Антикризисное управление финансовой деятельностью организации на примере ОАО «Мордовспирт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: - изучение необходимости антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение процесса формирования антикризисной стратегии предприятия;
- исследование финансовых результатов ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский»;
- разработка мероприятий по повышению эффективности использования антикризисной стратегии в финансовой деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Понятие «антикризисное управление» введено  в научный оборот сравнительно недавно. Такие ученые, как Г. А. Александров, А. Г. Грязнова, Н. Д. Гуськова, Г. П. Иванов, Э. М. Коротков, Э. С. Минаев, считают, что причинами его появления послужили, тенденции развития науки управления, а так же реформирование экономики России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но все понимали, что только новый тип управления способен вывести экономику из кризиса.

     Антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологий традиционного менеджмента, так как главной его целью является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране [1, с.51]. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы. Антикризисное управление нацелено на то, чтобы даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести такие финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

     Как правило, в экономическом развитии, преднамеренно или закономерно на всех уровнях экономики, периодически возникают различного рода кризисные явления, диагностика и предотвращение которых представляют собой предмет антикризисного управления. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций, кризисных явлений с сопровождающими их условиями, являющихся объектом антикризисного управления [19, с.88].    В целом социально-экономическая система является саморегулируемой системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление и существует, потому что является, с одной стороны, частью этих механизмов, с другой - для того чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы. Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.

     Антикризисное управление – это процесс предотвращения и преодоления кризиса организации [3, с.229]. Предотвращение кризиса предполагает всесторонний системный и стратегический подход к анализу и решению  возникающих проблем. Такой подход характеризует антикризисное управление в широком смысле, он предполагает сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Решение второй задачи - преодоление кризиса всегда носит специфический характер, поэтому его называют антикризисным управлением в узком смысле, данный подход предполагает предотвращение банкротства предприятия и восстановление его платежеспособности.

     В распознавании кризиса большое  значение имеет оценка взаимосвязи  проблем. Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать и об опасности кризиса и его характере. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе [11, с.99]. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. В общем, в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.

     Распознавание строится как на действующих в  управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать. Например, снижение производительности труда или эффективности производства не может не отражать возможность кризиса. Оно может быть случайным и эпизодическим, но может и свидетельствовать о тенденции кризисного развития. Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет, в конечном счете, о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.

     Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, статус рекомендаций или решений, взаимодействие в системе управления [11, с. 102]. Распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной деятельности должно быть поставлено на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса. Отсутствие антикризисного управления отражает реальную опасность развития длительного кризиса на любом, даже на самом успешном предприятии. Следовательно, антикризисное управление должно сводиться к осуществлению следующих мероприятий:

     1) предварительная диагностика причин  возникновения кризисной ситуации на предприятии;

     2) анализ внешней среды и потенциала  конкурентных преимуществ предприятия  для выбора стратегии его развития;

     3) бизнес-планирование повышения конкурентных  преимуществ и финансового оздоровления предприятия;

     4) разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля.

     Антикризисное управление предприятиями должно иметь системную основу. Это вызвано тем, что помимо внутреннего кризиса на предприятии существует еще макроэкономический кризис экономики в целом, который накладывает определенный отпечаток на мероприятия антикризисного управления [18, с.226]. Тем не менее, существуют и некоторые стандартные функции антикризисного управления, рассмотрение которых целесообразно проводить, на наш взгляд, на примерах из зарубежного опыта антикризисного управления.

     Таким образом, можно сделать вывод, о том, что необходимость антикризисного управления обусловлена закономерностью возникновения кризисных явлений в социально-экономической системе, (в том числе на предприятиях) имеющих, как известно циклический характер. Преодоление кризисов - управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Важно уметь распознавать и преодолевать опасности, которые могут привести к кризису, уметь прогнозировать и предотвращать возможность их возникновения на предприятии. Во многом успех антикризисного управления в современных условиях зависит именно от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.  

     1.3 Формирование антикризисной  стратегии организации 

       Антикризисные стратегии - это  стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства [15, с.111]. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в стратегии поведения, смягчающей последствия спада.

       Целью антикризисного управления  является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию [21, с.47].

     Здесь следует обратить внимание на еще  одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.

     Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы [32, с.506]. Однако времени для коренной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

     Анализ  ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отраслевого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в корпорации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в целом. Сначала необходимо определиться, что понимается под спадом в отрасли. В самом общем представлении спад - это такая ситуация, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Экономическая теория утверждает, что результатом этой избыточной мощности в отрасли является возникновение в ней определенной системы действий [51, с.18]. Эти действия разрабатываются с целью увеличения объема продаж, чтобы поддерживать использование производства в полном объеме. Все это может выражаться в форме войны цен. Также вероятно, что компании будут покидать эту отрасль, так как предельный (маржинальный) производитель более не может действовать с выгодой.

     Основные  факторы спада можно разделить на внутренние и внешние (Таблица 2) Рассмотрим данные факторы более подробно и выделим наиболее распространенные.

     Таблица 2 – Основные факторы спада

Внешние факторы Внутренние  факторы
  1) изменение технологий

  2) изменение социальных ценностей или моды

  3) насыщение конкретных сегментов рынка

  4) действия  конкурентов

  5) изменение  в структуре отрасли

  6) снижение  отраслевых продаж

  1) плохое управление

  2) недостаточный  финансовый контроль

  3) недостаточные  усилия в области маркетинга

  4) неудачные  приобретения и слияния

  5) слабое  управление производством

  6)чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности

  7) недостаточно  просчитанные вклады в крупные проекты

 

     Признаки  спада зачастую обнаружить гораздо  легче, чем лежащие в их основе причины [29, с.203]. Набор этих признаков может быть уникальным для каждой компании, однако можно выделить наиболее характерные и часто встречающиеся:

     - падение прибыльности, которое отражается в снижении прибыли до налогообложения или как процента от продаж либо в снижении ROI (прибыли на капиталовложения);

     - падение удельного объема продаж в сравнении существующими в отрасли; этот показатель может измеряться  в продажах на одного работающего, продажах на квадратный метр площади фабрики, на единицу производственных мощностей и т.п.;

     - возрастание уровня финансовой зависимости в связи с постоянно возрастающей задолженностью;

     - проблемы ликвидности в текущих и срочных показателях, а также проблемы с запасами, дебиторами и кредиторами;           

     - уменьшение доли рынка; что свидетельствует о том, что компания на данном рынке неконкурентоспособна.

       Реакцией на кризис может быть  выбор стратегии сокращения расходов, или стратегии поворота.

     Существуют  следующие стратегии сокращения расходов: организационные изменения, финансовые стратегии, стратегии снижения затрат, стратегия сокращения активов, стратегия создания прибыли. 

     Стратегия поворота включает изменения в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых [36, с.78]. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно. Конкретные стратегии поворота представляют собой стратегии изменения и ценообразования, переориентации на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ассортимента товаров, сосредоточении на продажах и рекламе.          В условиях угрозы банкротства применяются стратегии выхода, задача которых состоит в том, чтобы минимизировать ущерб. Это достигается методами оптимального изъятия инвестиций или выкупом управляющими. Изъятие инвестиций может осуществляться через договор о франшизе, передачу подрядов, продажи бизнес - единиц или всего предприятия, разделение и отделение, обмен активами.

     Выкуп управляющими обычно осуществляет команда  менеджеров предприятия, которая может  включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию. Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложения, обеспечиваемых управляющими институциональными акционерами и займами.  

Информация о работе Антикризисное управление финансовой деятельностью организации на примере ОАО «Мордовспирт»