Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:40, статья
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности и ее раскрытии в финансовой отчетности определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденным приказом Министерства Финансов Украины от 8 октября 1999 г. № 237 [2 c.497]. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга или товар проданы, а денежные средства не получены. Так, в Положении (стандарта) бухгалтерского учета 10, под определением термина «дебиторская задолженность» понимают сумму задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
Управление дебиторской задолженностью
Лезина Т. С.
к. э. н., Короткова О. В.
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности и ее раскрытии в финансовой отчетности определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденным приказом Министерства Финансов Украины от 8 октября 1999 г. № 237 [2 c.497]. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга или товар проданы, а денежные средства не получены. Так, в Положении (стандарта) бухгалтерского учета 10, под определением термина «дебиторская задолженность» понимают сумму задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
При анализе дебиторской задолженности традиционно клиентов делят на добросовестных и недобросовестных. К недобросовестным клиентам относятся те, кто изначально, вступая в сделку, не предполагали платить, или те, кто ищут различные пути для того, чтобы не платить. К добросовестным клиентам относятся такие клиенты, которые вступали в сделку с намерением рассчитаться за полученный товар. Однако в ситуации кризиса такое разделение уже не является эффективным, потому что многие добросовестные клиенты не по своему желанию стали демонстрировать поведение недобросовестных заемщиков.
Если бизнес клиента-дебитора действует, то определенный объем денежных средств у него присутствует. Выбирая из поставщиков, кому же заплатить, клиент проводит их оценку и кому-то платит вовремя, а с кем-то ведет вежливые переговоры, ласково улыбается, а денег не отдает.
При возврате долга продавцами обычно применяются так называемые мягкие способы работы с дебиторской задолженностью, к которым относится постоянные напоминания клиенту о ее существовании. Для напоминания могут быть использованы следующие коммуникационные каналы: телефон, факс, обычная и электронная почта и личный контакт [3].
Так же, дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма [2 c.498]. Но проблема с возвратом дебиторской задолженности возникает у тех предприятий и компаний, которые не относятся ни к самым необходимым, ни к самым сильным. В связи с этим, важно своих клиентов приучить вовремя платить за полученную им продукцию, товары, работы, услуги, а для этого необходимо добиваться четкой личной договоренности, которая включает в себя указание точного времени платежа. Чтобы не происходило подобных проблем, существует термин «управление дебиторской задолженностью».
Управление дебиторской задолженностью – это процесс реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования. Ее экономическое управление оказывает большое влияние на ликвидность, а следовательно, и на укрепление финансового положения предприятия в целом. Следовательно, эффективное управление дебиторской задолженности относится к необходимым условиям успешной работы предприятия, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей предприятия: ускоряет товарооборот, аккумулируется свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета [1].
Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния предприятий, это: правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, которые влияют на рост дебиторской задолженности и определения резервов направленных на ликвидацию неоправданной задолженности и снижение ее роста [3].
Список использованных источников:
1. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность» - утв. приказом Министерства финансов Ураины от 8 окт. 1999 г. №237
2. Лишиленко А. В. Финансовый учет: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Изд-во «Центр учебной литературы», 2007. – 600 с.
3. А.А.Aнyчин, кандидат экономических наук – Как получить дебиторскую задолженность. - www.prostobiz.ua