Контрольная работа по «Сельскохозяйственным рынкам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Торговля маслом и сыром остается в целом на прежнем уровне, начиная с 2004 года, несмотря на рост цен. В нынешнем году поставки масла должны сократиться (на 2,3%), а сыра - вырасти (на 1,2%). В первом случае все объясняется снижением поставок из ЕС, во втором - ростом экспорта Аргентины. Торговля этими продуктами идет в основном среди развитых стран. Поскольку спрос не меняется кардинально, и здесь чаще применяются всевозможные квоты и тарифы, цены не выросли так, как на другие виды продукции отрасли.

Содержание

1. Спрос и предложение на аграрные продукты.............................................3
2. Рынок овощей................................................................................................
3. Рынок молока и молокопродуктов………………………………………
Список использованной литературы……………..…………………………

Работа содержит 1 файл

Контрльная работа Рынки.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

При этом спрос на овощи  и фрукты только растет. Он обусловлен ростом доходов населения, востребованностью  продуктов глубокой переработки, повсеместным распространением домашних холодильников, в т.ч. и с морозильной камерой, позволяющих достаточно долго хранить приобретенные в сезон покупки овощи. Также растет спрос на овощи и фрукты со стороны пищевых производств, использующих их как добавки к своей продукции, позволяющие выпускать новые продукты с уникальными свойствами (вкусами), и добиваться тем самым конкурентных преимуществ.

Возрастающие темпы роста в плодоовощной промышленности в значительной степени обусловлены возросшим спросом на продукцию отечественного производителя. Происходит замещение импортных продуктов на белорусские.

Отметим, что домашнее консервирование, традиционная форма заготовки овощей и фруктов в нашей стране, исчерпало  потенциал роста и скорее падает. Население привыкло потреблять красиво  упакованные качественные продукты и способно заплатить за это. Об этом говорят высокие темпы роста продуктов быстрого приготовления.

Вместе с тем, в силу ряда обстоятельств, как географического, так и исторического  плана, до сих пор промышленность по переработке овощей и фруктов  работает, главным образом, на импортном сырье. К числу этих обстоятельств следует отнести:

  • невозможность выращивание некоторых овощей и фруктов (бананы, апельсины и др.);
  • отсутствие налаженной сети по сбору урожая личных подсобных хозяйств. Обычно закупочные цены слишком низки из-за маломощности посреднических компаний и владельцы урожая считают его продажу невыгодной, снижая посевы и выращивая овощи и фрукты исключительно для личного потребления;
  • отсутствие у производителей технологической базы, позволяющих вырабатывать сырье нужного качества. Именно по этой причине соковый рынок заполнен по преимуществу соками, произведенными на основе импортных концентратов.

Отечественный рынок овощей и фруктов становится все привлекательнее для бизнеса, и это вовсе не удивительно. Все  больше инвесторов готовы вкладывать деньги, как в выращивание овощей, так и в торговлю ими. По оценкам экспертов рынок овощей имеет высокий потенциал роста в будущем. Среднестатистический белорус съедает в год около 110 кг овощей и 25—30 кг фруктов. Это не особо утешительная статистика: фруктов мы едим вдвое меньше, нежели граждане ЕС, и втрое, чем житель США.

Сегодня структура  рынка овощей и фруктов находится в процессе формирования крупных оптовых компаний и цивилизованной розницы.

На протяжении последних  нескольких лет создание цивилизованных оптовых компаний на рынке овощей и фруктов происходило все более активно. Несмотря на развитие оптового рынка, появление крупных оптовых компаний, схема оптовых закупок еще далеки от идеала. Еще нет компаний, которые поставляли бы весь ассортиментный ряд, обеспечив нужное качество, конкурентные цены и сервис. Торговые сети зачастую вынуждены сами обеспечивать логистику, фасовку, хранение запасов.

Если  несколько лет назад наблюдалась тенденция закрытия или переквалификация овощных магазинов, то сейчас начмнается обратный процесс. В гастрономах появляется все больше фруктово-овощных отделов. Изменилось отношение к «витаминному» товару и в супермаркетах. Если ранее отдел, реализующий данную продукцию, предназначался для расширения ассортимента и приносил гроши, то сегодня его доля в общей прибыли выросла в несколько раз. О том, что в супермаркетах торговля овощами и фруктами становится массовой, свидетельствует и тот факт, что они переориентировались с дорогой импортной продукции на отечественную, а некоторые даже стали выращивать свою. И все больше потребителей покупают фрукты и овощи в супермаркетах.

Такая тенденция не вредит овощным рынкам, там все так же растут объемы продаж. Ведь, во-первых, во многих районах даже столицы нет супермаркетов. Во-вторых, медленный рост благосостояния населения. Данная тенденция присуща странам во всем мире, т. е. есть овощные рынки, где продают свою продукцию частные фермеры. Только в развитых странах доля такой торговли небольшая.

Бананы, цитрусовые и экзотические фрукты Республика Беларусь полностью импортирует. Основным поставщиком цитрусовых много лет оставалась Турция. В прошлом году из-за неблагоприятных погодных условий период цветения цитрусовых в Турции был неудовлетворительный урожай, в связи с чем, производители Турции вынуждены были поднять цену на предлагаемую продукцию в среднем на 20-30 % еще в начале уборки урожая. Таким образом, контрактная цена на турецкий товар тоже повысилась. Впрочем, для некоторых импортеров закупочная цена на турецкие фрукты осталась прежней. Ведь цена зависит и от объема закупаемой партии, и (в значительной степени) от долговечности партнерских отношений. В этом году в Турции урожай очень хороший, но, по словам специалистов, цитрусовые дешеветь не будут, так как существенно поднялись цены на бензин, а это, естественно, коснется и овощей, и фруктов.

Цитрусовые ввозятся из Египта, Израиля, Испании и других стран, хотя их продукция традиционно дороже турецкой. В частности, большую часть мандаринов на рынке составляет продукция, поступающая из Израиля. Есть мандарины и из Греции. Поставкой продукции из этой страны занимается относительно небольшое количество компаний, учитывая достаточно высокую цену продукции производителя. Продолжают продаваться и грузинские мандарины. Но если раньше в общем объеме поставок мандаринов грузинский товар занимал до 35 %, то сейчас практически все официальные импортеры отказались от него, за исключением одной-двух фирм. Причина заключается в некачественной упаковке, несортированном товаре, зачастую предлагающимся без соответствующей документации (сертификатов и т.п.).

Главным для потребителей при покупке овощной продукции в супермаркетах является:

  1. расширение ассортимента;
  2. экологичность предлагаемой продукции;
  3. гибкая ценовая политика (овощи разных ценовых категорий) с целью удовлетворения потребностей потребителей с разными уровнями доходов;
  4. улучшение качества продукции за счет упаковки, калибрования, сортировки и мытья овощей;
  5. информирование покупателя о месте производства продукции и размещение другой дополнительной информации;
  6. указание срока хранения.

На рынке есть масса  незаполненных ниш. Причина незаполненности  этих ниш проста: работа в них  слишком рискованна для мелких предпринимателей, а крупные пока разрабатывают другие ниши.

Наряду с ростом рынка свежих овощей и фруктов растет рынок замороженных полуфабрикатов из овощей, в настоящее время темпы роста этого рынка являются одними из самых высоких среди других рынков продуктов питания.

 Нужно отметить, что с каждым годом растет потребительский спрос на замороженные овощи. Активнее всего развивается сегмент ягод и фруктов, замороженных овощей и грибов [5].

В целом белорусский рынок замороженных овощей не сформирован (в отличие от европейского, где четко определены потребительские предпочтения), а потому он является перспективным.

Все вышеперечисленное  позволяет сделать вывод о  большой перспективности белорусского рынка овощей и фруктов.

 

  1. Рынок молока и молокопродуктов

 

Согласно полугодовому отчету ФАО за 2006 г. производство молока в мире выросло и составит в 2007 году примерно 675 млн т. Движущей силой в отрасли становятся хорошая продуктивность и высокие мировые цены. Это относится к развитым и развивающимся странам. В некоторых странах этой группы рост производства будет очень высоким - 8% в Аргентине, 18% - в Китае, 3% - в Бразилии, 3% - в Индии.

Развитые страны увеличат производство только на 1% или ниже, поскольку подорожали корма, а в  этих странах применяется система интенсивного кормления. Согласно расчетам, в странах ЕС прирост составит 1%. В Австралии засуха также не позволит рассчитывать на высокие показатели.

Таким образом, наиболее динамично отрасль будет развиваться в Азии. Здесь эксперты ФАО отмечают наличие двух типов молочного животноводства. В первом случае речь идет о странах с глубокими традициями (Индия и Пакистан) молочного животноводства. В этих странах можно отметить изоляцию от тенденций мирового рынка, хотя некоторое влияние начинает проявляться. Там отмечается устойчивый внутренний спрос и даже его рост, вызванный увеличением численности населения.

В Индии рост производства молока составит не менее 3%, а цены вырастут еще больше.

Можно отметить, что по мере выхода Индии на мировой рынок  обезжиренного сухого молока стали расти цены внутри страны. Все это вынудило правительство страны в начале 2007 года ввести запрет на экспорт сухого порошка в течение 6 месяцев.

Пакистан не связан в  такой степени с мировым рынком, но там ожидающийся пророст порядка 4% объясняют массивными инвестициями в отрасль.

Азиатские страны, не имеющие  глубоких традиций производства молока, являются импортерами. Но там же отмечаются и самые высокие темпы роста внутреннего производства. Дело в том, что спрос растет опережающими темпами. В результате импорт порошкового молока призван восполнить дефицит на внутреннем рынке.

В Китае в течение  последних нескольких лет спрос и предложение росли на 20% ежегодно. В 2007 году ФАО прогнозирует рост этого показателя в Китае на уровне 18%.

Остальные крупные азиатские  импортеры, такие как Таиланд, Индонезия  и Филиппины, под влиянием высоких  мировых цен могут сократить  импорт и начать активно стимулировать  собственных производителей.

Неплохой рост ожидается  в Латинской Америке. Яркий пример - Аргентина. Высокие цены стимулируют производство и экспорт молочных продуктов - сыра и цельного сухого молока. В 2006 году прирост в отрасли в Аргентине составил 7%, в нынешнем, ожидается около 8%. Рентабельность отрасли может пострадать только из-за роста цен на корма и отсутствия пастбищ.

Уругвай может увеличить  производство на 4%, а Бразилия, которая  сейчас импортирует молочные продукты, может увеличить производство на 3%.

В Канаде ожидается умеренное  падение производства в соответствии с динамикой внутреннего спроса. Что касается США, то там вряд ли прибавка превысит 1% - подорожали корма. США остаются в группе ведущих мировых экспортеров обезжиренного сухого молока и различных ценных молочных белковых соединений. ФАО считает, что по мере роста мировых цен США могут усилить свое присутствие на мировом рынке молока и молочных продуктов.

Из-за погодных условий  в молочной отрасли ЕС (25 стран) в 2006 году отмечался спад в пределах 1%. По этой причине излишков молока стало меньше и снизилось чрезмерное поступление на рынок. В 2007 году погодные условия лучше, и отрасль вполне может восстановить утраченный 1%. Правда, масштабы восстановления отрасли в разных странах могут быть различными ввиду роста цен на корма и новой формы выплаты субсидий, которые сейчас не привязаны к объемам производства.

Как известно, с января 2007 году Евросоюз пополнился двумя  новыми членами - Болгарией и Румынией. Объем производства молока ЕС по этой причине вырос на 7 тыс. 500 т (5% всего  объема производства ЕС).

Торговые позиции ЕС не должны пострадать, по мнению ФАО, поскольку две страны всегда обеспечивали свои потребности в молоке самостоятельно.

Не следует забывать и про реформу молочной отрасли  ЕС. Многое теперь изменилось, поскольку  стало меньше стимулов для производителей, да и внутренне потребление всячески пропагандируется.

Начатая в 2003 году кампания по реформе механизма ценовой  поддержки производителей обезжиренного  сухого молока и масла животного (в сторону сокращения выплат) в  нынешнем году будет завершена.

Запасы готовой молочной продукции постоянно снижаются. Как результат можно констатировать почти полную отмену экспортных субсидий для производителей обезжиренного сухого молока и цельного сухого молока, а также исторически низкий уровень таких субсидий для производителей сыра (348 евро/т) и масла животного (750 евро/т).

Доля ЕС в мировой  торговле молочными продуктами постоянно  сокращается. В конечном счете, ЕС может  уступить свои позиции крупнейшего  экспортера молочной продукции в  количественном выражении Новой  Зеландии.

Австралия и Новая  Зеландия производят всего 4% мирового количества молока, но их доля в экспорте молочной продукции составляет 35%. Австралия  переживает период засух, а также  реформ и по этой причине молока получает меньше, чем 10 лет назад. В  нынешнем сельскохозяйственном году прирост производства составит 7%. В Новой Зеландии из-за проблем в отрасли прибавка будет тоже небольшая - всего 1%. В ФАО полагают, что в нынешнем году эти страны будут бороться за сохранение своих позиций в экспорте молочных продуктов.

Общий объем экспорта в мире увеличится очень незначительно. Объясняется это падением экспорта из Австралии и стран Евросоюза. От этих стран зависит, в каком направлении будет развиваться мировая торговля и экспорт. Еще один фактор неопределенности - каким образом развивающиеся страны прореагируют на рост цен на молочную продукцию. Экспорт может и возрасти, но, учитывая небольшие объемы производства, трудно сказать, в какой степени он сумеет удовлетворить потребности мирового рыка. Наконец, никто не знает, как производство молока и экспорт поведут себя в условиях разброса цен. Сейчас получается, цены диктуют необходимость направлять больше молока на экспорт в виде сухого порошка, а не на получение масла и сыра.

Цены на этот вид продукции растут. В этой связи задаются вопросы относительно взаимосвязи между предложением на мировом рынке молока и общей продовольственной ситуации в мире. ФАО уверено - молочная отрасль серьезного влияния на проблему продовольственной безопасности не окажет. Дело в том, что далеко не во всех развивающихся странах молоко имеет огромное значение для населения. Кроме того, цены на сухое молоко на мировых рынках растут, но это вовсе не значит, что везде растут цены и на потребляемое молоко. В программах оказания продовольственной помощи молочные продукты занимают незначительное место. Обычно их распределяют среди кормящих матерей. Если брать Международную продовольственную программу, то в ней на молочные продукты приходится менее 1% всех расходов. Конечно, бывают и исключения. В Мексике молоко играет большую роль в некоторых продовольственных программах. И все же, только по мере усиления глобализации, создания более интегрированного рынка молочных продуктов и роста потребления колебания цен в будущем могут оказывать влияние на оценку продовольственной безопасности.

Информация о работе Контрольная работа по «Сельскохозяйственным рынкам»