Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курсовая работа
Тема управление жилищно-коммунальным хозяйством в современ-ной России одна из самых актуальных. Ведь жилищно-коммунальное хо-зяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. ЖКХ в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека – комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д.
К основными проблемам, которые существуют в этой сфере, относятся: старение жилищного фонда; интенсивное выбытие жилищного фонда и прогрессивно нарастающий износ инженерных коммуникаций; недостаточные объемы нового жилищного строительства; отсутствие муниципальных программ и реальных механизмов по обновлению сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций и дорог; недостаток инвестиционных ресурсов и как следствие низкий уровень инвестиционной активности; преобладание не соответствующих современным методам организации форм управления жилищно-коммунальным комплексом, в частности, на муниципальном уровне.
Муниципальные
органы своей повседневной деятельностью
смягчают тяжелые последствия жилищно-коммунальной
реформы. Поиск путей решения эффективного
муниципального управления в сфере ЖКХ
— актуальная проблема, привлекающая
внимание специалистов из разных областей
научного знания. Одной из важнейших задач,
стоящих перед органами ЖКХ, выступает
создание эффективной системы управления.
1.3
Правовое регулирование жилищно-коммунальным
хозяйством
Как показывает история, жилищно-коммунальное хозяйство, как и любая другая сфера человеческой жизнедеятельности, требует управления со стороны государственных и муниципальных органов власти. Более того, порождая особый вид правоотношений, процесс управления жилищно-коммунальным хозяйством должен иметь определённое нормативно-правовое обеспечение. Правовое обеспечение – совокупность правовых мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, договоров. Правовое обеспечение управления жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется через систему нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность всех участников правоотношений в сфере ЖКХ и устанавливают юридическую ответственность за нарушение установленных правил. Правоотношения, которые возникают в процессе функционирования отрасли ЖКХ, регулируются жилищным законодательством. В свою очередь, жилищное законодательство РФ объединяет правовые нормы различных отраслей. В статье 72 Конституции РФ установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.[1] Это означает, что жилищное законодательство регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В этом случае законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.[5]
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом.[3]
Таким образом, система управления ЖКХ в современной России имеет три уровня: 1) федеральный; 2) региональный; 3) муниципальный.
На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Министерство регионального развития России. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации. Жилищный кодекс чётко разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
На
региональном уровне функции по управлению
ЖКХ осуществляет администрация
субъекта Российской Федерации. Как
орган исполнительной власти общей
компетенции администрация
Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются Законом об организации местного самоуправления. Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, уставы муниципальных образований. На данном уровне системы управления ЖКХ просматривается проблема несоответствия реального объема полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, предусмотренного текущим законодательством, полномочиям, содержащимся в Законе об организации местного самоуправления. Но именно на этом уровне решаются основные вопросы управления ЖКХ в России, и невозможно предусмотреть все полномочия, которые могут понадобиться органам местного самоуправления при решении традиционно муниципальных проблем. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
2) Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
3) Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
4) Определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
5) Иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
К иным полномочиям, которые установлены Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», например, можно отнести регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.[2] Жилищный кодекс РФ допускает возможность наделения органов местного самоуправления иными полномочиями в области жилищных отношений законами соответствующих субъектов Российской Федерации, но при этом, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» чётко указано, что расширение полномочий возможно только в рамках указанного Федерального закона.
Результаты
анализа позволяют выделить основные
сферы регулирования ЖКХ в России, которые
контролируются федеральными органами
власти и органами местного самоуправления.
Это установление общих правил (федеральный
уровень) и непосредственное регулирование
деятельности предприятий ЖКХ (органы
местного самоуправления), вплоть до установления
тарифов за коммунальные услуги. Региональные
органы управления ЖКХ осуществляют в
основном контрольную и учётную функции.
2 Анализ
системы управления жилищно-
2.1
Социально-экономическая характеристика
Тбилисский район расположен в центральной части Краснодарского края и граничит на севере с Выселковским и Тихорецким районами, на востоке – с Кавказским и Гулькевичским, на юге – с Курганинским, на западе – с Усть-Лабинским районами. Административный центр района – станица Тбилисская, расположена в 118 км от г. Краснодара. От морских портов Краснодарского края район удален на расстояния: - от порта г. Новороссийск – на 260 км.; - г. Темрюк – на 276 км.; - г. Ейск – на 280 км.
Площадь района составляет более 990 квадратных километров, что составляет 1% от общей площади территории Краснодарского края. В районе постоянно проживает более 48 тысяч человек, из них более 20 тысяч человек трудоспособного населения. Плотность населения составляет 49 человек на 1 кв. километр.
Тбилисский
район основан 31 декабря 1934 года, как
Тифлисский, входит в состав Краснодарского
края. С 1936 года район переименован в Тбилисский,
который был упразднен в 1963 году. Территория
входила в состав Кавказского, затем Усть-Лабинского
сельских районов. С 30 декабря 1966 года
существует как самостоятельная административно-
Ближайшая
железнодорожная станция «
Организационная структура управления – совокупность работников профессионально выполняющих функции управления и система связей соподчинения между ними. Организационная структура управления Администрации муниципального образования Тбилисский район представлена в Приложении 1.
Территория района входит в северный агроклиматический район. Почвенный покров развит повсеместно и представлен мощными обыкновенными слабогумусными черноземами. Почвенные ресурсы имеют основное народнохозяйственное значение в районе и обеспечивают получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Территория района входит в степную западно-предкавказскую растительную зону. В прошлом она была представлена разнотравно-типчаковой ковыльной степной растительностью, служащей обширными пастбищами для дикой фауны. В настоящее время все земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, распаханы. Почвообразовательные процессы теперь проходят под влиянием сельскохозяйственных культур, основу которых составляет озимая пшеница, озимый ячмень, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла и др.
Базовыми
отраслями экономики
Таблица 1 – Выпуск продукции, работ и услуг основными отраслями экономики (на начало 2009 года)
Наименование отрасли |
Производство
продукции, Удельный выполненных работ и вес, % оказанных услуг, млн. рублей |
сельское хозяйство | 383,5 96 |
промышленность | - |
торговля | 13,4 |
платные услуги | 0,6 |
транспорт | 0,1 |
строительство | - |
общественное питание | - |
Итого | 397,6 |
Рисунок
1 – Выпуск продукции, работ и услуг
основными отраслями экономики
Из
анализа отраслей экономики видно, что
наиболее перспективной является сельское
хозяйство. При этом наличие достаточного
количества сырьевой базы, природных
ресурсов будет являться огромным потенциалом
для расширения существующего сельхозпроизводства
и развития перерабатывающей отрасли.
Таблица 2 – Основные показатели экономического развития Тбилисского района по полному кругу предприятий
Информация о работе Управление жилищно-коммунальным хозяйством