Промышленные выставки XIX века. Их роль в развитии и становлении дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер.

Работа содержит 1 файл

Промышленные выставки XIX в.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого

Политехнический Институт


Кафедра ХИПОМ

 

 

 

 

 

 

"Промышленные выставки XIX века. Их роль в развитии  и становлении дизайна."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: Володина Т.В.

 

 

Студентка группы: Жигалова Л.А.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

 

2012год

Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в  промышленной революции и самой  мощной в экономическом отношении  страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". Ее организаторами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм. Одним из инициаторов проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер. 

 Альберт Саксен-Кобург-Готский

 Генри Коул

 

Почему именно в Англии состоялась первая промышленная выставка? В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Страна занимала первое место в мировой торговле. К 1850 г. объем экспорта из Англии увеличился в 3 раза по сравнению с уровнем в начале века. Товары из Англии буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Англия превращалась в "мастерскую мира".

 

 

 

 

 

 

 

 

Задолго до начала выставки был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец. Здание было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне.

Английский писатель У. Теккерей назвал здание "дворцом для сказочного принца" . Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.

 

Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен".

 

Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место было образцом из всех значительнейших зданий всемирной архитектуры. Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.

Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Назовем некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца, в частности, крупные читальные залы: круглый зал в Лондонском Британском музее (1851 г.), четвероугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873 г.). До конца XIX в. в мире появилось еще ряд оригинальных железностеклянных читательных залов публичных библиотек. В следующем году подобный дворец был сооружен для выставки в Нью-Йорке, в 1854 году - стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867-1871 гг. и другие.

 

 

 читальный зал в Лондонском Британском музее (1851 г.)

 концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне

Выставка дала импульс  делу подготовки специалистов в области  прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и  ремесел, и сотрудничавшего с  ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.

По производству машин  Англия занимала тогда первое место  в мире. Более того, в ту пору она  была в мире основным поставщиком  машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей  привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о  том, что мир вступил в век  изделий из металла и машин.

Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых  различных стилей и даже целые  дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император  Австрии Франц-Иосиф прислал в  подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен  искусной резьбой, что напоминало фасад  средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном  дворце.

Почти все первые премии достались англичанам. Первая всемирная  выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено  много контрактов на поставки английской продукции. Выставка 1851 г. продемонстрировала бурное развитие британской промышленности и возвестила о наступлении эры британского владычества на значительной части планеты. Выставка свидетельствовала о бурном преобразовании всего британского общества.

Выставку посетило более 6 млн. человек. Доходы превысили расходы почти вдвое.

Промышленность Англии и  других ведущих стран мира продолжала развиваться, оплодотворенная новыми научно-техническими открытиями. В  тот период появился и воздухонагревательный  аппарат для горячего дутья в  доменных печах, созданный Э. Каупером, получила распространение конструкция  парового молота, предложенная Д. Нэсмитом и ряд других изобретений. С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. был изобретен универсальный фрезерный станок.

 

 После лондонской Всемирные  промышленные выставки проходили  одна за другой во многих  столицах мира: в Нью-Йорке (1853 г.), Вене (1873 г.), Сиднее (1879 г.), Мельбурне  (1880 г.).

 

Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры. Ее называют самой знаменитой парижанкой нашего времени, хотя жители французской столицы далеко не сразу признали это творение Постава Александра Эйфеля ко Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Великой революции. Прожекторы-маяки, укрепленные на ее вершине служат ориентиром для авиалайнеров и морских судов. Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий Новые технологии практически не затронули архитектуры интерьера и предметного творчества.

 

Что касается России, то здесь  в силу ряда причин (одна из главных - крепостничество) промышленный переворот  произошел куда позже, чем в передовых  странах Запада. Однако ее талантливые  умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. Накануне, в 1861 г. в Санкт-Петербурге состоялась выставка русской мануфактурной промышленности. Среди ее экспонатов были разнообразные изделия. Кроме железа листового и полосового, экспонировались гвозди, столы, диваны, решетки, кованные из железа, отлитые из чугуна статуэтки и др. Наиболее выдающиеся экспонаты Санкт-Петербургской выставки заняли достойное место и на всемирной выставке в Лондоне.

 

На лондонской выставке 1862 г. также впервые осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет. Среди экспонатов этой выставки преобладали картины, скульптуры и иные художественные изделия. Большое внимание привлекала в высшей степени изящная мебель, особенно небольших габаритов из черного дерева в стиле Ренессанс, выдвижные ящики которой отделаны слоновой костью.

 

Наград удостоилось немало французских экспонентов. Почетные места здесь заняли также ряд  представителей России, Австрии и  других стран.

 

Более 100 лет отделяет нас  от первых всемирных промышленных выставок. С тех пор их состоялось более  сорока. Они сыграли прогрессивную  роль в развитии и укреплении международных  отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции  и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также  в развитии торговли между государствами. Выставки способствовали и ускорению  научно-технического прогресса в  промышленности, строительстве, в переработке  продукции сельского хозяйства, других отраслях экономики, оказали  существенное позитивное воздействие  на ускорение объективного процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Промышленные выставки XIX века. Их роль в развитии и становлении дизайна