ВВЕДЕНИЕ
Среди
множества экономических рычагов,
при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место занимают налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в
переходный к рынку период, налоговая
система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. Государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления
рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего
народного хозяйства.
Главной
задачей любого предприятия является
хозяйственная деятельность, направленная
на получение прибыли для удовлетворения
социальных и экономических интересов
членов трудового коллектива и интересов
собственника имущества предприятия.
Удовлетворение общественных потребностей
в его продукции, работах, услугах
регулируется государством экономическими
методами.
Актуальность
рассматриваемой темы определяется
тем, что налоги играют важнейшую
роль в механизме формирования прибыли
предприятия, а своевременный расчет
по налогам и сборам с бюджетом
и государственными целевыми бюджетными
фондами свидетельствует о хорошем
финансовом состоянии предприятия.
В случае нарушения хозяйствующим
субъектом порядка и сроков расчетов
с бюджетом по налогам к нему применяются
финансовые санкции, что может существенно
ухудшить финансовое положение предприятия
(источник уплаты санкций - прибыль
предприятия).[5]
Цель
данной работы - проанализировать налоги,
уплачиваемые предприятием и расчеты
с бюджетом по налогам и сборам.
Основными
задачами работы являются:
- изучение
понятия и сущности налогов;
- рассмотрение
основных функций налогов;
- анализ состава
и структуры налогов, уплачиваемых предприятием;
- анализ образования
налогов и расчетов по налогам с бюджетом
и целевыми бюджетными фондами;
- выявление
основных направлений совершенствования
системы налогообложения в Республике
Беларусь.
Предмет
исследования данной работы – учет
расчетов с бюджетом по налогам и
сборам и вопросы его совершенствования.
Объектом исследования является ведение
учета расчетов по налогам на предприятии
ВРСУП «Заря и К».
При
написании курсовой работы были использованы
следующие методы:
-
сравнительный метод
-
изучение нормативно-правовой базы
-
изучение публикаций и статей
-
аналитический метод
В процессе работы были
использованы нормативные документы,
труды таких авторов, как Кишкевич
А.Д., Пилипенко А.А., Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е.,
Алешкевич И.Н. и др.
- НАЛОГИ
И СБОРЫ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ
Среди
множества экономических рычагов,
при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место занимают налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в
переходный к рынку период, налоговая
система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. Государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления
рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего
народного хозяйства.
Налогообложение
– это система распределения
доходов между юридическими или
физическими лицами и государством,
а налоги представляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических и
физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и физических
лиц, получающих доходы, участвовать
в формировании финансовых ресурсов
государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или иной
формы деятельности. Поэтому налоги
выступают важнейшим звеном финансовой
политики государства в современных
условиях. Главные принципы налогообложения
– это равномерность и определенность.
Равномерность – это единый подход
государства к налогоплательщикам
с точки зрения всеобщности, единства
правил, а так же равной степени
убытка, который понесет налогоплательщик.
Сущность определенности состоит в
том, что порядок налогообложения устанавливается
заранее законом, так что размер и срок
уплаты налога известен заблаговременно.
Государство так же определяет меры взыскания
за невыполнение данного закона. [2].
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах государства,
которые устанавливают конкретные
методы построения и взимания налогов,
то есть определяют конкретные элементы
налогов, к которым относятся:
- объект налога
– это имущество или доход, подлежащие
обложению, измеримые количественно, которые
служат базой для исчисления налога;
- субъект налога
– это налогоплательщик, то есть физическое
или юридическое лицо, которое обязано
в соответствии с законодательством уплатить
налог;
- источник
налога, то есть доход из которого выплачивается
налог;
- ставка налога
– величина налоговых отчислений с единицы
объекта налога. Ставка определяется либо
в виде твердой ставки, либо в виде процента
и называется налоговой квотой;
- налоговая
льгота – полное или частичное освобождение
плательщика от налога;
- срок уплаты
налога – срок в который должен быть уплачен
налог и, который оговаривается в законодательстве,
а за его нарушение, не зависимо от вины
налогоплательщика, взимается пени в зависимости
от просроченного срока.
- правила исчисления
и порядок уплаты налога; штрафы и другие
санкции за неуплату налога. [4]
Основа
налоговой системы – Налоговый кодекс
РБ.
Налоговая
система Республики Беларусь включает
общереспубликанские и местные
налоги и сборы. В налоговой структуре
основную долю доходов бюджета (60–65%)
составляют косвенные налоги (налог
на добавленную стоимость, акцизы, оборотные
налоги, налог с продаж и т.п.).
Ведется
работа по заключению отдельных двусторонних
соглашений об избежание двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты
налогов в отношении налогов
на доходы и имущество взамен действовавшего
еще со времен Советского Союза такого
соглашения, общего для всех стран.
К настоящему времени уже заключены
и действуют соглашения с 44 странами,
среди которых крупнейшие европейские
государства, США, Япония и другие. [14].
Во
внешней торговле при взимании косвенных
налогов (НДС и акцизов) Республика
Беларусь со всеми странами дальнего
зарубежья применяет принцип
страны назначения товара и соответственно
нулевую ставку НДС к экспорту
в эти страны белорусских товаров
и услуг. Этот же принцип в настоящее
время применяется и в торговле
со всеми государствами – участниками
Содружества Независимых Государств,
за исключением Российской Федерации.
Во взаимной торговле с Россией, в
рамках Договора о создании Союзного
государства, при взимании косвенных
налогов пока сохранен принцип страны
происхождения товара.[37]
Современная
налоговая система характеризуется
следующими чертами:
- базируется
на правовой основе, а не подзаконных актах,
как это было ранее. Она пронизывает все
финансовые отношения, связанные с перераспределением
части совокупного общественного продукта;
- построена
по единым правилам, на едином механизме
исчисления и сбора платежей, независимо
от организационно-правовых форм субъектов
хозяйствования и физических лиц. За всеми
налоговыми взносами осуществляется единый
контроль со стороны налоговых органов;
- предъявляет
к плательщикам одинаковые требования
и создает равные стартовые условия формирования
доходов путем определения перечня налогов
унификация ставок, упорядочения льгот
и механизма их предоставления, невмешательства
в использование средств, оставшихся после
уплаты налога;
- обеспечивает
более справедливое распределение налогового
бремени между отдельными категориями
плательщиков, юридическими лицами, усиливает
правовую защиту их интересов;
- учет опыта
западных стран дает возможность Беларуси
присоединиться к мировому рынку. Включиться
в международные экономические интеграционные
связи. [4]
Налоговая
система Беларуси формировалась на
классических принципах налогообложения,
с учетом разработанных налоговой практикой
других стран принципов налогообложения.
В силу сложных условий переходного периода
не все они легли в основу нашей налоговой
системы, другие дополнены и уточнены
положениями, вытекающими из практической
необходимости.
В
основу налоговой системы Республики
Беларусь положены следующие принципы:
- однократность
обложения, то есть один и тот же объект
одного вида налогов облагается только
один раз за определенный законом период;
- оптимальное
сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый
подход ко всем хозяйствующим субъектам
обложения;
- установленный
порядок введения и отмены органами власти
разного уровня налогов, их ставок, налоговых
льгот;
- четкая классификация
налогов, взимаемых на территории страны,
в основу которой положена компетенция
соответствующей власти;
- обоснование
и точное распределение налоговых доходов
между бюджетами разных уровней;
- стабильность
ставок налога в течение довольно длительного
периода и простота исчисления платежа.
Эти
принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность
нарушается при взимании НДС с импортных
товаров, за которые уже уплачены таможенные
пошлины. Нет четкой классификации в зависимости
от уровней органов государственной власти,
когда все большая часть республиканских
налогов является регулирующей по отношению
к местным органам власти. Нередко действие
закона, подписанного в середине года,
распространяется на весь год.[13]
В
механизме построения налоговой системы
Беларуси важное место занимают налоговые
льготы, которые используются государством
в качестве регулирующей и стимулирующей
функции. Их умелое применение способствует
росту эффективности производства, повышению
благосостояния населения.
Как
правило, по каждому налогу предусматриваются
специальные налоговые льготы, имеющие
строго целенаправленный характер. Все
льготы должны применяться только в соответствии
с действующим законодательством и, как
правило, не должны носить индивидуальный
характер. При проведении политики налоговых
льгот государство учитывает условия
развития экономики, чтобы большое количество
налоговых льгот не ограничивало доходы
бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При
принятии решения по налоговым льготам
учитываются интересы трех субъектов:
- государства,
заинтересованного в росте доходов бюджета;
- юридических
лиц, чтобы не сократилось производство;
- населения,
чтобы неравномерность распределения
льгот не привела к социальной напряженности
в обществе.
Налоговые
льготы по республиканским налогам устанавливаются
только республиканскими органами власти.
Местные органы власти имеют право вводить
льготы только в пределах сумм налогов,
зачисляемых в местные бюджеты.
Государство
не только вводит налоговые льготы,
поощряя налогоплательщиков, но и
применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое
законодательство. При несоблюдении законов
о налогах юридические и физические лица
несут ответственность, виды и размер
которой регулируются законодательством.
Налогоплательщик, преступивший закон,
несет имущественную ответственность
в трех видах:
- взыскание
всей суммы сокрытого или заниженного
дохода или суммы налога за иной сокрытый
или неучтенный объект налогообложения;
- уплата
штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения
или ведение учета объекта налогообложения
с нарушением установленного порядка,
а также непредставление или несвоевременное
представление в налоговые органы документов
для исчисления налогов;