк». На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу предприятия.  

    Целью аудита операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетным, валютным и прочим счетам в банках и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

    Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие задачи:

  • установить количество открытых расчетных и валютных счетов в банках;
  • проверить законность совершения операций по каждому счету;
  • определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия;
  • проверить правильность отражения в учете расчетных операций;
  • оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.

    Источниками проверки являются: Договоры банковского счета, выписки банка по валютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, объявления на взнос наличными, платежное требование, мемориальный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.), чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51, 52, 55, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте), оборотно-сальдовая ведомость, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

    Планирование аудиторской проверки начинается с ознакомления с проверяемым Организациям. Составляются рабочие документы «Основная информация о клиенте» и «Дополнительная информация о клиенте» (Приложение № А, Приложение № Б).

    В соответствии с российским правилом (стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита» составляется письмо о проведении аудита и отправляется  руководителю предприятия - клиента. Это письмо рассматривается в качестве официального документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и Организациям до заключения договора (Приложение В) .

    При достижении между аудиторской организацией и Организациям-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг (Приложение Г) .

    В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность  и аудиторский риск» единый уровень существенности рассчитывается на основе значения базовых показателей предприятия-клиента и оформляется в виде соответствующего документа.

    ООО «Аудит» установила систему базовых  показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые документально оформлены и применяются на постоянной основе. Система базовых показателей утверждена решением исполнительного органа ООО «Аудит» 20/09/2009г.  

Таблица 3.1 - Рабочий документ «Определение единого  уровня существенности по бухгалтерской отчетности предприятия - клиента за год»

Наименование

базового  показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности экономического субъекта (тыс.руб) Доля, % Значение, применяемое

для нахождения уровня

существенности

Балансовая  прибыль

предприятия

487 5 24,4
Выручка от продажи 118412 2 2368,2
Собственный капитал 212 10 21,2
Общие затраты предприятия 13897 2 277.9
Валюта  баланса 73952 2 1479,0
 

    Находим среднее арифметическое:

     (24,4 + 2368,24 + 21,2 +  277,9 + 1479,0) / 5 = 834,1

    Отбросим значения, сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от среднего значения (21,2 тыс. руб., 24,4 тыс.руб. и  2368,2 тыс. руб.).

    Наименьшее  значение отличается от среднего на

     (21,2 – 834,1) / 834,1 × 100% = 97,5%.

     (24,4 – 834,1) / 834,1 х 100% = 97,1%

    Наибольшее  значение отличается от среднего на

     ( 2368,2 – 834,1) / 834,1 × 100% = 183,9%.

    На  базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина:

     ( 277,9 + 1479,0) / 2 = 878,5 тыс. руб.

    Для удобства дальнейшей работы среднее значение можно округлить, но так, чтобы после округления оно изменилось не более чем на 20%, например, до 594 тыс. руб.:

     (878,5 - 878) / 878,5 × 100% = 0,06 (%).

    Таким образом, величина 878 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности, который аудитор может использовать в своей работе. 

    Определение аудиторского риска.

    При проведении аудиторской проверки порядка  ведения бухгалтерского учета, бухгалтерских  операций по расчетным, валютным и прочим счетам в банках аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска не обнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

    Риск  аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.  

    Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

  • внутрихозяйственный риск;
  • риск средств контроля;
  • риск необнаружения.

     ПАР = ВХР х РК х РН,

    где ПАР – приемлемый аудиторский  риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;

    ВХР – внутрихозяйственный риск (относительная  величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

    РК  – риск контроля (относительная  величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая  допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

    РН  – риск необнаружения (относительная  величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские  процедуры и подлежащие сбору  доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

    Применяя  модель аудиторского риска при планировании проверки, на основании результатов  внутреннего контроля аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск составляет - 80%, риск контроля - 100%, и риск того, что аудитор выдаст неправильное заключение – 5%. После вычислений получаем значение риска необнаружения ошибок при аудите 6%

     (0,05:(0,8 х 1,0)) х 100%.

     Если  аудитор пришел к заключению, что  приемлемый уровень необнаружения  ошибок в данном случае должен быть не выше 6%, то он может считать план приемлемым. Подобный план может помочь аудитору получить приемлемый уровень риска необнаружения ошибок при аудите. 

    Аудиторская проверка операций по счетам в банке  начинается со знакомства аудитора со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

    Аудитор определяет юридические основы взаимоотношений  организации и банка, проверяет  соответствие договора банковского  счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.

    При проверке операций по расчетным счетам особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины.

     Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа  выписок с приложением к ним  платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств  без документов или операции, отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

Информация о работе Теоретические аспекты аудита операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках