Основные теории коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией — разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны — от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации 4
1.1. Генезис массовых коммуникаций 4
1.2. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации 6
1.3. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в ХХ веке. 11
Глава 2. Разновидности коммуникаций. 17
2.1. Типы, виды, и модели коммуникации 17
2.2. Особенности возникновения и развития межличностной специализированной и массовой коммуникации. 25
2.2.1. Межличностные коммуникации 25
2.2.2. Сущность массовой коммуникации 26
2.2.3. Функции и характеристики массовой коммуникации 27
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 30

Работа содержит 1 файл

Контрольная, PR.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

    Как внутреннюю метафизическую «способность личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты». Они общение в противоположность договору, в котором участники руководствуются лишь обязательствами, рассматривают как акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности (К. Ясперс. 1883-1969).  Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Его ученик немецкий ученый философ, социолог Юрген Хабермас (1929) в двухтомном издании «Теории коммуникативного действия» он встраивает свою концепцию интеракции в эволюцию теоретической социологии и определяет место коммуникации в теории познания. Исследуя проблему интеракции (коммуникации) он сосредотачивается на вопросе об отличии «истинной» коммуникации от «ложной» и условиях, обеспечивающих истинную коммуникацию между людьми. Он формирует концепцию, базирующуюся на дуалистическом разделении двух сфер человеческого существования - сферы взаимодействия людей с природой и области межчеловеческого взаимодействия (интеракции). Барьеры культурных коммуникаций, по его мнению, преодолеваются «прочувствованием» философских традиций, братством мыслителей всех времен. Он обосновывает понятие «рекламная коммуникация» и раскрывает механизмы ее действия в политике и бизнесе.

    Экзистенциалист, лауреат нобелевской премии Альбер Камю (1913-1960) рассматривает общение  индивидов не как «подлинное», а  лишь актом, подчеркивающим одиночество  каждого, т.е. согласно Камю подлинное  общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия. По Г. Марселю (Марсель Габриель Оноре: 1899, Париж - 1973, там же) прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом бога. В центре внимания Марселя находится проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, жизнедеятельность отдельного человека. Согласно учениям экзистенциалистов (философия существования) истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию.

    В конце сороковых - пятидесятых годах  ХХ века преобладали два подхода  к изучению коммуникации. Первый рационалистский подход базировался на концепции технологического детерминизма, (в частности, теории информационного общества- см. 1.3) Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания, т. е. понимание человеком другого человека. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки - Шюц), и не имеющие такой цели.

    В британской (Дж. Барнз, Э Ботт, К Митчел) и американской социальной антропологии при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах широкое распространение получил метод анализа социальных сетей. Анализ социальных сетей обращает внимание на описание и анализ возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей) различной интенсивности и плотности. «В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаемых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации. Использование этого подхода в социологии в определенной мере было связано с традицией социометрии Морено, которая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно-психологические факторы, подчеркивается обусловленность человеческого поведения структурными образованиями, возникающими в ходе коммуникации».

    Определений коммуникаций множество. Американские ученые Ф. Дэнс и К. Ларсон проанализировали 126 дефиниций определения термина  «коммуникация». В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е.  как определенная структура. Во вторых - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией  с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

    Изучение  социальной коммуникации опиралось  на различные направления, научные  школы, теории которые условно объединим в три группы коммуникации, сформированные на социальной, языковой и собственно коммуникативной основе. Социальная коммуникация вбирает в себя все три толкования понятия «коммуникация». Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их применения для реализации социальных функций коммуникации. Второе толкование применительно к социальной коммуникации связано с проблемами межличностной коммуникации, а третье - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

    Социологическое изучение языковой коммуникации основывается на концепции, рассматривающей язык как социальное явление, средство общения  людей, связанное с их положением в обществе, условиями жизнедеятельности  и др. «И везде (помните эту знаменитую реплику Гамлета?) слова, слова, слова. Как известно это выражение имеет сейчас или значение обещания. Не подкрепленные реальными делами, или значение «пустая болтовня». Но здесь оно употребляется в своем прямом, первородном, нефразеологическом значении, ничего отрицательного в себе не содержит и носит чисто деловой, информационный характер...»

    Социальная  природа языка исследовалась  еще в XVIII в., Д. Дидро (1713-1784) и Ж. Ж.  Руссо (1712-1778), А. Мейе (1866-1936) во Франции и М. В. Ломоносовым (1711-1765) в России. Глава Французской социологической школы в языкознании А. Мейе, опирался на теории французских философов и социологов-позитивистов О. Конта (1798-1857) и Э. Дюркгейма (1858-1917), которые изменения в языке объясняли только социальными причинами В Швейцарии, США стали формироваться различные социологические направления в изучении коммуникаций, осуществляемых посредством языка.

    В отечественной науке социологические  исследования языка начаты 20—30 гг. XX в. Известные языковеды В. В. Виноградов (1895-1985), Е. Д. Поливанов (1891-1938), Б. А. Ларин (1893-1964), Г. В. Степанов (1919-1986), Л. П. Якубинский (1892-1945), В. М. Жирмунский (1891-1971) и др., язык как средство общения рассматривают на основе историко-материалистических принципов анализа общественных отношений. Они сумели преодолеть упрощенный подхода к социальной функции языка французской школы (социологизм) и "вульгарный" подход последователей так называемого "нового учения о языке" Н. Я. Марра (вульгарный социологизм) (1864/65-1934).

    В рамках социологического направления  изучалась коммуникативная функция  языка, связанная с социальным аспектом речевой деятельности, общения, коммуникации. Другим источником социальной коммуникации является функциональная лингвистика, которая обосновала свое понимание языка как целенаправленной системы средств выражения. Для социальной коммуникации наибольший интерес представляет функциональная дифференциация языковых средств в соотнесении с различными социальными функциями коммуникации. В коммуникативных ситуациях осуществляется варьирование языковыми средствами.

    В середине 60-х годов сформировалась дисциплина — социолингвистика, изучающая  вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными  функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Социолингвистика в свою очередь стала основой для развития социальной коммуникации.

    В начале ХХ столетия наметились два  подхода к изучению собственно коммуникативной  основы социальной коммуникации. Первое направление базировалось на концепции технологического детерминизма. Наиболее известная из них - теория информационного общества - пропагандируемая Беллом Даниелем (1919, Нью-Йорк), Бзежинским Збигневым (1928, Варшава), рассматривает средства информации в качестве стимула и источника социального развития. Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества по его мнению делает излишней социальную революцию. Бзежинский в книге «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» c позиций технобюрократического утопизма излагает свой вариант постиндустриального общества, в котором отождествляет социально-экономическую и научно-техническую модернизацию современного мира с его американизацией, а также обосновывает претензии «новой интеллектуальной элиты» на политическое господство в «технотронном обществе». В восьмидесятых годах ХХ века под влиянием бурного развития научно-технической революции, не изменяя своего социально-экономического содержания, получает развитие «теория информационного общества». Эта теория производство, распределение и потребление информации рассматривает как преобладающую сферу экономической деятельности общества. В ней преувеличивается роль «информационного сектора» экономики, информационная теория стоимости противопоставляется трудовой теории стоимости.

    Второе  направление, утвердившееся под  названием понимающей социологии, утверждает, что основным результатом коммуникации является взаимное понимание.

    Идеи  социального конструктивизма обоснованы в трудах американского ученого П. Бергера (Бергер Питер Людвиг - 1929, Вена) и  немецкого социолога Т. Лукмана (Лукман Томас - 1927, Ессеница, Югославия). «Конструктивисты» опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А. Шюца (1899, Вена - 1959, Нью-Йорк). Альфред Шюц действие рассматривает как цель осуществления коммуникаций. Он изучает процессы и механизмы, при помощи которых воспроизводится сама реальность. По Шюцу ограниченность индивидуального опыта преодолевается благодаря идеализациям, свойственным повседневному опыту. Такой процесс приводит к формированию стандартизированной типологической структуры восприятия объектов. Для построения социальной коммуникации используется главный механизм (но не единственный) - язык. Т. Лукман в совместной с П. Бергером работе «Социальное конструирование реальности» разрабатывает феноменологическую версию социологии знания, изучающую процессы и механизмы, с помощью которых возникают, функционируют, распространяются знания (информация) в обществе.

    Другим  направлением этой группы истоков является этнология коммуникации, которая  рассматривается иногда как часть  этнической социологии (этносоциологии). Предметом этносоциологии являются процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Все формы социальной коммуникации сводятся к речевой коммуникации, к повседневной речи. В рамках этносоциологии коммуникации исследуются связи социокультурного знания и речевых единиц. В собственно социологическом направлении выделяются социологические доминанты коммуникации, а в собственно этнологическом - анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную дифференциацию в коммуникации. Этносоциологи обращают внимание на то, коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, которая выражена вербально, что существует неявное фоновое значение коммуникации, подразумевающее смыслы молчаливых действий, принимаемые участниками коммуникаций. По их мнению социальная реальность приобретает смысл благодаря тому, что в процессе речевой коммуникации люди представляют значения своих суждений в виде объективных свойств, признаков, приписываемых реальности. Она рассматривается как поток неповторимых уникальных ситуаций.

    Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения этносоциология «отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия, по сути дела, формирует когнитивные структуры различного уровня  и повседневные представления о социальной реальности, и социологические теории, вырастающие на почве обыденных представлений. Этнометодология основывается на определенных теоретических допущениях:

    (1) на отождествлении социального взаимодействия с речевой коммуникацией;

    (2) на отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника;

    (3) на выделении двух слоев в интерпретации - понимания и разговора;

    (4) на отождествлении структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи».

    Истоки  социальной коммуникации связаны с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания и оценочных категорий коммуникации. Само ключевое понятие «социальные коммуникации», являвшееся центральным для социологии ХХ века, претерпело изменения. Сегодня оно применяется в трех методологических контекстах. Эти три подхода в определенных аспектах даже противоречат друг другу. Прежде всего, эта причина не позволила до сих пор выстроить стройную теорию коммуникации.

    Первый  методологический подход базируется на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Он представлен концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемые образ определенного субъекта и социальные связи в системе. В управленческом аспекте данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимосвязи.

    Неклассическая  методология основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений по поводу объекта. Феноменологическая по своим истокам методология выделяет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Его изучение  требует применения таких методов как герменевтическая интерпретация смыслов, критическая рефлексия, рациональная реконструкция. Автор этой методологии, немецкий философ Юрген Хабермас (1929, Дюссельдорф) отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Межчеловеческие «интеракции» он рассматривает как инструмент реализации практических интересов людей, как способ эмансипации, высвобождения от экономических, политических и других влияний, которые искажают коммуникации и играют латентную роль принуждения. Формированию «эмансипированного общества» позволяет по его мнению вести разумный диалог всех со всеми другими. А это не что другое как основа для формирования гражданского общества путем развития коммуникативных отношений и рационализации систем массовых коммуникаций. Хабермас отличает «истинные» коммуникации от «ложных» коммуникаций, пытается обосновать «техническую рациональность» (перенести технические средства и методы на область межчеловеческих интеракций).

Информация о работе Основные теории коммуникации