Национальные особенности, 
специфика властного мышления и 
соответственно особые, исторически 
сложившиеся универсальные технологии 
осуществления власти организуют, структурируют, 
стратифицируют социальное пространство, 
функционирующее уже как пространство 
власти со свойственными ему властными 
отношениями и иерархической 
структурой. Организованное властное 
пространство призвано сохранять упорядоченность, 
единство и стабильность социальной 
общности, а уже в нем отдельный 
социальный субъект становится участником 
властных отношений, вносит свои повороты 
в понимание власти, способы её 
осуществления в процессе активно-диалогического 
взаимодействия. Такая ситуация создает 
впечатление того, что конкретный 
социальный агент, занимающий ту или 
иную властную позицию и есть сама 
власть. Однако, при таком взгляде упускается 
из виду то, что сам действующий субъект 
помещен в уже существующее пространство 
власти и систему властных технологий.
Реальность власти здесь 
скорее следует рассматривать как 
некоторую системную целостность, 
но в свою очередь разделённую на различные 
властные зоны. Каждое поле власти имеет 
отличительную структуру позиций и систему 
отношений социальных сил, свои правила 
и режимы функционировании, свои ресурсы 
и технологии осуществления и легитимации 
власти. Кроме этого каждое поле конструирует 
свое пространство игры, со своими ограничениями 
и возможностями, в них локализованы целое 
множество отношений разновекторных сил, 
приводящих ее в постоянное движение. 
С синергетической точки зрения можно 
сказать, что каждая часть властной системы 
постоянно флуктуирует, изменяется, влияет 
и открывается сама внешнему воздействию. 
Одним словом представляет собой специфический 
самоорганизующийся организм, тем не менее, 
базирующийся и развивающийся на определённой 
основе - образе социального порядка, власти 
и “универсальных” технологий её осуществления, 
свойственных определенному промежутку 
времени.
И, наконец, в рамках микро 
составляющей дискурса разворачиваются 
непосредственно сами властные отношения, 
складывающиеся в повседневной практике, 
в которых все властные образы и техники 
“оживляются”. Это область, где сеть властных 
отношений и стратегий получает свою реальность, 
где производятся знания и смыслы. Здесь 
можно выделить две исследовательские 
позиции, которые с той или иной точки 
рассматривают конкретные отношения власти.
Первая, акцентирует внимание 
на локальных пространствах власти 
и свойственных ему техниках, где 
может быть управляем и контролируем отдельный 
индивид. Здесь положение конкретного 
индивида характеризует его место в сложившейся 
институциональной конфигурации. Содержательная 
сторона социальной позиции, в свою очередь, 
раскрывается через отношение к другим 
социальным местам, посредством дистанции 
отделяющею эту позицию от других, а также 
через информационную насыщенность. Следует 
заметить, что определённое социальное 
место, предоставляет субъекту выбор некоторых 
возможных в этом состоянии альтернатив. 
В этом ракурсе власть выступает не как 
то, что даётся или захватывается, её не 
делегируют или перераспределяют, она 
осуществляется в различных напряжённых 
точках, социальных позициях, в которых 
группа или отдельный индивид захватывается 
властью. Лишь социальная позиция открывает 
субъекту весь арсенал власти и ее ограничения.
Второе направление отталкивается 
от отдельного субъекта, сознательно 
действующего в рамках определенного 
социального поля, который конструирует 
свой смысловой контекст через личный 
опыт и социальную практику. Так, например, 
М. Фуко настаивает на том, что не может 
существовать сетки властных отношений 
без некоторого числа “практик себя”, 
из которых она вырастает, на которые она 
опирается и разворачивается. В этих единичных 
практиках складываются стили существования, 
которые с развитием, их социальным “отстаиванием” 
приобретают общественный характер, и 
именно эти практики конструируют опоры 
“всепроникающей сетки властных отношений” 
[11].
Заключение
Можно выделить ряд характеристик, 
которыми обладает современная государственная 
власть, если ее рассматривать через 
призму социальных отношений, в сетку 
которых последняя органично 
«вшита». К таким специфическим 
чертам государственной власти следует 
отнести императивные, диспозитивный, 
информативный и дисциплинарный 
характеры власти. Под императивным 
характером власти в теории государства 
и права понимается совокупность 
общественных отношений основанных 
на принципах господства и подчинения, 
т.е. такие отношения носят ассиметричный 
характер. Исходя из принципа федерализма, 
подобный характер свойственен сфере 
государственного управления, где существует 
четкое формально-нормативное регулирование 
отношений между различными органами 
государственной власти. Далее говоря 
о диспозитивном характере, следует 
отметить, что этот вид отношений 
основан на принципах равенства 
сторон и установления взаимоотношений, 
как правило, в гражданско-правовой 
сфере, между равными субъектами 
на договорной основе, такому виду, соответственно, 
присущ симметрический характер отношений. 
Информативный характер государственной 
власти предполагает создание и поддержание 
определенных видов знания, являющиеся 
опорой властной деятельности государственных 
органов и должностных лиц. Распространение 
информационных потоков формирующих 
«образ» и «социальные привычки», 
через которые воспринимается последняя, 
а также контроль за комментированием 
и циркуляцией этих потоков в обществе. 
И наиболее трудно уловимые, порой неосознаваемые 
в большинстве случаев властные отношения 
носят дисциплинарный характер. Подобный 
вид взаимоотношений, возникающий между 
государством, его органами, различными 
институтами и обществом, в настоящее 
время проработан слабо, этим как видится 
и объясняется трудность анализа опосредованного, 
косвенного характера властного влияния 
государства на общественную систему. 
В целом этот характер властного влияния 
начинает формироваться в Европе с XVII 
- XVIII вв., когда властные отношения распространяются 
на новые, приватные области человеческого 
поведения, по средствам таких дисциплин 
как религия, медицина, образование, территориальное 
распределение, тюрьмы и педагогический 
контроль, а так же практик обучения, наказания, 
психиатрии и др. В рамках которых создаются 
репрессивные и контрольные элементы, 
образующие «дисциплинарную власть». 
Под которой в свою очередь и понимаются 
определённые техники, трансформирующие 
отдельных субъектов коммуникации и взаимоотношения 
в объекты с помощью различных созданных 
дисциплин, которые очевидно и задают 
определённую модальность функционирования 
коммуникативных сетей взаимоотношений, 
стратегий, техник, и других социальных 
практик.
Подобный подход к властной 
проблематике не бесспорен и нуждается 
в дальнейшем развитии, но уже сейчас 
можно смело сказать, что он открывает 
новые, куда более глубокие «корни» 
власти, позволяет привязать теорию 
к реальности, обличая её стратегии 
и механизмы [5].
Заканчивая эту мысль, 
следует отметить и то, что в 
данный момент в научных исследованиях 
происходит переход к принципиально 
иной аналитике как государственной, 
так и в целом власти, позволяющий 
моделировать ее действительное осуществление. 
Сегодня очевидно, «что современной 
отечественной правовой науке ещё 
предстоит построить адекватную 
аналитику власти…, которая позволит 
рассматривать ее сущность в контексте 
российской социо-правовой реальности, 
устоявшихся политико-правовых технологий. 
Причём эта аналитика будет ориентироваться 
на реконструкцию отечественных властных 
отношений, восстановления подлинной 
сути государственно-политических и юридических 
институтов».
 
Список литературы:
  - Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000
- Желтов В.В. Теория власти. М., МПСУ, 2008.
- Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001
- Конфисахор А.Г. Теории власти. СПб., Питер, 2004.
- Королёв С. А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М., 1997
- Льюкс С. Власть: радикальный взгляд. М., издательство дом Гос. ун-та высшей школы экономики, 2010 
- Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968
- Мордовцев А. Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов н/Д., 2002
- Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000
-  Новейший философский словарь. Мн., 2001
-  Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989
-  Розин В.М. Юридическое мышление. Алматы, 2000
-  Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999