Перспективы интернет-тогровли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:44, доклад

Описание работы

За последние 5 лет прирост аудитории Рунета составлял 20% в год. Несмотря на впечатляющий рост, уровень проникновения глобальной сети в России пока низок. В конце 2010 года опыт работы с интернетом был у 43 миллионов россиян, при этом из них - 32 миллиона активных пользователей. Проникновение интернета в России составляет 36,6% российского населения, для сравнения - в США и Европе 77-80%.

Работа содержит 1 файл

Презентация1.pptx

— 246.78 Кб (Скачать)

      За  последние 5 лет прирост аудитории  Рунета составлял 20% в год. Несмотря на впечатляющий рост, уровень проникновения  глобальной сети в России пока низок. В конце 2010 года опыт работы с интернетом был у 43 миллионов россиян, при этом из них - 32 миллиона активных пользователей. Проникновение интернета в России составляет 36,6% российского населения, для сравнения - в США и Европе 77-80%. 

      Около 18% российских пользователей (10,8 млн человек) совершали покупки в интернете хотя бы раз.  

      Текущий объем рынка ритейла в этой сфере, по оценкам РБК, составляет 366 млрд рублей, 69% из них — рынок товаров. Сегодня этот сегмент развивается в России быстрее, чем платные услуги в сети. 63,4% общего объёма приходится на Москву и Московскую область, а также города-миллионники. Потенциал небольших городов пока не реализован. 
 

Сегментация игроков рынка  

      Основные  сегменты игроков российского рынка  интернет-торговли можно выделить по следующим основаниям:

      По  ассортименту:

    • узкоспециализированные – 1 категория (как правило, специфические товары, например, косметика определенной марки)
    • магазины, работающие со смежными сегментами товаров (например, музыка и устройства воспроизведения)
    • магазины, специализирующиеся на продвижении большого количества (до нескольких десятков) товарных категорий
 

      По  основному виду деятельности :

    • Интернет-магазины, не имеющие розничных точек продаж
    • Онлайн-представительства магазинов

      Основные  преимущества электронной коммерции  для компаний:

      1. Глобальное присутствие. Рамки  электронной коммерции определяются  не национальными границами, а  распространением сети Интернет  в мире. Это позволяет даже  мелким компаниям заниматься  бизнесом в мировом масштабе.

      2. Увеличение конкурентоспособности.  Компании используют технологии  электронной коммерции для «приближения  к заказчику». Они предлагают  расширенную предпродажную и  послепродажную поддержку, быстро  могут реагировать на претензии  клиентов.

      3. Персонализация продаж. С помощью средств электронной коммерции компании могут получать информацию о запросах и требованиях каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять товары и услуги, соответствующие их требованиям.

      4. Быстрая реакция на спрос. Компании  приспосабливаются к требованиям  потребителей, могут быстро реагировать  на их запросы и осуществлять  «обратную связь».

      5. Снижение издержек. Заключение сделки  электронным путем уменьшает  затраты на обслуживание. Это  влечет за собой снижение цен  для заказчиков.

      Основные  преимущества электронной коммерции для клиентов (потребителей):  
 

      1. Глобальный выбор. Заказчики получают возможность выбора товаров и услуг из всех представленных мировых поставщиков.

      2. Возможность быстрого сравнения  предложений и обмена информацией  с другими пользователями.

      3. Удобство осуществления операций. Возможность заказывать товары  и осуществлять сделки в удобное  для клиентов время. 

      4. Снижение цен. Потребители могут  приобретать товары, услуги, информацию  по более низким ценам 

      В России действует несколько ассоциаций участников интернет-торговли: НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли)3, НАДТ (Национальная ассоциация дистанционной торговли)4, АРИМ (Ассоциация российских интернет-магазинов)5 и др.

Что продают в Рунете? 

В топ-5 входят:

компьютерная  техника (17.3% рынка),

авиа- и ж/д билеты (12.7%),

бытовая техника (9.1%),

одежда и  обувь (8.2%),

мобильные телефоны (7.8%). 

Активнее  всего покупают:

книги (46%),

билеты (37%),

IT-изделия (компьютеры, телефоны и т.д.) (36,2%). 

Менее востребованы в Рунете одежда, обувь и косметика.

      Средний чек онлайн-магазина составляет 3300 рублей. Наибольший — у компаний, реализующих компьютерную технику (около 17 тысяч рублей), самый низкий — у книжных магазинов (около 800 рублей). 

      Потенциалом роста, согласно исследованию РБК, обладают авиа- и ж/д билеты, а также билеты на концерты, спортивные и автомобильные товары, мебель. 
 
 
 
 
 

      Согласно  прогнозу РБК, в 2012 году рост числа интернет-покупателей составит 25%, объема продаж — 22%. 

      Такой рост будет возможен благодаря четырём  факторам: 

      1. Увеличение частоты и стоимости  покупок «продвинутых» пользователей  интернета. 

       2. Рост аудитории глобальной сети  с большим стажем в крупных  и средних городах. 

       3. Рост предложений в сегментах  товаров частого использования  (например, одежда) в регионах.

       4. Появление сегментов товаров  повышенного спроса (например, автострахование). 

      Пользователей, вопреки расхожему мнению, мотивирует больше всего не цена (она находится на втором месте). Важнее ассортимент, также играет роль удобство совершения заказа. 

Правовое  регулирование рынка  интернет-коммерции 

      Согласно  исследованию Wikimart, сегодня интернет-торговля выигрывает у оффлайновой только по части широты ассортимента товаров, но проигрывает в вопросах удобства оплаты, получения и обслуживания товара. 

      Здесь, возможны 2 варианта развития интернет-коммерции: 

      1. Оффлайн-ритейлеры разовьют свой интернет-сектор, а сетевые — наоборот, свою оффлайн-торговлю, таким образом рынок станет единым.

       2. Онлайн- и оффлайн-ритейл будут развиваться как 2 конкурирующих бизнеса. 
 
 

      Рассмотрим  два примера того, как власти США регулируют коммерцию в глобальной сети. Во-первых, этим занимается Федеральная торговая комиссия. В её обязанности входит защита конкуренции и прав потребителя. Также в Соединенных Штатах принят документ «CAN-SPAM Act», определяющий нормы, которым должна соответствовать любая сетевая рекламная рассылка. 

      В тексте письма следует прописывать, что он носит рекламный характер. В любой рассылке должна содержаться  ссылка, позволяющая отписаться от нее. Ритейлер обязан сообщать свой реальный почтовый адрес. Экспертч отметили, что соблюдение этих несложных правил позволят привлечь на рынок больше пользователей и сделать его прозрачнее. 
 
 
 

Американский  пример

Особенности интернет-торговли в России 

      Московский  рынок интернет-торговли остается крупнейшим в стране. В Москве и Санкт-Петербурге уровень проникновения интернет-торговли достиг 87% и 79% соответственно. В Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону и Самаре доля пользователей, имеющих опыт покупок в Сети, ниже среднего уровня на 8–17%, что во многом объясняется различием в уровне проникновения и доступности Интернета в столице и регионах. По данным исследования компании «Яндекс», самая распространенная скорость по 21 крупному городу России (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет в среднем около 410 Кбит/сек, а в Москве и Санкт-Петербурге — около 7000 Кбит/сек. Кроме того, Интернет в Москве и Санкт-Петербурге дешевле, чем в крупных российских городах, на 93% и 91% соответственно. 
 
 

Совершали ли Вы когда-либо покупки через Интернет? (% от числа ответивших) 

    Покупали  ли Вы что-либо через Интернет в течение  последних трех месяцев? (% от числа  ответивших)

      Но  говоря о самых удачных проектах российского рынка электронной  коммерции, нельзя не учитывать сохраняющееся  отставание на несколько лет от развитых стран. К примеру, интернет-магазин  OZON.ru был открыт в 1998 году и является одним из первых российских масштабных проектов в электронной торговле сегмента В2С, в то время как в США в 1999 году на Amazon.com уже использовали технологии Web 2.0; в частности, была введена функция «список желаний» (Wish List), позволяющая пользователям составлять находящиеся в публичном доступе списки товаров, которые они хотели бы иметь. 

    Какие из перечисленных товаров и услуг  Вы покупали с помощью Интернет? (% от числа ответивших)

Что из перечисленного Вы считаете преимуществами покупок  онлайн?

    Что из перечисленного для Вас является факторами, отталкивающими от покупок онлайн? (% от числа ответивших)

Потребительские предпочтения на Рынке  

      Частота совершения покупок 

      Среди пользующихся онлайн-шопингом около 1/3 делает покупки несколько раз в год (как в Москве, так и в регионах). В столице почти половина покупателей совершают покупки в Сети, как минимум, раз в месяц. В регионах же таких людей в два раза меньше – 25%. В регионах также пока заметно выше доля тех, у кого совершение покупок в Интернет- магазинах носило разовый характер: 16% в регионах против 7% в Москве.  

      Потребительские предпочтения в других странах

      В США и странах Западной Европы доля потребителей, имеющих опыт покупок  в Сети, превышает 90%, но стоит отметить, что на этих рынках интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам. …  
 
 
 

Перспектива 
 

      1. Рынок интернет-торговли находится в экстенсивной стадии роста, и темпы роста в ближайшие 3-5 лет будут высокими (не меньше 20-25% в год)  

      2. С ростом доступности интернета  для жителей регионов России  и небольших населенных пунктов  будет расти и оборот интернет-торговли. При этом перед игроками будет стоять задача популяризации онлайн-покупок у потенциальной аудитории, чтобы активнее вовлекать ее в интернет-торговлю.  
 
 
 

      Согласно  отчету РБК, российский рынок интернет-коммерции (так же как украинский, польский и турецкий) является одним из наиболее перспективных в регионе. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее привлекателен Китай, в Южной Америке – Бразилия.  

      Рынок электронной коммерции в России еще долгие годы будет активно  развиваться. Перспективы развития рынка лежат в следующих плоскостях:

    • улучшение качества интернет-связи
    • увеличение аудитории интернета

      Специалисты московской Высшей Школы Экономики подсчитали, что в 2011 году в России объём продаж товаров и услуг через интернет составил примерно 350 миллиардов рублей. 

      Они также прогнозируют, что в будущем 2012 году данный показатель может увеличиться на 45-50% и легко достигнуть цифры в 520 миллиардов.  

      В числе множества причин, которыми будет обуславливаться рост интереса пользователей к интернет-магазинам, эксперты выделяют ожидаемое повышение цен, которой придётся на второй квартал 2012 года, а также существенное повышение числа самих интернет-магазинов и расширение их ассортимента. 

      Специалисты также прогнозируют, что география  рынка интернет-торговли в грядущем году не должна претерпеть существенных изменений. Самыми активными покупателями товаров в виртуальном пространстве, как и в текущем году, должны остаться жители Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится около 70% всех покупок по стране. На долю прочих городов-миллионников придётся примерно 20% всех покупок, а оставшиеся 10% распределятся между прочими населёнными пунктами страны.

      К негативным факторам, которые могут  в 2012 году затормозить развитие рынка, эксперты относят подрыв авторитета некоторых электронных сервисов. Если в сети появится ряд магазинов, которые, получив деньги от потенциальных  покупателей, не станут исполнять собственных  обязательств, а вскоре и вовсе  исчезнут из виртуального пространства, то слухи в сети могут негативно  отразиться на прочих магазинах. Стоит отметить, что к текущему моменту около 60% интернет-магазинов осуществляют торговлю, не соблюдая при этом многие правила. Такое положение вещей эксперты считают непозволительным. Из-за этого примерно 70% потенциала рынка не может полноценно реализовываться. Положительно то, что недоверие потребителей не распространяется на крупные бренды с мировым или, по крайней мере, с российским именем. 

Информация о работе Перспективы интернет-тогровли в России