Роль мультимедиа в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:50, доклад

Описание работы

Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одну из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения

Работа содержит 1 файл

Роль мультимедиа в образовании.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

1.1.           Роль мультимедиа в образовании.              

            Существует множество определений понятия мультимедиа. Почти все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные методы структурирования, интегрирования и представления.

              Мультимедиа – это:

-технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

-информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

-компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

              Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
     Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
     Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одну из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Одним из основных свойств мультимедиа является их интерактивность. Существует три различных типа интерактивности.

1. Реактивное взаимодействие. Пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована и возможности управления программой незначительны.

2. Активное взаимодействие. Пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

3. Обоюдное взаимодействие. Пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем как и при активном взаимодействии расширяются.

Мультимедиа как средство обучения могут быть использованы в различных  образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития критического мышления. Мультимедиа-продукты могут способствовать улучшению качества образования в отдельных предметных областях и на стыке научных направлений.

Применение образовательных мультимедиа обусловлено современными целями образования. Существуют различные подходы к концептуализации современных целей образования. Важнейшими из них являются следующие:

1. Выстраивание значимого и усвоенного знания, что подразумевает развитие хорошо структурированной, дисциплинарной и междисциплинарной, ориентированной на повседневность и организованной по сетевому принципу системы способностей, навыков, умений и знаний в предметной области, имеющей широкое применение;

2. Выстраивание прикладного знания: превращение значимого и усвоенного знания в знание, применимое в практической деятельности;

3. Выстраивание знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание, рефлексия обучения) является полезным и эффективным способом создания значимого и усвоенного знания, равно как и прикладного знания. Этот важный навык позволяет обучаемым оценивать собственный процесс обучения. Понимание того, как должно учиться позволяет находить и применять успешные стратегии обучения. [17; 16-27]

Одной из целей метапознания является развитие у обучаемого понимания цели, идеи обучения, механизмов функционирования его собственной памяти и формирования практических навыков. Обучаемые могут рефлексировать свое обучение и формировать метапознание, задавая себе следующие вопросы: «Как я могу контролировать собственное обучение?», «Как мне самостоятельно планировать учебный процесс?», «Что по моему мнению есть обучение?», «Зачем оно нужно?», «Почему разумно обучение с применением мультимедиа?».

Несмотря на то, что концепция знания развивалась со времен античности, мы до сих пор лишь приблизительно представляем себе, как оно приобретается и применяется людьми. Такие понятия, как обучение, навыки и человеческий потенциал, представляют собой различные попытки описать или объяснить процесс, делающий людей субъектами материального знания.  Эти концепции в значительной степени зависят от принятой эпистемологической и онтологической аксиоматики. Человек чему-то научился, если он развил новое понимание или приобрел новую способность.

Различные подходы к обучению практически полностью сходятся на том, что на качество образования влияют:

-социальный контакт и человеческие взаимоотношения  обучаемых ( с членами семьи, другими учащимися, преподавателями друзьями);

-объекты обучения, т. е. учебные материалы (книги, видео- , аудиозаписи, ресурсы Интернета или мультимедиа на CD/DVD-дисках), физические и искусственные объекты, а также иные учебные ресурсы;

-обучающая среда, в которой протекает учебный процесс: его структура, условия проведения, а также библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории, окружающая среда и т.д.)

Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из возможных сред обучения, применимая в разнообразных образовательных контекстах, в которых обучаемые усваивают учебный материал и участвуют в  диалоге с соучениками и с преподавателем. Таким образом, учебные мультимедиа при определенных обстоятельствах могут быть использованы как эффективные средства обучения.

В мультимедиа средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видеофрагментов. Появление в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, используемых при издании традиционных школьных учебников на бумажных носителях. В области иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных книг для общего среднего образования накоплен значительный опыт, согласно которого определяются особенности пространственной группировки элементов издания, осуществляется акцентирование (визуальное выделение) отдельных элементов, учитываются физиологические стороны восприятия и другие факторы. Этот опыт с успехом применяется и при разработке современных мультимедиа-средств для обучения школьников. [17; 31-45]

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения. Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения,  другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео, и т. д.

Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному. Школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Прежде всего мультимедиа могут:

-стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;

-повысить мотивацию обучаемых;

-помочь в развитии навыков  совместной работы и коллективного познания;

-развить у обучаемых более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания предмета.

Мультимедийные продукты и ресурсы Интернета предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения:

-одновременно использовать несколько каналов восприятия в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой различными органами чувств;

-имитировать эксперименты и сложные реальные ситуации;

-визуализировать абстрактную информацию и динамические процессы;

-развивать когнитивные структуры, сводить изучаемый материал в широкий общественный, исторический контекст и формировать системную интерпретацию изучаемого материала обучаемым. Фактически мы имеем здесь дело с давно разработанным принципом наглядности в обучении, который, однако, требует дальнейшего развития в новых условиях применения мультимедиа в образовании.

Мультимедиа оказывается полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различной наглядной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. Интерактивность – одно из наиболее значимых преимуществ мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации.

Интерактивность подразумевает процесс представления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователи могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях. Они также могут регулировать темпу подачи  материала и число повторений в соответствии со своими образовательными потребностями и предпочтениями.

Более того, предоставление возможности взаимодействия с пользователем, направленной на удовлетворение его потребностей, отличает мультимедийный продукт от любого другого средства представления информации.

Однако при использовании мультимедиа в образовании должны учитываться многие аспекты. Даже принимая во внимание широкое распространение средств мультимедиа в современном мире, нужно сознавать, что в условиях экономического неравенства доступность учебных материалов и аппаратного обеспечения слишком различается. [2; 54-58]

Чтобы в полной мере реализовать учебный потенциал мультимедиа, обучаемым требуется поддержка квалифицированных преподавателей, которые должны уметь руководить учебным процессом и помогать обучаемым в выборе более эффективных стратегий обучения.

Подобно традиционным учебникам, учебные средства мультимедиа обогащают методику преподавания лишь тогда, когда преподаватель не только предоставляет нужную информацию, но также руководит учебным процессом, поддерживая обучаемых, помогая им.

Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовывать совместную работу в учебной группе. Таким образом, обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса.

Учащиеся могут влиять на процесс обучения, подстраивая его под индивидуальные особенности и предпочтения, т.е. они могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации.

Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Индивидуализация обучения при использовании мультимедиа-средств способствует реализации принципов активного, самостоятельного, творческого обучения, при котором обучаемые сами выстраивают свою образовательную траекторию и решают, какие темы изучать и на какие вопросы искать ответ.

Мультимедиа могут также использоваться для организации группового обучения. Небольшие группы обучаемых могут совместно работать с одним  мультимедийным приложением, развивая при этом навыки сотрудничества, ведения диалога с коллегами по учебе. [8; 32-39]

Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех, кому требуются специальные образовательные программы:

-у детей, страдающих аутизмом, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологического осознания и навыков чтения;

-лица со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями также выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, обладающих достаточной гибкостью, что позволяет подстраиваться  под индивидуальные потребности;

-у слабослышащих и глухих визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к учебе.

Использование мультимедиа в образовательном процессе имеет также и свои негативные стороны.

Некоторые обучающиеся не могут воспользоваться той свободой, которую предоставляет самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов. [8; 47-54]

Часто запутанные и  сложные способы представления информации отвлекают пользователя от изучаемого материала, рассеивая его внимание. К тому же нелинейная структура учебного материала «соблазняет» пользователя пройтись по всем предлагаемым ссылкам, что может отвлечь его от основной задачи. Большие объемы информации, предоставляемые мультимедиа,  также могут отвлекать внимание учащихся.

Кратковременная память человека обладает ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда обучаемому демонстрируют мультимедийную информацию одновременно нескольких типов, его может отвлечь желание уследить за другими, в результате чего нарушается целостность усвоения материала. Более того, возможности людей в одновременном использовании различных органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на образовательном потенциале мультимедийных материалов.

Уровень интерактивности большинства мультимедийных программ по-прежнему остается очень низким. Ему, конечно, далеко до уровня взаимодействия между людьми. Возможности обратной связи  с пользователем в обучающих приложениях весьма ограничены. Компьютеры не могут заменить личного общения с преподавателем, они лишь расширяют его возможности. Как правило, обратная связь большинства приложений ограничивается контролем правильности ответов учащихся. Обучающие программы не поддерживают возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляют развернутых комментариев правильного или ошибочного ответа. Мультимедиа-приложения не способны определить индивидуальные потребности или особенности обучаемого, поэтому они не могут реагировать подобно преподавателю.

Во многих случаях для обучаемых важно проведение опытов своими руками, реальное ощущение экспериментального процесса.

Многие обучаемые, особенно взрослые, не умеют пользоваться компьютером. Поэтому необходимо обучить их основам компьютерных технологий, прежде чем приступить к использованию мультимедиа-программ. У преподавателей также может и не быть многих навыков, необходимых для эффективной работы с мультимедиа-приложениями.

Создание аудио-, видео- и графических материалов для мультимедийных приложений намного сложнее и дороже, чем подготовка обычного учебника.

Не все обучаемые располагают требуемым аппаратным и программным обеспечением. Это может ограничить возможности использования мультимедийной продукции. Целые социальные слои не могут пользоваться Интернет-ресурсами.

Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. Мультимедийные приложения предъявляют более высокие системные требования, чем простые офисные программы.

Недостаточно быстрый канал связи в Интернет приводит к низкому качеству воспроизведения звука и изображения, к длительным задержкам при скачивании информации, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса.

Книгу можно читать где угодно, в то время как информацию из Интернета или мультимедийное приложение непросто взять с собой. [2; 99-111]

Информацию на экране компьютера не так легко читать – объемные тексты удобнее читать на бумаге. Поэтому пользователи обычно, вначале ищут необходимую информацию, а затем ее распечатывают. При этом преимущества аудио- и видеоматериалов теряются. Это усложняет использование мультимедиа-продуктов, как в техническом, так и материальном плане.

Итак, мультимедиа-продукт может быть использован для представления и обработки знаний различных типов. Применение этих продуктов может поощрять обучаемых к формированию собственных знаний и навыков. Например, они могут развивать мотивацию к обучающей активности, возможности коммуникации, общественного сознания, а также обучающую компетентность и этику.

 

 

 

 

12

 

Информация о работе Роль мультимедиа в образовании