Информационная война

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Предметом изучения являются средства ведения информационных войн.
Целью данной работы является рассмотреть теоретические аспекты информационной войны и проанализировать реальную информационную войну.
Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:
1. Определить сущность понятия "информационная война".
2. Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны.
3. Изучить "линии фронта" информационной войны.

Работа содержит 1 файл

информационная война.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

          Многие ведущие стратеги полагают, что противостояние армий, погибающих на полях генеральных сражений, очень скоро займет свое место на свалке истории рядом со шпорами и арбалетами. Высшая форма победы теперь состоит в том, чтобы выигрывать без крови. В то же время довольно трудно представить боевые действия как игру на видеоприставке без страха и боли.

          Таким образом, под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в компьютерах, на необозримом киберпространстве, чтобы вести "бесконтактную" войну, в которой количество жертв (в прямом значении слова) сведено до минимума. "Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий, - сказал один из руководителей Пентагона. - Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума".

          Гражданская информационная война может быть развязана террористами, наркотическими картелями, подпольными торговцами оружием массового поражения. Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.

          Поскольку такая война связана с вопросами информации и коммуникаций, то если смотреть в корень, это есть война за знания - за то, кому известны ответы на вопросы: что, когда, где и почему и насколько надежными считает отдельно взятое общество или армия свои знания о себе и своих противниках.

          По определению С.П. Расторгуева, информационная война - это “целенаправленное широкомасштабное оперирование субъектов смыслами; создание, уничтожение, модификация, навязывание и блокирование носителей смыслов информационными методами для достижения поставленных целей" [5]. Речь идет, по сути, о работе по созданию той или иной модели мира.

          С другой стороны, исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.

          Основные средства ИВ ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда "имплантируемая" информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.

          Целью манипуляции является асинхронизации представлений группы-адресата с помощью "эффекта резонанса" и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.

"Эффект резонанса" достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро, диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей. Диссонанс достигается при раздувании одной из уже существующих моральных норм, которые в определённых рамках сами по себе помогают обществу.

          Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.

          Как указывают американские военные эксперты, ИВ состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.

          Информационное превосходство определяется как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.

          Информационное превосходство позволяет иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную картину действий противника и своих войск в реальном масштабе времени. Информационное превосходство является инструментом, позволяющим командованию в решающих операциях применять широко рассредоточенные построения разнородных сил, обеспечивать защиту войск и ввод в сражение группировок, состав которых в максимальной степени соответствует задачам, а также осуществлять гибкое и целенаправленное материально-техническое обеспечение.

          Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений (Command & Control Warfare, C2W), а также против компьютерных и информационных сетей и систем (Computer Network Attack, CNA).

Деструктивное воздействие на системы  управления и принятия решений достигается  путем проведения психологических  операций (PSYOP), направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке (OPSEC), дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.

          Вообще, по словам некоторых экспертов, попытки в полной мере осознать все грани понятия информационной войны напоминают усилия слепых, пытающихся понять природу слона: тот, кто ощупывает его ногу, называет его деревом; тот, кто ощупывает хвост, называет его канатом и так далее. Можно ли так получить более верное представление? Возможно, слона-то и нет, а есть только деревья и канаты. Одни готовы подвести под это понятие слишком много, другие трактуют какой-то один аспект информационной войны как понятие в целом [4].

          Однако проблема поиска надлежащего определения этому явлению весьма серьезная и требует, на наш взгляд, детальнейшей и серьезной проработки. В противном случае можно вполне разделить незавидную участь черепахи из басни С.П. Расторгуева, которая "не знала и уже никогда не узнает, что информационная война - это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя" [5].

 

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ВОЕННО – ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ 

 

Национальные  интересы Российской Федерации в  информационной сфере и их обеспечение, источники информационной опасности и методы обеспечения информационной безопасности прописаны в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 9 сентября 2000 г., № Пр-1895. Национальные интересы Российской Федерации включают:

- соблюдение  конституционных прав и свобод  человека и гражданина в области  получения информации и пользования  ею, обеспечение духовного обновления  России, сохранение и укрепление  нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

- информационное  обеспечение государственной политики  Российской Федерации;

- развитие современных  информационных технологий, отечественной  индустрии информации, в том числе  индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- защиту информационных  ресурсов от несанкционированного  доступа, обеспечение безопасности  информационных и телекоммуникационных  систем, как уже развернутых, так  и создаваемых на территории  России.

По существу, речь идет о создании условий для  формирования в России основ информационного общества — общества XXI века.

Однако, как  показала практика, эти меры носят  лишь декларативный характер, поскольку  «систематическое выявление угроз  и их источников информационной безопасности»  было плохо проведено или вообще не осуществлялось. Россия не была готова к информационной войне, тогда как западные СМИ задолго до этих событий негативно отзывались о «сепаратистах» из Южной Осетии и Абхазии и пропагандировали в массовом сознании демократичность режима Саакашвили. После того как Грузия заявила о своем желании вступить в НАТО британские СМИ выступили с критикой России: «имея дело с маленькой и слабой Грузией, Москва с удовольствием играет в большого колониального тирана».

Практически первым шагом российской стороны в информационном поле была полномасштабная атака на весь грузинский сектор интернета. В первую очередь пострадали новостные и правительственные сайты, которые не работали по нескольку дней. Наиболее слабой оказалась защита сайта МИДа Грузии, с которого все западные структуры ожидали получать информацию грузинской стороны. И если его поддержка была действительно не на уровне, правительство все же нашло альтернативный способ подачи прямой информации, создав блог на английском. На взломанных грузинских сайтах появилось изображение, проводящее аналогии М. Саакашвили с Адольфом Гитлером. Грузинские хакеры также взломали несколько российских сайтов 9 августа (РИА Новости, сайт Russia Today и др), при этом широко подключили пользователей - сотни пользователей, например, постоянно забивали сайт lenta.ru - вызвав затруднения в его работа на полдня. Уже через день после начала конфликта разобрать где правда, а где пропаганда стало почти невозможно - и этот поток дезинформации или односторонней информации лился с обеих сторон.

Тем временем крайне неорганизованно действовали российские движения. 8 августа лидеры движений "Наши", "Россия Молодая", "Местные" и "Молодая Гвардия" подписали  заявление, в котором призвали своих  сторонников к «информационной  войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах.

Российская  сторона позиционировала себя как  носителя гуманитарных идей, спасителя  осетинского народа и гаранта  мира на Кавказе. Южную Осетию она  показывала как историческую осетинскую территорию, присоединенную к Грузии Сталиным, а Саакашвили объявили преступником и проводили его аналогии с Милошевичем, требуя отдать под трибунал. Также очень настойчивое обвинение Саакашвили тоже было получено и ретранслировано Западом. Несмотря на плотный пропагандистский фон на Западе, эти сообщения были услышаны.

Неуступчивость  и четкая позиция России в этом конфликте тоже сыграли свою роль - на этот раз Россия дала понять западу, что не собирается опять уступать.

В глобальном медиа-пространстве Россия оказалась в одиночестве - такое ощущение складывалось после просмотра иностранных СМИ, освещающих конфликт вокруг Южной Осетии. Односторонняя подача информации, которая захлестнула западные СМИ , упорно выставляет Грузию в виде жертвы российской "военной машины". К примеру, заметки в Reuters и Associated Press отражали лишь официальное мнение Тбилиси, главным рупором которого является президент Михаил Саакашвили, и, что показательно, подписаны зачастую лишь грузинскими фамилиями.

Основным источником официальной информации для российских СМИ о ходе военного конфликта  были ежедневные пресс-конференции  заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал-полковника А. Ноговицына.

В Цхинвали с 3 августа 2008 года работали специальные корреспонденты российских телекомпаний. В ночь на 8 августа в столице Южной Осетии находились съемочные группы Первого  канала (Антон Степаненко, Кирилл Бутырин), телеканала «Россия» (Андрей Чистяков), НТВ (Руслан Гусаров, Петр Гасиев), Рен ТВ (Артем Васнев, Роман Симбуховский), ТВ Центра (Евгений Поддубный, Алексей Комаров, Алексей Степанов-Молодов), 5 канала, телерадиокомпании «МИР», Russia Today. Единственная иностранная съемочная группа, которая работала во время «Пятидневной войны» в городе — это группа украинского телеканала «Интер». К 9 августа большинство журналистов покинули зону конфликта. В Цхинвали остались сотрудники Первого канала, НТВ, Рен ТВ, ТВ Центра и «Интера», некоторых журналов и газет. Большая часть кадров, которая поступала до 11 августа из Цхинвали была снята группами Антона Степаненко, Евгения Поддубного и Руслана Гусарова.

В  военный  период особенно актуализировалась  роль убеждающей коммуникации. В качестве центральной темы российскими СМИ была выбрана защита граждан РФ, а сюжетными линиями, служащими для её раскрытия, стали: съёмки грузинских солдат, стреляющих по жилым домам, статистика убитых среди мирного населения (особенный упор на число жертв среди детей). 

На протяжении всего конфликта и на Первом канале, и на РТР объем информации, освещающие события на Кавказе было достаточно много, сделать выводы о реальной ситуации по ней было практически невозможно.

Однако в  информационный век кроме официальных  СМИ, есть и альтернативные каналы, на которых разворачиваются масштабные "партизанские" бои. Они идут, в частности, на просторах блогосферы, где каждый блог представляет из себя некое "персональное СМИ". Сегодня там можно отметить любопытную тенденцию: активное участие российских блоггеров на непривычном для себя англоязычном поле. Непривычном - потому что интернет в русском традиционно считается достаточно изолированной от Всемирной Сети площадкой, главным образом из-за языкового барьера. Активность российских пользователей можно было объяснить реакцией на однобокое освещение ситуации западными СМИ.

Информация о работе Информационная война