Национальный рынок СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

С момента обретения независимости и суверенитета Республика Казахстан приступила к проведению коренных преобразований в сфере массовой информации и особое внимание уделяла законодательному обеспечению прав и свобод граждан. Прежде всего это связано с пониманием того факта, что наличие развитых, организационно сильных и свободных средств массовой информации является одним из основных показателей демократического общества.

Работа содержит 1 файл

СМИ и интернет.doc

— 26.50 Кб (Скачать)


С момента обретения независимости и суверенитета  Республика Казахстан приступила к проведению коренных преобразований в  сфере массовой информации и особое внимание уделяла законодательному обеспечению прав и свобод граждан. Прежде всего это связано с пониманием того факта, что наличие развитых, организационно сильных и свободных средств массовой информации является одним из основных показателей демократического общества. Так, согласно казахстанскому законодательству запрещено любое вмешательство в деятельность СМИ, если она не противоречит закону, а Конституция страны впрямую запрещает цензуру.

 

Характеризуя развитие информационного рынка Казахстана, начиная с момента обретения им независимости, можно выделить несколько условных этапов.

 

Первый этап – постсоветский, преимущество государственной монополии на средства массовой информации (до 1992 года), когда практически не существовало независимых СМИ.

 

Второй этап – этап становления и роста (1992 - 1996 годы), определенный отход государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурное развитие негосударственных (частных, корпоративных  и т.д.) СМИ, сокращение доли государственных СМИ в общем количестве.

 

Третий этап – либеральный, характеризующийся качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации  к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Этот этап развития отечественного информационного пространства начался в 1996 - 1997 гг.

 

Сегодня можно утверждать, что информационный рынок Казахстана вступил в фазу стабильного роста. Сыграли свою роль экономическая поддержка СМИ, принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественного медиарынка. Так, с 2001 г. по 2004 г. периодические издания были освобождены от НДС, а продукция телевизионных и радиокомпаний облагалась по «нулевой ставке» НДС. В течение последних пяти лет почти ежегодно уменьшались размеры плат за использование радиочастот, а в 2002 году годовые платы за их использование были вовсе отменены. Теперь компании-лицензиары уплачивают только сбор при первоначальной выдаче разрешения на номинал РЧС. С целью обеспечения прозрачности процесса получения частот для телевизионного и радиовещания в конкурсной Комиссии по предоставлению права использования радиочастот представлены Парламент, международные,  казахстанские общественные объединения. При этом работа Комиссии очень широко освещается средствами массовой информации, что также оказывает благотворное влияние на развитие информационного поля.

 

Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом. 

 

То, что в стране уже существует целый ряд достаточно крепких и сильных СМИ, информационных медиахолдингов, является одним из безусловных достижений проводимых социально-экономических и демократических преобразований.

 

В Казахстане в Конституции страны гарантирована свобода слова и творчества, запрещена цензура, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Вместе с тем существуют и ограничения, принятые в международной практике. Пунктом 3 статьи 20 Конституции РК не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Указанные свободы, права и ограничения воспроизведены и в статье 2 Закона РК «О средствах массовой информации».



Информация о работе Национальный рынок СМИ