Управленческий учёт и его место в информационной и учётной системе организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

В первой главе целесообразно дать общую характеристику системы управленческого учёта – становление и развитие управленческого учёта, принципы управленческого учета в деятельности организации, предмет, объект, методы и цели управленческого учёта, процесс принятия решений в управленческом учёте.
Во второй главе необходимо раскрыть влияние управленческого учёта на построение информационной и учётной системы организации – то есть рассмотреть информацию в системе управленческого учета, порядок организации и ведения управленческого учёта, сравнительную характеристику финансового и управленческого учета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика системы управленческого учёта……………………………….5
1. Становление и развитие управленческого учёта…………………………………5
2. Концепция управленческого учета. Предмет, объекты и цели
управленческого учета……………………………………………………………………….7
a) Концепция управленческого учёта……………………………………………7
б) Предмет, объект и цели управленческого учета и их краткая характеристика……………………………………………………………………………….10
1.3. Методы управленческого учета в деятельности организации…………………12
2. Влияние управленческого учёта на построение информационной и учётной
системы организации…………………………………………………………………………14
2.1. Информация в системе управленческого учета……………………………………………………………………………………………14
2.2. Порядок организации и ведения управленческого учёта……………………………………………………………………………………………15
2.3. Сравнительная характеристика финансового и
управленческого учета…………………………………………………………………..25


Заключение…………………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Управленческий учёт и его место в информационной и учётной системе организации.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

    Такая гибкая организация структуры счетов позволяет вести весь учет на едином информационном поле проводок и избегать ошибок, возникающих из-за двойного учета информации.

    Важными факторами, влияющими на построение управленческого плана счетов предприятия, являются:

  • взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета;
  • специфика производства (массовое, позаказное и пр.);
  • способ ведения оперативного учета.

    Как правило, при разработке плана счетов управленческого учета сразу  же устанавливаются типовые проводки, отражающие хозяйственные операции по основным объектам управленческого учета. Это существенно облегчает и стандартизирует работу специалистов, занимающихся ведением управленческого учета.

 

Пример  создания управленческого  плана счетов

    Номер счета в управленческом плане  счетов российской компании «Стройторг» (название компании условное) состоит  из кода ЦФО, уникального номера управленческого  счета, используемого при классификации  объектов в управленческом учете, и субсчета, соответствующего счету бухгалтерского плана счетов. В табл. 1 представлена выдержка из управленческого плана счетов компании для центра финансовой ответственности «Администрация управляющей компании» (код ЦФО — 100101).

    Рассмотрим структуру номера счета на примере. Счет 100101-111201-51 «Расчетные счета» состоит из шестизначного кода ЦФО (100101), шестизначного номера счета управленческого учета (111201) и субсчета (51). Формирование кодов ЦФО мы уже разбирали, а субсчет 51 — это номер счета из бухгалтерского плана счетов, соответствующий расчетному счету. Рассмотрим, по каким принципам сформированы шестизначные номера счета управленческого учета.

Первая цифра номера управленческого  плана счетов характеризует все  объекты учета как активы и пассивы, в данном случае «1» — активы («2» — пассивы). Вторая цифра указывает на вид активов: «1» — текущие активы («2» — внеоборотные активы). Третья цифра — вид активов внутри предыдущей группы: «1» — денежные средства («2» — краткосрочные финансовые вложения, «3» — расчеты с дебиторами и т. д.). Четвертая цифра характеризует объекты учета внутри группы «Денежные средства»: «2» — денежные средства на счетах в банках («1» — касса). Последние две цифры являются порядковыми номерами для подразделов, входящих в объект учета «Денежные средства на счетах»: «01» — расчетные счета («02» — валютные счета, «03» — переводы в пути).

    Каждый  счет в управленческом плане счетов характеризуется уровнем детализации (см. табл. 2). Переход к более высокому уровню детализации осуществляется путем последовательного обобщения информации по более низким уровням. При этом цифры в номере счета, характеризующие более низкие уровни детализации, заменяются на «0». Например, 111201 — «Расчетные счета» (7 уровень), 111200 — «Денежные средства на счетах в банках» (6 уровень), 111000 — «Денежные средства» (5 уровень), 110000 — «Текущие активы» (4 уровень), 100000 — «Активы» (3 уровень).

    Применение  такой методики описания объектов учета  позволяет создать систему вложенных объектов учета с высокой степенью детализации.  

5. Разработка внутренних положений и инструкций

    Поскольку методы и правила управленческого  учета не регламентированы общепринятыми  стандартами и законодательством, то они устанавливаются самим  предприятием. Как правило, составляются следующие основные внутренние положения и инструкции, определяющие нормы и правила ведения управленческого учета:

  • положение о финансовой структуре предприятия;
  • положение об учетной политике;
  • единые классификаторы и кодификаторы управленческого учета и инструкции по их применению;
  • управленческий план счетов;
  • формы первичных и отчетных документов управленческого учета;
  • регламенты бизнес-процессов, отражающие сроки, порядок и ответственность конкретных сотрудников за формирование регистров управленческого учета и форм отчетности.

    Одним из важнейших документов является положение  об учетной политике, поскольку на практике учетная политика, используемая в управленческом учете, может кардинально  отличаться от учетной политики, используемой в финансовом учете, что обусловлено различием целей управленческого и финансового учета.

    Учетная политика содержит общие критерии ведения  управленческого учета конкретного  предприятия: валюта учета; методы оценки запасов; методы учета затрат, калькулирования себестоимости продукции и распределения косвенных затрат; принципы отражения доходов и расходов, курсовой разницы, начислений и резервов; определение уровня существенности и т. п. Учетная политика обеспечивает непрерывность и преемственность управленческого учета.

    В результате предприятие получает пакет  документации, который регламентирует правила и методы ведения управленческого  учета.

6. Проведение организационных изменений на предприятии

Принципы  проведения организационных  изменений

    При внедрении системы управленческого учета на предприятии следует решить, как будет организовано ведение управленческого учета. Структурное подразделение, ответственное за ведение управленческого учета, должно удовлетворять нескольким требованиям: информационная обеспеченность, методологическая подготовленность, компетентность.

    В практике российских предприятий встречаются  следующие варианты организации  ведения управленческого учета:

  • в финансово-экономической службе;
  • в едином информационно-аналитическом центре;
  • в информационно-аналитическом центре внутри каждой из служб предприятия;
  • разделение полномочий и ответственности между службами в зависимости от объектов учета.

    Основными организационными документами, определяющими  ответственность, обязанности сотрудников и отделов предприятия по ведению управленческого учета, являются:

  • положение об организационной структуре предприятия;
  • положения об отделах (подразделениях) предприятия;
  • должностные инструкции сотрудников предприятия;
  • инструкции по организации бизнес-процессов, отражающих сроки, последовательность и ответственность за формирование регистров управленческого учета и форм отчетности;
  • система мотивации сотрудников предприятия.

    Несмотря  на четкое определение и разграничение  обязанностей сотрудников, одной из основных проблем при постановке управленческого учета является нежелание специалистов заполнять дополнительные формы и обрабатывать информацию. Часто такая ситуация является следствием недостаточной работы с персоналом по разъяснению целей и задач управленческого учета.

    Положительно  влиять на процесс внедрения управленческого  учета на предприятии могут следующие  факторы:

  • заинтересованность руководителей предприятия в получении объективной информации и их готовность к необходимым изменениям;
  • четко сформулированные цели и выделенные приоритеты развития предприятия;
  • разработанная юридическая и организационная структура компании;
  • система мотивации управленческого персонала;
  • доступность методологической поддержки;
  • достаточный уровень автоматизации служб.

  

  Пример организации ведения управленческого учета  

    В компании «Кампина» обобщение и  анализ информации по управленческому  учету осуществляются в финансово-экономической  службе. В подчинении финансового  директора находятся финансовый менеджер и аналитик.

    Финансовый  менеджер отвечает за сбор, обобщение  информации по всем подразделениям и  составление внутренних и внешних  управленческих отчетов (на базе МСФО). Внутренние управленческие отчеты составляются для анализа и контроля деятельности предприятия, проводимых руководством российской компании. Внешние отчеты составляются для головного офиса, находящегося в Голландии.

    В обязанности аналитика входят выявление  тенденций развития предприятия  и анализ отклонений.

    Данные  по объектам учета в отдел управленческого учета представляют соответствующие подразделения исходя из сроков, установленных в компании. Сроки, а также характер информации, за представление которой отвечают конкретные сотрудники, регламентируются должностными инструкциями и внутренним графиком документооборота.

    Контролирует  деятельность подразделения непосредственно  финансовый директор.

(Пример  предоставлен Олегом Когутой.)

    Итак, осуществив все описанные этапы внедрения управленческого учета, предприятие получит систему, готовую к эксплуатации. Однако прежде чем эта система начнет эффективно работать, необходимо проверить ее на практике и, если нужно, внести определенные корректировки. Одновременно следует обучать сотрудников, ответственных за ведение управленческого учета. И лишь после этого руководство компании сможет полноценно пользоваться плодами работы по внедрению системы управленческого учета.  
 

    2.3. Сравнительная характеристика  финансового и  управленческого  учёта. 

    Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что учетная информация должна формироваться не ради самого бухгалтерского учета, а быть полезной внутренним и внешним ее пользователям, служить необходимой основой для осуществления процессов прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля, т.е. выступать важным средством принятия эффективных управленческих решений. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и отражения информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.

    Финансовый  учет охватывает информацию, которая  используется не только для внутреннего  управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям. Эта информация должна удовлетворять потребности, как фискальных государственных органов, так и акционеров компаний, держателей облигаций и других ценных бумаг, потенциальных инвесторов. Нормы и правила ведения финансового учета регулируются не только национальными, но и международными стандартами.

    Управленческий  же учет предназначается для решения  внутренних задач управления предприятием и является его "ноу-хау". В отличие  от финансового, управленческий учет субъективен  и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения качественного принятия управленческих решений и его реализуют профессионалы высокого уровня.

    На  отечественных предприятиях многие главные бухгалтера занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш традиционный бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ. Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не использует возможности маркетинга, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.д.

    По  оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочего времени и ресурсов в  области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета, в то время как на традиционный финансовый учет уходит только оставшаяся часть. На отечественных же предприятиях это соотношение, к сожалению, выглядит с точностью наоборот. Такому положению способствует отсутствие официального определения, признания понятий финансового и управленческого учета в законодательных и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. Так, в Законе "О бухгалтерском учете" дано определение только бухгалтерского учета, согласно которому "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" (ст.1, п.1).

    При этом никакого упоминания о финансовом и управленческом учёте нету и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н).

Информация о работе Управленческий учёт и его место в информационной и учётной системе организации