Управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана организации, который включает в себя следующие элементы:
план документации и документооборота;
план счетов и их корреспонденция;
план отчетности;
план технического оформления учета;

Содержание

1. Организация управленческого учёта
2. Возможные варианты организации управленческого учёта
3. Принципы управленческого учета
4. Место управленческого учета в информационной системе организации
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Управленческий учет.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

1. Организация управленческого учёта

2. Возможные варианты организации управленческого учёта

3. Принципы управленческого учета

4. Место управленческого учета в информационной системе организации

    Список использованных источников 

 

      1. Организация управленческого учёта 

     Под организацией управленческого учета  понимают систему условий и элементов  построения учетного процесса с целью  получения достоверной и своевременной  информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

     Для обеспечения рациональной организации  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана  организации, который включает в  себя следующие элементы:

     план  документации и документооборота;

     план  счетов и их корреспонденция;

     план  отчетности;

     план  технического оформления учета;

     план  организации труда работников бухгалтерии.

     В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После того, как была определена потребность организации в бланках, заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение.

     График  документооборота — это основа организации  первичного учета в организации, представляющий собой путь, который  проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

     При разработке плана счетов для управленческого  учета необходимо иметь ввиду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н, 116н позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей бухгалтерского и управленческого учета.

     План  отчетности состоит из двух частей. В первой части содержаться необходимые  сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, т. е. внешняя  отчетность, во второй — по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации, т. е. внутренняя отчетность.

     В плане технического оформления учета  указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут  использованы организацией.

     В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, должностная характеристика каждому работнику, составляются графики учетных работ.

     Служба  управленческого учета в организации  состоит из следующих групп: планирования, материальная, учета затрат труда  и его оплаты, производственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

     Задачей группы планирования является составление  различных видов бюджета, например главного бюджета, охватывающего основную деятельность организации; бюджеты  структурных подразделений и другие частные бюджеты; операционный бюджет; финансовый бюджет; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности.

     Материальная  группа:

     осуществляет  выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением  и использованием этих ресурсов;

     разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья  и материалов на складах;

     принимает участие в выборе типовых и  разработке новых форм первичных  документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов; разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов; осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

     Группа  учет затрат труда и его оплаты осуществляет:

     нормирование  труда;

     определяет  расценки оплаты труда;

     ведет учет затрат труда по установленным  объектам учета;

     принимает участие в разработке форм первичных  документов, учетных регистров и  отчетов по труду и заработной плате.

     Производственно-калькуляционная группа определяет:

     перечень  центров затрат и центров ответственности;

     устанавливает статьи затрат по каждому центру затрет;

     разрабатывает формы учетных регистров и  отчетов по затратам и выпуску  продукции;

     осуществляет  калькулирование себестоимости  продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

     Группа  учета продажи продукции определяет:

     порядок учета выпуска и продажи продукции;

     состав  покупателей;

     фактические затраты по продаже продукции;

     себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи;

     прибыль и рентабельность по продаже отдельных  видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

     Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности  деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации, принимает участие в разработке бюджетов организации. 

     2. Возможные варианты организации управленческого учёта 

     Организация на предприятии системы управленческого  учета, занимающегося учетом и анализом издержек производства, предполагает отделение счетов по их учету от общей системы счетов. По существу, речь идет о создании специального счетного плана, используемого бухгалтерским управленческим учетом, или о выделении в общем плане специальных разделов, обобщающих счета управленческого учета. В других странах этот вопрос решается по-разному. В нашей стране, как известно, выбран второй путь.

     Обособление счетов управленческого учета, помимо улучшения информационного обслуживания различных управленческих структур, создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных  видов выпускаемой продукции.

     Исторически управленческий учет появился в капиталистическом  обществе именно как следствие коммерческой тайны, потому в литературе его иногда называют «секретным учетом». Не случайно исследователи бухгалтерского учета, в частности Р. де Рувер, показали, что начиная с XIV—XV вв. венецианские торговцы время от времени кроме положенных бухгалтерских книг, заполняемых служащими, сами вели секретные книги, чтобы отразить самые конфиденциальные операции (касающиеся чаще всего движения капитала и величины обшей прибыли). В конце XIX - начале XX в., когда государство и профсоюзы рабочих стали активно интересоваться прибылями предпринимателей и требовать публикации финансовых отчетов, предприниматели, опираясь на идеи своих счетных работников, создали специальные методологические приемы, что привело к введению двух параллельных видов бухгалтерского учета: открытого - для «нескромных глаз», и закрытого, секретного, предназначенного только для предпринимателя.

     Возможные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием и С.А. Николаевой. Речь идёт автономном и интегрированном вариантах организации управленческого учета. 

Постановка  управленческого  учета является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования. Цель управленческого учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

 
Постановка управленческого учета  является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования. Система управленческого учета является эффективной, если она позволяет облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на создание и функционирование самой системы.

Цель  управленческого  учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Управленческий  учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. В современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Поскольку каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, возникает объективная необходимость накапливать по всем этим параметрам информацию, получать необходимые учетные данные. Эффективность управленческого учета зависит от выбора методики его ведения (подходов к оценке активов, способов обработки финансовой информации с учетом фактора времени, способов калькулирования затрат и др.). Методы ведения управленческого учета должны быть отражены в документах организационного характера (приказах, распоряжениях руководства).

Принципы  управленческого  учета

1. Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные его подразделения;

2. Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени;

3. Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной;

4. Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима;

5. Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами;

6. Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;

7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;

8. Принцип экономичности. Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведения финансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат.

Информация о работе Управленческий учет