Принципы стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

      Министерство  Сельского хозяйства и продовольствия РТ

      ГАОУ  СПО «ЧСХТ» 
 
 
 
 
 

      Самостоятельная работа №5 по дисциплине:

      Метрология

      На  тему:

      Принципы  стандартизации 
 
 

      Выполнил  студент 122 гр.:

      Мукминов  И.Р.

      Проверил  преподаватель:

      Челышева  А.В. 
 

      Чистополь 2011

Основные  принципы стандартизации 

     Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях  их добровольного и многократного  использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

     Результатом такой деятельности является стандарт - документ, в котором в целях  добровольного многократного использования  устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

     Основными целями стандартизации являются:

     — повышение уровня безопасности жизни  и (или) здоровья граждан, имущества, физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни и (или) здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

     — повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     — обеспечение научно-технического прогресса;

     — повышение конкурентоспособности  продукции, работ и услуг;

     — рациональное использование ресурсов;

     — достижение оптимальной технической  и информационной совместимости;

     — обеспечение сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

     — достижение взаимозаменяемости продукции.

     Исходя  из сформулированных в Законе целей  стандартизации, можно сказать, что основными задачами стандартизации являются:

     — установление на основе технических  регламентов оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции  в интересах потребителей и государства, обеспечивающих безопасность продукции  для жизни, здоровья людей и имущества, а также окружающей среды;

     — установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, конструкционной  и т.п.), а также взаимозаменяемости продукции;

     — установление и применение параметрических  и типоразмерных рядов, и на их основе унификация базовых конструкций, унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

     — нормативно-техническое обеспечение  контроля (испытаний, анализа, измерений) продукции.

     Стандарт  может распространяться:

     — на готовую продукцию или отдельные требования к их свойствам, например требования к безопасности и взаимозаменяемости; группы однородной продукции - машины в целом, сборочные единицы (например, автомобильные двигатели) отдельные детали (например, автомобильные стекла или свечи) или даже отдельные размеры (например, присоединительные размеры аккумуляторов); технологические процессы производства, обслуживания и сервиса изделий и их составных частей, в первую очередь - обеспечивающие безопасность готовых изделий; требования по информационной и технической совместимости продукции; методы контроля эксплуатационных характеристик, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению и утилизации продукции или ее составных частей (если они не оговорены техническими регламентами); терминологию и условные обозначения общепромышленного или межотраслевого применения.

     Стандарты (международные и (или) национальные) полностью или частично используются в качестве основы и доказательной  базы для подтверждения соответствия при разработке проектов технических регламентов, вплоть до включения их полностью или частично в текст технического регламента.

     Стандартизация, осуществляемая в целях содействия соблюдению требований технических  регламентов и других, ранее указанных  целях, реализуется в соответствии с принципами:

     — добровольного применения стандартов;

     — максимального учета интересов  заинтересованных лиц;

     — применения международного стандарта  как основы разработки национального  стандарта, за исключением случаев, если применение международных стандартов по тем или иным причинам признано невозможным в Российской Федерации (например, по климатическим или географическим особенностям страны, техническим и (или) технологическим особенностям либо, если РФ выступила против принятия международного стандарта);

     — недопустимости создания препятствий  производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг, противоречащих техническим регламентам;

     — обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

     Некоторые из этих принципов рассмотрим более подробно.

     Добровольный  принцип применения стандартов вовсе  не означает вседозволенности разработчиков  и производителей продукции. На базе стандартов разрабатывают обязательные для применения технические регламенты. Если изделие выпущено с отклонением от стандарта (значит и технического регламента), оно не пройдет оценки соответствия и не будет допущено к производству или эксплуатации. В ряде технических регламентов прямо указаны стандарты, применяемые при производстве продукции и других объектов технического регулирования.

     В случае, когда отечественные стандарты, соответствующие международным  или разработанные на их основе, являются обязательными, если они приняты  Государственной Думой Российской Федерации в соответствии с установленными процедурами.

     Если  раньше стандарты, в которых были указаны требования к качеству продукции, являлись обязательными и их соблюдение контролировалось государством, то теперь в дело вступают условия рынка. Это  значит, что изделия и продукция, выпущенные с отклонением от стандартов, окажутся неконкурентоспособными. Если продукция относится к объекту технического регулирования, то нарушение стандарта будет являться нарушением закона со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

     К документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся:

     — национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р);

     — применяемые в установленном  порядке классификации классификаторы технико-экономической и социальной информации;

     — стандарты организаций.

     В настоящее время продолжают также действовать отраслевые стандарты (ОСТ), принятые для отдельных отраслей промышленности.

     При этом под организациями понимаются предприятия и организации как  федеральной, региональной, муниципальной  и другой форм собственности (федеральные государственные унитарные предприятия - ФГУП, УП и др.), так и акционерные (АО, ЗАО, ООО), а также предприятия со смешанным капиталом (например, совместное предприятие GM-ABTOBA3). Требования, заявленные в стандартах организаций, могут быть выше требований, заявленных в национальных стандартах. Например, требования, предъявляемые к поставщикам продукции совместного предприятия GM-ABTOBA3 по техническим условиям ИСО/ТУ 16949- 2002, разработанные Международной целевой группой автомобилестроения (IATF) и Японской ассоциацией автопроизводителей (Japan Automobile Manufactures Association Jnc.-JAMA) при поддержке технического комитета ИСО/ТК 176 "Менеджмент и обеспечение качества", содержат специфические требования, более жесткие по сравнению со стандартом ИСО 9001 и соответствующими отечественными стандартами.

     Национальные  стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила  их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

     Национальные  стандарты разрабатываются в  порядке, установленном законом  РФ (приложение 3) и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с действующими правилами стандартизации, нормами и рекомендациями.

     Национальный  стандарт применяется на добровольной основе независимо от страны и места  происхождения продукции и других ОТР, а также юридических и  физических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или потребителями. Его применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

     Общероссийские  классификаторы технико-экономической  и социальной информации - нормативные  документы, распределяющие эту информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Например, Общероссийский классификатор продукции, Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и т.п.

     Порядок разработки, принятия, введения в действие и применения отечественных и  международных классификаторов  устанавливается правительством РФ.

     Национальные  стандарты, как и технические регламенты, могут разрабатываться любым физическим или юридическим лицом.

     Порядок разработки, обсуждения и утверждения  стандарта аналогичен порядку утверждения  технического регламента, с той лишь разницей, что стандарт подлежит утверждению национальным органом по сертификации, а не Государственной Думой, а проект национального стандарта представляется в технический комитет по стандартизации.

     Стандарты организаций могут разрабатываться  и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и т.д. 

     Системы добровольных сертификаций 

     Добровольная  сертификация представляет собой вид  сертификации, не имеющей жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Сфера ее распространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия обязательной сертификации. В отличие от обязательной, позволяет проводить сертификацию любого вида продукции, включенного в область деятельности органа по сертификации, тогда как номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и показатели, на соответствие которым проводят обязательную сертификацию, строго регламентированы соответствующими постановлениями. При обязательной сертификации любую продукцию независимо от страны происхождения сертифицируют на соответствие пунктам российских стандартов и других нормативных документов. В системе добровольной сертификации перечень показателей, подлежащих подтверждению, определяет заявитель совместно с органом по сертификации. Этот перечень показателей может коренным образом отличается от перечня показателей при обязательной сертификации. Могут быть использованы любые документы, определяющие требования к качеству сертифицируемой продукции, в том числе и зарубежные. Все это позволяет провести сертификацию по показателям, наиболее отвечающим современным требованиям рынка. Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему добровольной сертификации, выступает авторитетная организация - РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. В этой ситуации маркирование знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя. Учитывая значительную гибкость систем добровольной сертификации в отношении номенклатуры объектов сертификации и подтверждаемых показателей, очевидно, что наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации. Добровольные системы сертификации создаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ст.ст. 2, 20, 21) с целью подтверждения соответствия выполнения работ, оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия осуществляется органами системы добровольной сертификации, которые регистрируются Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию - Ростехрегулированием (постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 № 32). Реестр выданных сертификатов соответствия ведется Ростехрегулированием в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 № 201.

Информация о работе Принципы стандартизации