Влияние слухов на имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало теоретическое рассмотрение влияния слухов как инструмента связей с общественностью на имидж организации.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Определить причины возникновения слухов
3. Выявить основные направления использования и распространения слухов

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
Глава I. Слухи как социальное явление
1.1. Природа слухов: классификация и характеристика слухов…………..…
1.2. Предпосылки возникновения слухов…………….……………………….
1.3. Основные направления использования слухов и распространение слухов……………………………………………………………………...
Глава II. Влияние слухов на имидж организации
2.1 Позитивное влияние слухов на имидж организации…………...………
2.2 Профилактика слухов и технологии противодействия слухам…….….
2.3 Негативное влияние слухов на имидж организации на примере ГМ «Богатырь»………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

влияние слухов на имидж организации.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

________________________________

ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

__________________________________________________________________

Кафедра СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Влияние слухов на имидж организации»

 

 

 

 

 

 

 

Сургут

2009

Содержание

 

Введение…………………………………………….……………………………..3

Глава I. Слухи как социальное явление

1.1.           Природа слухов: классификация и характеристика слухов…………..…

1.2.           Предпосылки возникновения слухов…………….……………………….

1.3.           Основные направления использования слухов и распространение слухов……………………………………………………………………...

Глава II. Влияние слухов на имидж организации

2.1             Позитивное влияние слухов на имидж организации…………...………

2.2             Профилактика слухов и технологии противодействия слухам…….….

2.3             Негативное влияние слухов на имидж организации на примере ГМ «Богатырь»………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………...

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними.

     Слух – это специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной аудитории.

          Слухи играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности, организации. Они могут усугубить панику (например, перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

     Слухи – как ноу-хау и весьма эффективное средство проведения любой PR- кампании – интегрировались в новые методы продвижения бренда. Причина их популярности на самом деле очевидна: слух нематериален, никого нельзя обвинить (скажем, в суде) в том, что подобная информация оказалась неверной. Кроме того, нельзя обвинить и в недобросовестной конкуренции.

     Может ли слух "работать" на компанию? Конечно, может. PR-специалист, знающий толк в силе сплетни, может сознательно создавать и распространять их в целях популяризации компании. По этому поводу вспоминается афоризм Левинсона: репутация - это устоявшаяся сплетня. Совокупность вышеперечисленных фактов определяет актуальность выбора темы курсовой работы.

     Целью данной курсовой работы стало теоретическое рассмотрение влияния слухов как инструмента связей с общественностью на имидж организации.

Задачи:

1.           Изучить  и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.

2.           Определить причины возникновения слухов

3.           Выявить основные направления использования и распространения слухов

4.           Рассмотреть позитивные и негативные стороны влияния слухов на имидж организации

5.           Составить план противодействия негативным слухам

Объектом данной курсовой работы являются слухи как социально-психологический феномен.

Предмет: Влияние слухов на имидж организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Слухи как социальное явление

1.1. Природа слухов: классификация и характеристика слухов

     Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

     Согласно известным психологическим определениям, слухи — это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу» [21].

     В несколько иной трактовке, слухи — это тот самый «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

     Подчеркнем: слухи — всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют: как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию [5].

     Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» и, рано или поздно, превращается в слух. Это усиливается, когда сказанное начинает передаваться не профессионалом, а простыми людьми: умножающиеся искажения увеличивают степень недостоверности. Не зря во многих парламентах запрещается принимать законы или поправки к ним «на слух».

     Известны три основные типологии слухов. Одна разделяет слухи по происхождению, другая классификация слухов базируется на степени их достоверности, третья ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. По происхождению слухи бывают:

• «Спонтанными» – не создаются специально, не имеют определенной цели, они лишь продукт ситуации и её интерпретации.

• «Сфабрикованными» – созданные специально, с определённой целью, в их основе лежит создание искусственного интереса [2].

2. Информационная типология. Поскольку слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа :

- Абсолютно недостоверные

- Просто недостоверные

- Относительно достоверные

- Близкие к действительности

3. «Эмоциональная» типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.

     «Слух-желание» — это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями — так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д.

     «Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс.

     «Слух-пугало» — слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

     Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной.

     Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод.

     «Агрессивный слух» — слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Агрессивные слухи — продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Основная функция агрессивных слухов — не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров — слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

     «Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них — очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. Многообразные разновидности совершенно нелепых слухов стали предметом не только научного, но и художественного осмысления. Разумеется, такие пожелания неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи — одна из форм ее функционирования [15].

     Характеристика слухов

     Каковы коммуникативные характеристики слуха? Согласно классификации Юрия Рождественского [22], для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слушающим. Второй раз одному и тому же лицу данный слух не пересказывается.

     Важным отличием слуха является и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции. Слушающий, впоследствии становясь говорящим, передает этот слух новому слушающему. Этот тип сообщения можно назвать самотрансляционным. Для него необходимо создавать вспомогательные внешние условия. И даже более того: противодействующие ситуации не всегда могут помешать распространению слуха. Таким образом, можно охарактеризовать данный тип сообщения свойством самотранслируемости.

          Слух как коммуникативная единица всегда опирается на определенные, иногда замутненные коммуникативные намерения. Однако он материализует из вовне, проявляет, фиксирует [13].

     В-третьих, слух - это ответ на общественное желание, представление. ' нем заключен отнюдь не индивидуальный интерес. И раз так, то наши мерки, выработанные при анализе общения индивидуального, слабо переносимы на этот качественно иной тип общения. Реально, слух - это общение толпы.           Важной коммуникативной составляющей слуха является его устность. Слух принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде и теряет многие свои качества, попадая, например, на страницы газет. Там он может лишь служить поводом для опровержения или подтверждения, однако при этом уже не является самостоятельной единицей.

Информация о работе Влияние слухов на имидж организации