Учёт обеспеченности предприятия сырьём и материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование литературных источников по теме «Учёт обеспеченности предприятия сырьём и материалами» и практической работы предприятия, разработка рекомендаций по совершенствованию учёта материального обеспечения.
Основными задачами для достижения цели является:
- изучение понятия материальных ресурсов, цели, задачи и классификации материальных ресурсов;
- изучение основных методов оценки материальных ресурсов и влияние на показатели бухгалтерской отчётности;
- изучение документального оформления поступления сырья и материалов от поставщиков;
- изучение организации аналитического учёта материалов в местах хранения;
- изучение синтетического учёта поступления материальных ресурсов;
- изучение порядка проведения документального оформления инвентаризации материальных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

   На  РУПП «Алеся» оценка материальных ресурсов осуществляется по учётным ценам.

   Учётные цены применяются для облегчения и упрощения технической процедуры оценки материальных ценностей. На каждый вид материальных оборотных средств рассчитывается учётная цена для текущей оценки движения материалов.

   В качестве учётных цен могут применяться  средние покупные цены, цены плановой (нормативной) стоимости приобретения (заготовления), свободные рыночные (договорные), оптовые цены (л. 3, 62).

     По этой цене предприятие оценивает  материалы по мере их поступления  в первичных документах и учётных регистрах. Разницы, возникающие между учётными ценами и фактической себестоимостью представляет собой отклонение фактической себестоимости от учётных цен. Для списания отклонений на соответствующие счета делается расчёт, при котором необходимо найти процент отклонений:

% отк. = (Онм + Ом / Мнм + Мм) * 100%

где, Онм - отклонение фактической стоимости  материалов от их стоимости по учётным ценам;

        Ом – отклонение фактической  стоимости материалов, приобретенных  за месяц, от их стоимости по учётным ценам;

        Мнм – стоимость материалов на начало месяца по учётным ценам;

        Мм – стоимость материалов по учётным ценам, поступивших за отчётный месяц.

     Далее рассчитывается сумма отклонений, относящихся к израсходованным материалом по учётным ценам:

Ор = Мр * %отк. / 100%

где, Мр – стоимость материалов по учётным ценам, израсходованных за отчётный месяц.

     Сложив стоимость израсходованных материалов по учётным ценам с суммой отклонений, получим фактическую себестоимость расходов материала. Если отклонения со знаком плюс - перерасход или минус - экономия, то транспортно-заготовительные расходы – только со знаком плюс. Присоединение отклонений (плюс или минус) или транспортно-заготовительных расходов (плюс) к стоимости материалов по учётным ценам в итоге даёт их фактическую себестоимость.

   Средневзвешенная  цена – определяется по каждому виду запасов путём деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) товарно-материальных ценностей на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство (л. 2, 166).

     Фиксированная цена - неизменная цена  в течение отчётного периода (года) на определенный вид материала. Для определения фактической себестоимости израсходованных материалов рассчитывается отклонение фактической стоимости от фиксированных цен:

Котк. = Оп / Мф

где, Котк. – коэффициент отклонений;

       Оп – сумма отклонений по  поступившим материалам;

       Мф – стоимость материалов, поступивших в течение месяца, по фиксированным ценам.

     Далее рассчитывается сумма отклонений, относящаяся к израсходованным материалам по фиксированным ценам:

Ор = Мрф * К

где, Мрф  – расход материала по фиксированным  ценам.

     Суммировав отклонения и расход  материала по фиксированным ценам, получим фактическую себестоимость расхода материала.

     Материальные ресурсы, на которые цены в течение года снизились, если они морально устарели или частично потеряли своё первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчётного года по ценам возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения (заготовления), с отнесением разницы в ценах на результат хозяйственной деятельности.

  Оценка  запасов способом ФИФО («first in first out» - «первый пришёл – первый ушёл») основана на допущении, что материальные ресурсы используются в организации в последовательности их приобретения. Ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения и числящихся на начало месяца. Согласно этому способу на складе на конец отчётного месяца остаются материальные ресурсы по цене последних по приобретению, а в себестоимости изготавливаемой в отчётном месяце продукции, учитывается цена ранних по времени приобретения материальных ресурсов.

  Оценка  запасов способом ЛИФО («last in first out» - «последний пришёл – первый ушёл») основана на допущении, что ресурсы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимость последних по времени приобретений. При таком способе учёта материальные ресурсы, находящиеся в запасе на конец отчетного месяца, оцениваются по цене ранних по времени приобретений, а в себестоимости изготавливаемой в отчётном месяце продукции учитывается цена поздних по времени приобретения материальных ресурсов.

  В течение отчётного года организация  может применять только один способ оценки по каждому виду материальных ценностей. При появлении новой группы запасов, которая ранее не входила в учётную номенклатуру запасов, организация имеет право дополнить свою учётную политику и выбрать способ оценки для списания данного вида запасов (л. 2, 167).  

     Товарно-материальные ценности, полученные в счёт вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по договоренности сторон.

  Организация самостоятельно выбирает один из приведённых методов оценки стоимости производственных запасов при определении фактической себестоимости выпущенной продукции и оговаривает его в приказе об учётной политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Документальное оформление поступления сырья и материалов от поставщиков

     Производственные запасы поступают в организацию от различных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств из основного производства в виде возвратных отходов, а также поступают за наличный расчёт от подотчётных лиц.

     Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им расчётно-платёжные документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные). Документы, полученные от поставщиков, направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках. После этого производятся записи в журнале учёта поступающих грузов (ф. М-1), который ведётся отделом материально-технического снабжения. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платёжных документов за приобретаемые ценности (л. 5,  181).

     При предварительной оплате за приобретаемые производственные запасы покупатель сначала производит их оплату путём перечисления денежных средств платёжными поручениями либо платёжными требованиями-поручениями, а затем поставщик отгружает ценности в адрес получателя.

     Бартерные сделки оформляются путём взаимного предъявления друг другу соответствующих расчётно-платёжных документов (счёт-фактура, товарно-транспортная накладная, приказ-накладная) (л. 6, 250).

     В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приёмки и оприходования грузов приложения к расчётно-платёжным документам передаются на склад.

   Если  при приёмке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствие пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждение ценностей, то экспедитор в праве потребовать проверку груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Претензии о возмещении недостачи или утраты грузов, подтверждённые коммерческим актом, предъявляются виновнику – железной дороге или поставщику. 

     При получении материалов со складов местных поставщиков экспедитор также должен иметь доверенность (ф. М-2 или М-2а). Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдаёт заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания.

     На РУПП «Алеся» при отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путём составления приходного ордера формы М-4 (Приложение 2). Где указывается номер документа, поставщик, дата составления, номер склада, корреспонденция счетов, номер сопроводительного документа.

     При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приходного ордера. Здесь же материально ответственное лицо производит подпись оприходовании груза (л. 5, 182).

     Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день. Причём каждая отдельная приёмка оформляется соответствующей квитанцией.

     Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учёте как принятые на склад и переданные в цех.

  Если  количество или качество прибывших  материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по акту о приёмке материалов формы М-7 (Приложение 3). Он также составляется при приёмке материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем организации или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию организации для учёта движения материальных ценностей, а второй - отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику).

     Акт о приёмке материалов (форма М-7) является первичным документом при приходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется.

     При централизованной доставке  материалов  автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 в четырёх экземплярах, один из которых служит основанием для оприходования материальных ценностей у грузополучателя (л. 5, 183).

     На склады поступают также материалы из цехов своей организации (неиспользованные материалы; отходы, полученные при ликвидации основных средств, от брака). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11. Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один экземпляр остаётся у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) – у получателя (цеха, склада). Накладные-требования (форма М-11) на возврат неиспользованных материалов выписываются в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последних предусматривается учёт возврата материалов, ранее отпущенных в производство.

     Материальные ценности, которые находятся в стадии технической приёмки, лабораторного испытания, приходными документами не оформляются. Они принимаются на ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приёмки» и «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп — по отдельным партиям поступивших ценностей. Эти товарно-материальные ценности должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов приёмки не расходоваться.

     Прибывшие ценности приходуются  в соответствующих единицах измерения – весовых, объёмных, линейных. Если они поступают в одной единице измерения, а отпускаются в другой, то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения (л. 5, 183).    

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Организация  аналитического учёта материала в местах хранения 

   Сохранность материальных ценностей на складах обеспечивает заведующий складом (кладовщик), с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Заведующий складом должен иметь списки материально ответственных лиц, которым разрешается получение материальных ценностей со складов. Он ведёт учёт движения материальных ценностей в натуральном выражении. Порядок учёта материалов на складах зависит от применяемого метода. На РУПП «Алеся» применяется оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учёта материалов. При этом методе учёта бухгалтерия организации открывает и выдаёт под расписку в журнале регистрации заведующему складом (кладовщику) карточки складского учёта материалов типовой формы М-12 (Приложение 1) на каждый номенклатурный номер материала.

Информация о работе Учёт обеспеченности предприятия сырьём и материалами