Перспективы развития агропромышленного комлекса Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса будет организовано на основе системного информационно-практического взаимодействия научно-практических центров НАН Беларуси и вузов республики с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, концерном «Белгоспищепром», областными и районными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию, непосредственно с производителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья. Будут использованы как научные разработки НАН Беларуси и аграрных вузов республики, выполненные в соответствии с государственными исследовательскими программами, так и достижения зарубежной науки, адаптированные к почвенно-климатическим условиям Беларуси.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Предусмотрено довести  ежегодный экспорт овощной продукции  до 100 тыс. тонн, сократив до минимума импортные  поставки овощей, кроме их видов, производство которых в условиях республики экономически не целесообразно по природно-климатическим условиям. Важным элементом интенсивных технологий возделывания всех сельскохозяйственных культур является их защита от вредоносных объектов: болезней, вредителей, сорняков. Усовершенствовать этот процесс намечается в первую очередь посредством укрепления материальной базы. Требуется обеспечить полную потребность хозяйств в опрыскивателях типа «Роса-05» и иметь в каждом районе не менее 2 опрыскивателей с высоким клиренсом для обработки высокостебельных культур, реализовать мероприятия по производству к 2015 году отечественных средств защиты растений в объеме не менее 90 процентов от общей потребности растениеводства.

В условиях широкого выхода на мировые аграрные рынки уровню переработки сельскохозяйственного сырья придается первостепенная роль в вопросах востребованности белорусской продукции, ее конкурентоспособности и экономической эффективности. Поэтому предполагается сосредоточить усилия переработчиков на высокотехнологичных, безотходных и ресурсосберегающих технологиях, производстве продукции, соответствующей мировым стандартам качества.

Намечено освоить производство новых видов продовольственной  продукции функционального назначения, расширить производство полуфабрикатов высокой степени готовности в асептической упаковке, при этом обеспечить беспрепятственный доступ пользующихся спросом новых видов продукции во все регионы республики и их торговые организации.

В молочной промышленности планируется довести к 2015 году объем  переработки до 7365 тыс.тонн. Намечается реконструкция 5 сыродельных предприятий с приростом мощностей 30 тысяч тонн сыра в год, рост объемов производства сухого цельного и сухого обезжиренного молока за счет загрузки действующих мощностей, а также создания новых в 6 молочных комбинатах, организуется переработка кислых видов сыворотки.

В первые программные  годы намечается провести углубленную  модернизацию мясной промышленности. В первую очередь будут созданы современные мощности по убою скота из расчета 1—2 предприятия на область, поэтапно переведя все остальные в разряд мясоперерабатывающих (без убоя скота).

Техническое и технологическое  переоснащение мясной отрасли планируется реализовать посредством модернизации цехов по убою и переработке сельскохозяйственных животных с применением новейших отечественных и зарубежных технологических линий, обеспечивающих высокий выход конечной продукции с единицы сырья, улучшенный товарный вид мяса, его качество и увеличение сроков годности. На этой основе обеспечить производство мяса и субпродуктов 1 категории в количестве 667 тыс. тонн, колбасных изделий — 188 тыс., полуфабрикатов — 60 тыс. тонн, мясных консервов — 37 миллионов условных банок.

В целях обеспечения  высокой степени сохранности зерна государственных ресурсов, расширения ассортимента хлебобулочных изделий и кандитерской продукции намечается модернизация и техническое переоснащение 9 действующих предприятий Департамента хлебопродуктов. В этой же сфере представляется необходимым решить вопросы по повышению качества и удешевлению комбикормов.

Уже много лет ведутся  разговоры об оптимизации числа  льнозаводов. Считаем, что пора приступить к делу, сохранив их в количестве 22 заводов и сформировав для них оптимальные сырьевые зоны. Остальные — реорганизовать в филиалы по производству льносырья, а некоторые из них передать сельскохозяйственным организациям. На наиболее успешно работающих льнозаводах намечается провести полное технологическое обновление на основе закупки высокопроизводительных льноперерабатывающих линий.

В организационном плане  полагаем необходимым создать в  республике интегрированную организационно оформленную льняную структуру, основной функцией которой являлось бы объединение усилий субъектов технологической цепи, консолидация интересов различных сфер производства и сбыта, создание единого механизма стимулирования, получения высококачественной готовой продукции.

В сахарной отрасли намечается повысить эффективность действующих  сахарных заводов и их сырьевых зон за счет урожайности сахарной свеклы и довести ее валовой сбор к 2015 г. до 6 млн. тонн для производства 830 тыс. тонн сахара.

В масложировой отрасли  требуется обеспечить производство рапсового масла 360—380 тыс. тонн в  год. К 2015 г. планируется увеличение производственных мощностей крупных организаций по переработке семян масличных культур до 1100 тыс. тонн в год.

В плодоовощной перерабатывающей отрасли намечено довести объем  производства консервов до 543,4 млн. условных банок, соковой продукции — 346,4 и консервированного детского питания — 28,4 млн. условных банок.

В картофелеперерабатывающей  отрасли предполагается полностью  перейти на современные виды продукции: продовольственный очищенный картофель  в вакуумной упаковке, продовольственный  мытый подсушенный картофель, замороженные картофелепродукты, сушеные полуфабрикаты, модифицированные крахмалы для технических целей, пищевой промышленности и нужд медицины.

Для обеспечения системного управления качеством продовольственной  продукции в производственных и перерабатывающих предприятиях намечается внедрение принципов системы ХАССП и ИСО 9000.

Отдельный раздел программы  посвящен развитию личных подсобных  хозяйств населения. Он включает мероприятия по организации производства всех видов продукции, создание потребительских кооперативов на селе, организацию закупок излишков продукции, механизм финансовой поддержки и ряд других позиций. Предлагается внести ряд изменений в принятые нормативные акты, регулирующие порядок функционирования хозяйств населения, и принятие новых.

В целях повышения  эффективности работы предприятий  агропромышленного комплекса, укрепления аграрной экономики намечается обеспечить рациональное сочетание различных форм собственности и хозяйствования. Предполагается создание многоотраслевых или узкоспециализированных агропромышленных структур, интеграторами которых являются перерабатывающие предприятия, торгово-сбытовые и кредитно-финансовые организации, что позволит обеспечить установление более тесных взаимосвязей их участников на этапах от производства до реализации продукции с выделением во всей этой цепочке приоритетов производителей сырья.

КООПЕРАТИВНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ структуры намечается создавать  в рамках многоуровневой системы:

— первичном (внутрикорпоративном), с целью совершенствования экономических отношений в рамках существующих крупных агропромышленных организаций, что усилит мотивационное воздействие на работников, повысит производительность труда и финансовую результативность сельскохозяйственной организации;

— региональном, позволяющем посредством кооперативно-интеграционных отношений участвовать крупнотоварным сельскохозяйственным организациям, фермерским и личным хозяйствам граждан в региональных агропромышленных структурах по отдельным направлениям хозяйственной деятельности по продуктовому признаку (потребительских кооперативах, ассоциациях) в целях координации предпринимательской деятельности, воздействия на конъюнктуру регионального рынка, экономии на маркетинговой и информационной деятельности, диверсификации производства, а также представления и защиты общих имущественных интересов участников;

— межрегиональном, путем  создания на базе региональных агропромышленных формирований крупных областных объединений по продуктовым подкомплексам с участием государства (ассоциации, союзы, хозяйственные группы, холдинги), что позволит создать мощную сырьевую базу для крупных животноводческих комплексов, перерабатывающих и пищевых предприятий в регионах, условия для оптимизации товарных потоков продукции за счет концентрации усилий большего числа участников и эффективного взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления;

— республиканском, позволяющем  формировать крупные продуктовые  компании, которые замыкают всю технологическую  цепь продвижения продукции к конечным потребителям (от получения сырья до сбыта качественного и конкурентоспособного многоассортиментного продовольствия под разнообразный потребительский спрос), включая службы финансового, ресурсного, маркетингового и управленческого обеспечения.

В программе большое внимание уделяется техническому переоснащению и модернизации АПК.

В целях оптимизации  структуры и состава машинно-тракторного  парка АПК, позволяющего внедрять новые  производительные системы машин, инновационные технологии производства сельскохозяйственной продукции, предусматривается:

  • обеспечить ежегодное обновление 7—10 процентов машинно-тракторного парка техническими средствами нового поколения;
  • предусмотреть дальнейшее развитие сети фирменных дилерских (технических) центров заводов-изготовителей (отечественных и зарубежных) по основным видам сложной энергонасыщенной техники как одного из важнейших элементов реструктуризации технического сервиса в АПК; продолжить совершенствование практики лизинговых поставок сельскохозяйственной техники, базируясь на реальной ее потребности для конкретных условий каждого региона и с учетом увеличения срока аренды объекта лизинга до полной его амортизации.
  • разработать и реализовать программы реконструкции и технического перевооружения молочнотоварных ферм, свиноводческих комплексов, комплексов по откорму КРС и птицефабрик, предусматривающие производство на их мощностях не менее 80 проц. молока, 90 проц. свинины и мяса птицы, 50 проц. говядины от общего производства этих видов продукции в республике. Предусмотреть внедрение на новых и реконструируемых комплексах новейшего оборудования для содержания животных и птицы, доения коров и первичной переработки молока, приготовления и раздачи кормов, совершенствование систем регулирования микроклимата в помещениях и навозоудаления.

ДЛЯ реализации инновационных  технологий производства сельскохозяйственной продукции в 2011—2015 годах обоснована структура основных видов технических средств, основанная на показателях производительности и экономической эффективности. Намечается дооснастить хозяйства республики энергонасыщенными тракторами с мощностью двигателя не менее 250 л. с. в комплекте с оборотными плугами, широкозахватными комбинированными почвообрабатывающими посевными агрегатами, многотоннажными прицепами для перевозки грузов и машинами повышенной грузоподъемности для внесения минеральных и органических удобрений.

Предусмотрено отдать приоритет  блочно-модульным машинам, позволяющим посредством перестановки отдельных узлов комплектовать агрегаты различными рабочими органами, способными выполнять практически все технологические операции по предпосевной подготовке и посеву.

Намечено укрепление технического парка в зерновом хозяйстве. Хозяйствам с урожайностью зерновых и зернобобовых культур более 40 ц/га следует ориентироваться на комбайны с пропускной способностью 10 кг/с и более, что позволит проводить уборку урожая в оптимальные сроки даже в экстремальных погодных условиях, уменьшить потери зерна. Все комбайны должны быть оснащены приспособлениями для измельчения соломы.

Предлагается модернизировать 750 и построить 795 новых зерноочистительно-сушильных комплексов с установкой на них новейших технологических систем, ввести в эксплуатацию новые зернохранилища общей емкостью 1840 тыс. тонн.

Обширные мероприятия  намечены по механизации процессов производства и приготовления высококачественных кормов. В производство будут включены новые типы навесных и прицепных косилок, позволяющих интенсифицировать процесс естественной влагоотдачи, высокопроизводительных ворошилок и граблей. Парк кормоуборочных комбайнов предлагается обновлять на 400 единиц ежегодно.

Для снижения транспортных затрат планируется переход на принципиально  новые средства с комплектами  сменных адаптеров, обеспечивающие транспортировку всех видов сельскохозяйственных грузов, включая зерно, травяную и силосную массу, корнеплоды, минеральные и органические удобрения, строительные и другие материалы.

В соответствии с программой требуется дополнительное комплектование машинно-тракторных парков сельскохозяйственных организаций техническими средствами для проведения защитных мероприятий, внесения твердых и жидких минеральных, а также органических удобрений.

Предусмотрен комплекс мер по укреплению технической базы животноводства. Для доения коров в залах намечена поставка не менее 500 штук автоматизированных доильных установок типов «Елочка», «Тандем», «Параллель» и «Карусель». Актуальной обозначена проблема поставки в хозяйства республики доильных роботов, что позволит снизить трудозатраты до 1—1,5 человеко-часов на 1 центнер молока и получить продукцию высшего сорта.

Требуются также создание и поставка в хозяйства передвижных  автоматизированных установок для доения коров на пастбищах, способных обеспечить одинаковый стереотип доения животных как в коровниках, так и на пастбищах, позволяя повысить качество молока.

Повышение эффективности  свиноводческих комплексов рассматривается  через содержание различных технологических  групп свиней с внедрением станочного оборудования из коррозиестойких материалов, в том числе ПВХ-панелей, безводного удаления навоза, комфортных условий содержания.

Система технических  мероприятий в птицеводстве республики отработана достаточно полно, специальных  мероприятий по ней программа  не предусматривает.

ДЛЯ усиления мотивации  труда и повышения доходов  работников аграрного производства предусматривается:

  • положить в основу оплаты труда руководителей, специалистов, трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций размеры выручки и прибыли за реализованную продукцию, товары и услуги, которые определяют конечный финансовый результат деятельности предприятий или его структурного подразделения;
  • ввести повсеместно практику накопления персонифицированной (долевой) собственности путем направления части прибыли на формирование и увеличение паевого (долевого) фонда, начисление дивидендов, процентов и т. д.;
  • предусмотреть выделение или продажу по льготным ценам в порядке оплаты труда некоторых видов натуральной продукции для развития личных подсобных хозяйств.

Информация о работе Перспективы развития агропромышленного комлекса Республики Беларусь