Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба «Гильдия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить литературу по теме и получить теоретическое представление о сущности деятельности PR-специалиста.
a) Дать определение PR, проанализировав подходы к определению паблик рилейшнз различных авторов.
b) Рассмотреть цели, задачи, направления деятельности в области паблик рилейшнз.
c) Сравнить функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз.
d) Сопоставить навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейшнз.
e) Проанализировать вопросы образования специалиста в области паблик рилейшнз.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности по связям с общественностью……………..…………………………………………….. 4
1.1. Анализ подходов к определению PR………………………………… 4
1.2. Цели, задачи, направления PR-деятельности ………..……………… 10
1.3. Функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз…………. 13
1.4. Навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейншз……………………………………………………………………. 15
1.5. Образование специалиста в области паблик рилейшнз ……………. 19
1.6. Причины возникновения, структура, достоинства и недостатки PR-отделов….. ………………………………………………………………… 23
Выводы по главе 1………………………………………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Теория и практика связи с обществ.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

В перечислении направлений PR-деятельности этими авторами можно найти больше сходств, чем различий, что однозначно свидетельствует о том, что под направлениями PR-деятельности авторы понимают одно и то же. Все вышеперечисленные авторы выделяют такие направления как: связи с госструктурами, связи со СМИ, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, связи с местными сообществами. Финансовый PR, организацию специальных мероприятий и кризисный PR называют по два автора, однако последний может быть включен в отдельно выделяемые У. Аги с соавторами «вопросы текущей политики». В некоторых случаях разными словами (напр., «взаимоотношение с инвесторами» и «сбор средств») сформулированы сходные направления деятельности.

1.3. Функции и роли специалиста в области паблик рилейшнз.

 

              В данном параграфе автор рассмотрел такие понятия, как функции и роль, и сделала вывод, что они не являются тождественными понятиями.

Согласно толковому словарю, Функция - работа производимая органом, организмом; роль, значение чего–н; обязанность, круг деятельности [6,с.858]

              В словаре синонимов [11] можно найти следующий ряд слов, сино­ни­мич­ных функции - дело,  работа, ремесло, профессия, специальность, обязанность, роль, функция, амплуа, должность, призвание.

В качестве примера функций PR-специалиста можно привести выработку информационной политики, изучение партнеров и конкретных ситуаций при формировании маркетинговой деятельности, оценку общественного мнения, действия по проведению и организации акций, кампаний, выставок, конференций, продуцирование и тиражирование информации, консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью и т.д.

В повседневном общении, спрашивая, какова функция чего-либо, мы имеем в виду – зачем оно нужно? что оно делает?

А что же мы имеем в виду, говоря о роли?

Словарь по общественным наукам дает следующеие ее определения:

              Роль социальная - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. [20]

              Роль функциональная сотрудника - степень участия сотрудника в деловой жизни организации. Функциональная роль сотрудника выражается объемом полномочий и ответственности сотрудника, а также его авторитетом и позицией в коллективе. [20]

              Ключевым словом в обоих определениях является «позиция».

То есть роль – позиция, место в организации, статус, значение сотрудника.

Сэм Блэк говорит [17] о значимой роли PR-специалиста в коллективе – он занимает второе место после руководителя, что прежде всего связано с его уникальным положением: причастностью к стратегическому планированию - вещи, которая может быть не до конца осознаваема и самим руководителем. Безусловно, это вариант сильно идеализированный, не вполне соответствующий положению вещей в реальной жизни. Но это лишний раз доказывает правильность понимания нами термина «роль» как места в коллективе, значения.

Автор рассмотрел и сравнил, какие главные роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым и С. Катлипп с соавторами.

Как Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов [5, 20-21], так и С. Катлипп, А Сентер и Г.Брум [4, с.61-70] выделяют четыре основные роли, которые выполняет специалист по связям с общественностью в коллективе и которые определяют как уровень его профессионализма, так и положение в иерархии организации.

Автор считает целесообразным рассмотреть и сопоставить называемые ими доминирующие роли в табличной форме.

 

Четыре доминирующие роли специалиста по PR в коллективе по Э.В. Кондратьеву и Р.Н. Абрамову

Технический работник коммуникации (communi­cation technichian)

«Эксперт-предписы-ватель» (expert prescriber).

 

Коммуникационный фасилитатор* (communication facilitator)

Фасилитатор процесса разрешения проблем (problem-solving process facilitator)

 

Четыре доминирующие роли специалиста по PR в коллективе по С.Катлиппу, А. Сентру, Г. Бруму

Специалист по коммуникациям

 

Эксперт-инструктор

Посредник по коммуникациям

 

Помощник в решении проблем

 

Описание ролей

Занимается, в основном, производ­ством комм­уника­ционных материалов — пресс-рели­зов, листовок, брошюр, пресс-клиппов и т. д., является исполни­телем программ, не имея доступа к принятию решений на программном уровне

Он имеет авторитет в вопро­сах определения стратегии и тактики коммуникации, выступает в качестве эксперта при оценке и принятии конкретных решений в области PR, однако не распола­гает «управленческим ресурсом» и полномо­чиями для само­стоятель­ного принятия подобных решений.

выполняет роль посредника между организа­цией и публикой. Его основная задача — облегчать ди­алог и в точности передавать послания в обе стороны.*facilitator (англ.) -  носитель функций, облегчающих выполнение проекта

участвует в руководстве коман­дой профессионалов, определяет проблемы организации, отвечает за стратегическое планирование и программиро­вание, нацеленное на изменение ситуации к лучшему.

 

 

По-разному называя роли PR-специалиста в коллективе, эти авторы имеют в виду одно и то же.

Итак, функция и роль – понятия отнюдь не тождественные. Одна и та же функция может иметь различный вес для специалиста, играющего различные роли.

Например, технического работника/специалиста по коммуникации функция тиражирования и продуцирования информации, взаимодействия со СМИ будет доминирующей. В то же время для коммуникационного фасилатора/посредника по коммуникации эта функция так же будет входить в круг его обязанностей, но наряду со многими другими.

 

1.4. Навыки, умения, способности специалиста в области паблик рилейшнз.

 

Для успешной деятельности в любой сфере жизни и PR-деятельности в частности необходимо обладать определенными навыками, умениями и способностями. В этом параграфе автор проанализировал мнения Г.Н. Королько, Э. Бернайза, С. Блэка и Х.Бенсона с целью выяснить, какие из них являются первостепенными для специалиста по связям с общественностью.

Однако прежде всего необходимо установить связь между понятиями «способности», «умения», «навыки», а и лишь затем переходить к вопросу, какие из них являются необходимыми для успешного специалиста по связям с общественностью.

Интернет-энциклопедия «Википедия» приводит такие определения:

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. [18]

Что касается умений, то здесь приводится даже несколько определений различных авторов.

Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

— Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н. А. Лошкарева, А. М. Новиков, А. В. Усова, Д. Б. Эльконин)

— Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать

— Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энцеклопедический словарь, Б. М. Бим-Бад)

— Отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (В. В. Давыдов, К. К. Платонов) [18]

Все эти определения объединяет то, что умение тесно связано с деятельностью, является ее необходимым составляющим.

И наконец, Навык — автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается. [18]

Итак, можно резюмировать, что способности – это некие изначально заложенные в нас качества, возможности, предрасположенности; в результате развития, обучения и жизненной практики они могут переходить в умения; в свою очередь умения в результате постоянных тренировок автоматизируются и становятся навыками.

Например, ребенку с детство присуща способность грамотно с композиционной точки зрения строить вою речь, еще не осознавая этого, своей лепет от неизменно строит по схеме завязка-кульминация-развязка, хотя и не вполне соблюдает пропорции между частями рассказа и допускает другие простительные для маленького оратора ошибки. В ходе обучения в школе и университете, написания сочинений и подготовки устных выступлений, он приобретает умение осознанно и правильно выстраивать композицию, сначала путем раздумий и составления планов, но постепенно это умение переходит в навык, доводится до автоматизма, и садясь писать, например, пресс-релиз, этот человек уже не задумывается о правильности построения текста – благодаря навыку это происходит словно само собой.

 

              Названные в начале параграфа перечисляют множество навыков, умений и способностей, личных качеств, необходимых специалисту по связям с общественностью, а также личных качеств, необходимых PR-специалисту – однако при этом не разделяют их, приводя единым списком.

              Ниже автор сравнивает точки зрения четырех авторов по этому вопросу.

 

Г.Н. Королько [14]

Э. Бернайз [14]

С. Блэк [14]

Х Берсон [ 5.с 14]

исследовательские качества; лидерские качества; способности к грамотному планированию;

терпимость; способность критически оценивать ситуацию; умение работать в команде;

умение принимать решения; умение быстро реагировать в условиях кризиса.

 

Сильный характер,

честность и прямота.

Здравый смысл и логичность суждений. Способность творчески и нестандартно мыслить. Правдивость и рассудительность

Объективность.

Глубокая заинтересованность в разрешении проблемы.

Широкая культурная подготовка.

Интеллектуальная пытливость.

Способность к анализу и синтезу.

Интуиция.

Знание социальных технологий связей с общест ­вен­ностью

 

Здравый смысл; отличные организаторские способности; ясность суждений, объективность и критичность восприятия; богатое воображение и способность понимать точку зрения другого; стойкость характера; исключительное внимание к деталям; живой пытливый ум; старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе; оптимизм, чувство юмора; гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Кроме этих качеств, пиэрмену необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими; обладать приятным голосом и ораторскими способ­нос­тя­ми; иметь презентабельную внешность.

Находчивость, обучаемость, умение правильно задавать вопросы, внушают доверие, умеют держаться  с людьми, эмоционально невозмутимы; стремятся вперед, находят творческие решения; инстинктивно знают, что делать; не боятся начинать сначала; умеют писать; формулируют мысли в убедительной форме. 

 

В вопросе личных и профессиональных требований к специалисту в области паблик рилейшнз различные авторы проявляют удивительное единодушие.

Обобщая таблицу, можно сказать, что PR-специалист должен: обладать такими способностями, как: ораторские способности, способность к грамотному планированию, способность контролировать эмоции, способность критически оценивать ситуацию, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к синтезу и анализу, организаторские способности; такими умениями как: умение быстро реагировать в условиях кризиса, умение находить нестандартные решения, умение правильно задавать вопросы, умение держаться с людьми, умение писать, умение формулировать мысли в убедительной форме; такими навыками, как навык хорошего письма и редактирования, навыки убеждения, организаторские навыки, навыки работы с несколькими проблемами одновременно

 

В предыдущем параграфе были рассмотрены различные направления PR-деятельности, и встает закономерный вопрос – различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?

              Автор считает, что основные навыки, умения и способности, необходимые PR-специалисту, требуются ему, где бы он ни работал. Однако в любом из направлений существует своя специфика, делающая те или иные умения особенно важными.

 

 

 

              Ниже автор постаралась привести их в табличной форме.

Направление PR-деятельности

Особенно важные

навыки

умения

способности

свя­зи с го­су­дар­ствен­ными структурами

 

работы с бюрократическим аппаратом

умение правильно задавать вопросы, умение держаться с людьми, умение добиваться конкретных результатов

способность контролировать эмоции

связи со СМИ

 

навыки хорошошего пись­ма и редакти­ро­ва­ния, навыки убеж­дения, навыки

умение хорошо говорить и писать, умение держаться с людьми

ораторские способности

 

кризисный PR

 

навык работы с несколькими проблемами одновременно

умение быстро реагировать в условиях кризиса

способность к грамотному планированию, способность критически оценивать ситуацию

связи с ин­ве­сто­рами

навыки убеждения

умение убедительно формулировать свои мысли

способность внушать доверие

специальные мероприятия

организаторские навыки

умение работать в команде

творческие способности, организаторские способности

кор­по­ра­тивные ком­му­ни­кации

навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами

умение внушать доверие, умение работать в команде

организаторские способности

связи с местным со­об­ществами

 

навыки убеждения, навык работы одновременно с несколькими проблемами

умение внушать доверие, умение ясно и убедительно формулировать свои мысли

ораторские способности, способность контролировать эмоции

Информация о работе Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью на примере магазина-клуба «Гильдия»