Психология рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Реклама – это система мер целенаправленного воздействия на потребителей, формирующая и регулирующая движение товара на рынке. Реклама появляется там, где есть обмен товарами, где есть конкуренция и где каждый товаропроизводитель борется за своего покупателя и ищет свою нишу на рынке.

Содержание

СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ
ХАРАКТЕР РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ДОМИНАНТЫ А. А. УХТОМСКОГО В РЕКЛАМЕ
СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДОМИНАНТ
ВЫВОДЫ ДЛЯ ПРАКТИКИ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Некоторые аспекты психологии рекламы.docx

— 32.39 Кб (Скачать)

 Некоторые аспекты психологии рекламы  

  

 ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ
  3. ХАРАКТЕР РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
  4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ДОМИНАНТЫ А. А. УХТОМСКОГО В РЕКЛАМЕ
  5. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДОМИНАНТ
  6. ВЫВОДЫ ДЛЯ ПРАКТИКИ

 ЛИТЕРАТУРА   

  

 1. СТРУКТУРА  МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 

 Реклама –  это система мер целенаправленного  воздействия на потребителей, формирующая  и регулирующая движение товара на рынке. Реклама появляется там, где  есть обмен товарами, где есть конкуренция  и где каждый товаропроизводитель  борется за своего покупателя и ищет свою нишу на рынке.

 Реклама действует  на потребителей тем сильнее, чем  больше в них внутреннего соответствия, готовности принять новые сведения. Если этой готовности нет, то, по теории когнитивного диссонанса, потребители  или отказывают в доверии источнику  информации, или просто блокируют  ее, используя более подходящие источники. Тотальное воздействие рекламы  на всех потребителей невозможно, в  конечном счете эти попытки приводят к необоснованным затратам.

 Поэтому главная  задача рекламодателей состоит в  поисках потребителей, готовых принять  новые сведения. Эта задача представляет собой не что иное, как поиск  мотивов и желаний потребителей, с тем, чтобы откликаться на них  и удовлетворять их полностью  или частично, попутно формируя новые  потребности и новые желания.

 В американской и европейской рекламе основой  поисков мотивов потребителей является идея З. Фрейда о строении человеческой психики. В нижней глубинной сфере  господствуют животные инстинкты и  желания — “Оно” , в верхней социальной сфере действуют социальные ограничения, обуздывающие идущие снизу эмоции - “сверх Я” , а в собственно человеческой психике кипят вечные противоборства и противоречия между подсознательными силами и социальными запретами - “Я” .

 Мотивы - это  осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений.

 Поиски мотивов  и желаний - дело сложное, деликатное, дорогостоящее. Вдобавок ко всему сами потребители запутывают исследователей, маскируя истинные мотивы мнимыми. Например, перед входом в книжные магазины большая часть потребителей выразила желание купить себе новые экземпляры библии. Из магазина эти же покупатели вышли с новыми комиксами в руках, т.е. сработал эффект фасада, когда в ответах на вопросы интервьюеров покупатели старались выглядеть лучше и серьезнее они были на самом деле.

 В структуре  мотивов, по исследованиям американского  психолога А. Маслоу, нижний уровень, самый широкий и универсальный, занимают мотивы биогенного характера: обеспечение жизнедеятельности, проблемы еды, питья, здоровья, безопасности, комфортного жилища себе и своей семье. Эти мотивы универсальны и наднациональны, поэтому использование их для рекламы всегда дает хороший результат и обеспечивает привлечение внимания и контакт с потребителем. На этих же уровнях - проблемы секса и продолжения рода. Эти биогенные первичные мотивы работают в рекламе как средства установления контакта с потребителями. Например, в двух рекламах с одной и той же целью привлечь внимание к обуви используются разные приемы. На одной крупным планом изображен модный ботинок, на другой - симпатичная девушка, примеряющая ботинок. Абсолютное большинство потребителей запомнили вторую рекламу, и она им понравилась больше. Вообще хорошо привлекают внимание персонажи рекламы, особенно девушки, дети, животные.

 Над биогенными мотивами и потребностями стоит  группа мотивов социального и  социально-психологического свойства. Они отражают необходимость чувствовать  себя частью определенной социальной группы, потребность снискать уважение и даже любовь к себе в рамках этой группы. Социальные мотивы типа “6ыть  не хуже других” иногда действуют  сильнее биогенных, и для то чтобы купить себе новую марку автомобиля и доказать тем самым свою принадлежность к высокому социальному уровню, не один начинающий бизнесмен урежет все остальные потребности. Наконец, вершиной мотивационной пирамиды являются реализация собственного “Я” , поиски своего места в социуме и обретение внутренней гармоний. Это тоже очень сильная группа мотив, особенно при развитом самосознании, высоких уровнях интеллекта и образования.

 Для нахождения и определения мотивов и желаний  потребителей пользуются разнообразными, иногда довольно остроумными методами. Прежде всего - это классические методы наблюдения, беседы, опроса, анкетирования  и интервьюирования. Кроме этих, преимущественно вербальных средств, сейчас довольно широко используются методы психофизиологического характера, фиксирующие реакции человека при  разглядывании товара или восприятии информации о нем. Это могут быть методы фиксации частоты моргания, расширения зрачков, пристальности  взгляда, кожно-гальванической реакции, потоотделения. Методы такого типа носят  скрытый характер - типа скрытой  камеры. Например, в ручки магазинной тележки могут быть вмонтированы датчики для фиксации потоотделения  ладоней, сжимающих ручки в момент экспозиции наиболее понравившегося товара.

 Если мотив  выражен слабо или направлен  совсем в другое русло, можно воспользоваться  системой стимулов самого разнообразного характера. Опытный продавец или  рекламный агент обладают своими секретными способами завоевать  доверие покупателя и склонить его  к покупке, лучше реальной, но хотя бы идеальной - в мыслях.

 Стимуляция  может быть разной по силе и знаку - отрицательной (например, штрафы, угрозы) и положительной (например, скидка в  цене) . Стимулирование может быть одноразовым (например, сезонная распродажа в определенный день) , выборочным (например, цены снижаются только для блокадников) и постоянным, систематическим (например, для оптовых покупателей) .

 Стимулы носят  как материальный характер (всевозможные скидки, сувенирные подарки) , так и нематериальный, преимущественно игровой, типа лотерей, конкурсов, соревнований.

 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ 

 При рассмотрении вопроса о психологических механизмах рекламного воздействия целесообразно  использовать аббревиатуру AIDA, где  каждой букве соответствует определенный психический процесс.

 Первая буква - А - обозначает свойства внимания (attention) . Реклама должна привлекать к себе внимание - это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание - это далеко не все. Внимание надо перевести в произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы “мыльных опер” , обращаются к юмору.

 В любых случаях  на переднем плане должен быть именно рекламируемый товар, а не сюжет, юмор, персонаж, цвет. Последовательность предъявления информации должна идти по цепочке ЧТО, КАК, ГДЕ. Если же потребитель с восторгом вспоминает о том, как ему демонстрировали товар и кто был главным действующим лицом, но ни слова не помнит о самом товаре, то рекламу считают неудачной, а образы, привлекшие основное внимание, называют даже образами-вампирами.

 На основе внимания создается и поддерживается интерес у потребителя (I-interest) . Это - вторая ступень воздействия рекламы и вторая ее задача -заинтересовать потенциального покупателя. Цель второй ступени - создать условия для “идеальной” покупки, мысленного приобретения товара. Надо постараться вызвать у потребителя желание владеть покупкой (D-desire) . Чтобы желание возникло, надо показать возможности, которыми вы будете располагать после покупки. Девушка покупает в косметическом магазине не крем, а мечту о красоте. Машина - это не тривиальное транспортное средство, а чувство свободы и раскрепощенности. Мечта, надежда, свобода- разве жаль каких-то денег ради этих высших ценностей?

 И только последний  этап - А (action) , действие, переводит идеальную мысленную покупку в реальную. Чтобы ускорить наступление этого завершающего этапа, хороший продавец или хорошая реклама обязательно дают гарантию возврата товара при его недостатках. Это способствует появлению чувства удовлетворения от удачной покупки и желанию стать постоянным покупателем данной фирмы. В свою очередь продавец от лица фирмы благодарит покупателя и приглашает его впредь пользоваться их услугами.

 3. ХАРАКТЕР  РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 Реклама может  носить чисто информационный характер, и это вполне годится для соответствующих  товаров и аудитории. Например, профессионалам, особенно мужчинам, достаточно сообщить технические характеристики изделия, им не особенно важно, какой будет  улыбка у очаровательной девушки. Главную  роль в такой рекламе играют правильно, без особой перегрузки скомпонованные информационные показатели.

 Реклама-убеждение  имеет широкий диапазон - от навязывания  товара до ненавязчивого совета. Как  и любое убеждение, такая реклама  носит преимущественно вербальный характер. Реклама-убеждение использует различную аргументацию для доказательства того, что товар должен быть приобретен. Аргументы могут быть положительными типа “Если Вы приобретете этот товар, Вы получите преимущества перед  другими (имеется в виду - не приобретшими) в том-то и том-то” (обычно перечисляются  все возможные, и сплошь и рядом  невозможные, блага) . Аргументы могут также носить отрицательный характер типа “Если Вы не воспользуетесь услугами такой-то фирмы, то Вас в ближайшее время будут ожидать такие-то неприятности” . Следует отметить, что люди сознательно ограждают себя от отрицательных эмоций и отвергают “страшные” рекламы. Классический пример: неприятная реклама стоматологических услуг с перечнем возможней заболеваний и показом медицинских инструментов просто блокировалась испытуемыми и даже хуже запоминалась, нежели приятная с акцентами типа “без боли” , “на новейшем оборудовании” , “всего за один сеанс” . Впрочем, иногда для встряски все-таки используют такую шоковую рекламу.

 Убеждение можно  усилить с помощью невербальных средств: музыки, цвета, подбора персонажей, юмора.

 Самое сильное  и опасное средство воздействия  в рекламе на человека - внушение. Оно осуществляется зачастую на подсознательном  уровне и, в общем, представляет собой  средство подчинения человека своей  воле. Это - вариант зомбирования, интеллектуального и поведенческого рабства.

 Сила внушения зависит от многих факторов, среди  которых особенно важны два: свойства и состояние человека, которому что-либо внушают, и свойства человека, который  внушает, т.е. свойства суггерента и суггестора.

 Далеко не всякому человеку можно что-либо внушить, тем более без особой аргументации. Люди с критическим  мышлением, высокой профессиональной компетентностью, высоким интеллектом, мало эмоциональные, уверенные в  себе, социально зрелые обладают очень  низкой внушаемостью. Люди же с невысоким  уровнем образования и интеллекта, тревожные, социально незрелые, эмоциональные  обладают повышенной внушаемостью.

 Внушаемость может быть существенно повышена за счет факторов времени, среды, технических  приемов. Например, у всех повышается внушаемость в экстремальных  условиях: при болезнях, утомлении, дефиците времени. Как говорится  в пословице, утопающие хватаются  за соломинку. Кстати, в рекламном  кодексе запрещено проводить  рекламные кампании в среде больных  людей, психически и эмоционально неустойчивых, детей. Запрещено также использовать рекламные трюки в ситуациях  стихийных бедствий и погребальном ритуале.

 Усиливается внушаемость также во время массового  предъявления информации в больших  аудиториях. Экстрасенсы хорошо знают  эту особенность: в больших залах, где скапливается много людей, люди влияют друг на друга (эффект “заражения” ) . Эффект усиливается при необычности антуража: подсветка, пониженная освещенность, дымовые эффекты, запахи. Эти приемы широко используются во время религиозных обрядов.

 Внушаемость может быть также увеличена при  использовании авторитетного суггестора, т.е. человека, являющегося достаточно авторитетным для аудитории. Хорошо, если авторитетность совпадает с такими признаками, как манера говорить, держаться перед камерой, жестикулировать. Все это располагает аудиторию к доверию к суггестору.

 В качестве суггестора часто выбирают одного из представителей аудитории, “одного из нас” . Это позволяет добиться эффекта соучастия.

 Наконец, следует  отметить еще два момента, которые  могут сделать рекламу работающей: уместность и неожиданность. Реклама  хорошо действует на ту аудиторию, которая  уже нуждалась в рекламируемом  товаре. У американских психологов есть такая рекомендация: “Помните, если вы нашли потребителей, но у  вас нет продукта, который ему  нужен, можете считать свою работу сделанной лишь наполовину и не более!” Уместность может иметь форму сезонного соответствия (реклама купальников зимой вряд ли уместна) , национального (национальные традиции достаточно сильны, чтобы ими пренебрегать; при рекламе мыла в странах Малой Азии европейские красавицы на обложках были заменены местными, что резко увеличило спрос) , возрастного, полового, профессионального и пр. В то же время уместная реклама должна быть и достаточно неожиданной, чтобы обратить на себя внимание и не потеряться в потоке аналогичных реклам.

Информация о работе Психология рекламы