Особенности формирования имиджа дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
o рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;
o рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры;
o анализ существующего имиджа предмета исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения
1.1. Имидж образовательного учреждения……………………………………..6
1.2. Основные механизмы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….12
1.3. Специфика создания положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование имиджа МДОУ №1 «Дюймовочка» г. Дигора………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография…………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Особенности формирования имиджа дошкольного образования.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

Черновой  вариант курсовой работы

ТЕМА: «Особенности формирования имиджа дошкольного образования» 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения

1.1. Имидж образовательного учреждения……………………………………..6

1.2. Основные механизмы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….12

1.3. Специфика создания положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….17

Глава 2. Экспериментальное исследование имиджа МДОУ №1 «Дюймовочка» г. Дигора………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиография…………………………………………………………………….29

Приложение………………………………………………………………………

31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В мировой практике создание имиджа предприятия  рассматривается как одна из стратегических целей управления, которая считается  не менее важной, чем внедрение  новых технологий, стабилизация финансовой среды, найм персонала и расширение рынков сбыта. Имидж предприятия  оказывает значительное влияние  на отношение к нему потребителей, партнеров и широкой общественности.

     Исследования  свидетельствуют о том, что образовательные  учреждения, имеющие высокую репутацию, опережают своих конкурентов  по привлечению инвестиций, найму  лучших профессионалов, поддержанию  доверия к себе и привлекательности.

     Коренное  изменение российской макросреды, в  которой функционируют образовательные  учреждения, привели к реорганизации  их экономического поведения. Руководство  образовательных учреждений вынуждено  было заняться изучением спроса и  продвижением своих образовательных  услуг, искать другие коммерческие источники. 
Значительным резервом более эффективного позиционирования на рынке образовательных услуг является формирование имиджа образовательного учреждения и управление им. Репутация – это не только морально-этическая, но и вполне материальная категория, способная приносить большие доходы и повышать конкурентоспособность.

     Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

     Объект исследования:  имидж дошкольного образовательного учреждения.

     Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа МДОУ №1 «Дюймовочка».

     Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа дошкольного образовательного учреждения.

     Задачи исследования: 

    • рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;
    • рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры;
    • анализ существующего имиджа предмета исследования;

     Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.

     Степень изученности проблемы: Изучением формирования имиджа образовательного учреждения занимались такие авторы как Даниленко Л.В. Пискунов М.С. Самохин М.Ю. и др., однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов.

     Научная новизна исследования: результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления имиджа дошкольного образовательного учреждения.

     Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно администраторам дошкольных образовательных учреждений.

     Методической и теоретической основой данного исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории имиджа.

     Методы работы: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов, анкетирование сотрудников и родителей.

     Структура данной курсовой работы определяется целями, задачами, а также гипотезой исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

      1.1. Имидж образовательного учреждения 

     Под имиджем образовательного учреждения понимают сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

     С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа [1. с. 96].

     Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения.

     К числу постоянных имиджа относятся:

    • четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;
    • оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;
    • педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
    • сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;
    • эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;
    • качество образовательных услуг;
    • наличие и функционирование детских общественных организаций;
    • связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
    • уклад образовательного учреждения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;
    • забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);
    • наличие яркой внешней символики.

     К числу переменных имиджа можно отнести:

    • содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;
    • виды образовательных услуг;
    • материальную базу образовательного учреждения [1. с. 99].

     Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать, прежде всего, неизменным и постоянным компонентам. На наш взгляд, с позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие условно можно сгруппировать в следующие блоки:

    • комфортность среды образовательного учреждения (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);
    • качество образовательных услуг (вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);
    • позитивно воспринимаемый стиль образовательного учреждения (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);
    • позитивный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);
    • яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.) [13. с. 146].

     Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

     Под формированием имиджа образовательного учреждения понимают процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей [13. с. 147].

     Выделяют следующие основные этапы формирования имиджа:

    • анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;
    • анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
    • мотивация участников проекта;
    • ролевое распределение;
    • выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
    • определение принципов формирования имиджа;
    • разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;
    • анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

     Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.

     Технология формирования имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка).

     Каков же механизм формирования имиджа и каковы способы его построения. Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства [10. с. 84].

     Таким образом, конечным результатом, т.е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением.

     Анализ нескольких технологий формирования имиджа, разработанных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм создания имиджа образовательного учреждения может включать:

    • выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем;
    • выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;
    • конструирование имиджа образовательного учреждения, разработку стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;
    • непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;
    • контроль промежуточных результатов, корректировку;
    • мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения [10. с. 86].

Информация о работе Особенности формирования имиджа дошкольного образования