Антикризисные меры Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

В случае снижения рейтинга кредитной организации, с которой Банк России ранее заключал кредитный договор (имеет заключенный кредитный договор), в соответствии с настоящим Положением ниже минимальных уровней, установленных Банком России в настоящем Положении или в соответствии с ним, но не ниже чем на два уровня от таких минимальных уровней, Банк России может принять решение о продолжении заключения с указанной кредитной организацией кредитных договоров на период до трех месяцев с даты такого снижения.

Работа содержит 1 файл

Антикризисные меры.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Сделки  совершаются с акциями и облигациями, включенными в Ломбардный список Банка России и допущенными к  обращению на Фондовой бирже ММВБ.

   Данное  Положение Банка России было разработано во исполнение норм Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 27.10.2008 № 176-ФЗ, на основании которого Банку России предоставлено право покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке. В соответствии с новой редакцией абзаца 1 ст. 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры, управляющие и Центральный банк Российской Федерации. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

   6. Для нормализации ситуации в финансовой системе важнейшей задачей также является повышение капитализации банковского сектора. Капитал традиционно играет роль «буфера», компенсируя текущие потери банка. Без повышения уровня капитализации кредитных организаций невозможно поддержание устойчивого темпа кредитования российской экономики и покрытие принятых рисков, недооцененных банками в период активной экспансии.

   В текущих условиях важным источником роста капитала банков являются субординированные  кредиты. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» в рамках антикризисного пакета субординированные кредиты предоставлены ряду крупных банков. В частности, Сбербанку России – 500 млрд руб. за счет средств Банка Рос-сии; ВТБ и Россельхозбанку – соответственно в пре-делах 200 млрд руб. и 25 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных во Внешэкономбанке. В результате реализации указанных мер величина капитала банковского сектора за ноябрь 2008 г. увеличилась на 9,2% (в декабре тенденция увеличения капитала сохранилась: без учета Сбербанка России он увеличился на 3,2% против 7,0% в ноябре). Показатель достаточности капитала увеличился с 15,5% на 1 января 2008 г. до 16,3% на 1 декабря 2008 года.

   В отношении банков, не имеющих достаточной  ликвидности для своевременного удовлетворения за-явленных требований вкладчиков и кредиторов и объем  обязательств которых существенно  превышает объем активов в  их реальной оценке, Банком России совместно  с государственной корпорацией  «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) проводится работа по предотвращению банкротства таких кредитных  организаций на основании Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». В соответствии с указанным законом АСВ вправе оказывать финансовую помощь лицам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в раз-мере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников). На 1 января 2009 г. сумма предоставленных Банком России кредитов АСВ в соответствии с указанным законом для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства отдельных кредитных организаций составила 114,3 млрд рублей.

7. В феврале 2009 г. был принят Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающий, в частности, необходимость достижения действующими банками требуемого размера собственных средств (капитала) не менее 90 млн руб. к 01.01.2010 г. и 180 млн руб. к 1 января 2012 г. Принятие законодательных мер, направленных на повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, послужит стимулом для реорганизации банков, которые не имеют ресурсов для увеличения собственных средств (капитала), в форме слияния и присоединения, а также ухода с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив развития.

8. Дополнительные меры по упрощению реорганизационных процедур предусмотрены Указанием Банка России «О внесении изменений в Инструкцию № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий» и Указанием Банка России «О внесении изменений в Положение № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения». Предусматривается, в том числе, сокращение до 1 месяца срока рас-смотрения документов для государственной регистрации кредитной организации, создаваемой в результате слияния, за счет направления их непосредственно в центральный аппарат Банка России (минуя его территориальное учреждение).

9. Для минимизации воздействия падения фондового рынка на финансовые результаты Банк России предоставил кредитным организациям право разового изменения учетной политики в 2008 г., в том числе позволяющее перевести ценные бумаги из торгового в инвестиционный портфель (Указание Банка России от 17.11.2008 № 2129-У «О переклассификации ценных бумаг по оценочным категориям») с целью предотвращения фиксации убытков от падения рыночной стоимости ценных бумаг в случае намерения банка удерживать бум

10. В рамках комплекса антикризисных мер Банк России временно смягчает требования по формированию кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Так, Банком России принято Указание Банка России от 23.12.2008 № 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (срок действия до 31 декабря 2009 г.).

   Согласно  данному Указанию Банка России кредитным  организациям предоставлено право  вместо осуществления оценки обслуживания долга по ссуде, установленной пунктом 3.7 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные  потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», в некоторых  случаях не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.

   Например, ослаблены критерии оценки качества обслуживания долга относительно требований, установленных в пункте 3.7 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П:

   • «хорошим» будет признано обслуживание кредитов, срок просроченной задолженности по которым не превышает 30 дней для юридических лиц и 60 дней для физических лиц (ранее – 5 дней и 30 дней соответственно);

   • на 30 дней продляются сроки для критериев  признания «среднего» и «плохого»  обслуживания;

   • кроме того, согласно пунктам 1.2 и 1.3 Указания Банка России от 23.12.2008 № 2156-У теперь реструктуризация ссуды (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки), а также пре-доставление кредитной организации заемщику ссуды на погашения долга по ранее предоставленной ссуде этому заемщику не будет приводить к ухудшению качества обслуживания долга.

11. В части усиления контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы Российской Федерации, принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Централь-ном банке Российской Федерации (Банке России)». Закон предоставляет Банку России право назначить уполномоченных представителей в кредитные организации, получившие денежные средства в виде кредитов (займов), в том числе субординированных кредитов (займов). Данные меры особенно актуальны, если учесть, что в острый период ослабления рубля вместо кредитования реального сектора экономики некоторые банки получали астрономические доходы (вплоть до 1500% годовых). Новой редакцией ст. 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что уполномоченные представители могут быть назначены в кредитные организации, в отношении которых Банк России и АСВ осуществили меры по предупреждению банкротства. Кроме того, Банк России принял два нормативных акта, которые определяют порядок назначения и деятельности уполномоченных представителей, а также порядок предоставления банками информации (указания Банка России от 09.02.2009 № 2181-У «О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России» и от 09.02.2009 № 2182-У «О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России, осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности»).

   Задача  уполномоченного представителя  Банка России – осуществление непосредственного наблюдения за деятельностью кредитной организации и ин-формирование Банка России о ситуации в ней, о про-водимых ею операциях и сделках.

12. В ряде случаев Банк России изменил порядок и критерии оценки доходности банков. Анализ приме-нения Банком России Указания от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» пока-зал, что в условиях мирового финансового кризиса и экономического спада использование показателей оценки доходности для оценки экономического положения банков в некоторых случаях может вести к получению содержательно некорректных результатов общей оценки экономического положения банков.

   Для урегулирования сложившейся негативной ситуации Банком России принято решение  о введении до 31 декабря 2010 г. моратория  на использование результатов оценки доходности при осуществлении классификации  банков.

   Для этих целей Банком России подготовлено Указание от 29.04.2009 № 2226-У «Об особенностях порядка экономического положения  банков» (15.05.2009 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации. – Прим. авт.). Указанный нормативный акт устанавливает особенности применения Указания от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков», в частности, классификация банков, осуществляемая в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У проводится без учета результатов оценки доходности.

   Кроме того, Банком России подготовлены соответствующие разъяснения – Письмо Банка России от 30.04.2009 № 59-Т «Об особенностях оценки экономического положения банков». Как следует из разъяснений, оценка доходности банков предполагается к использованию Банком России только в аналитических целях. В случае получения банками сомнительной или неудовлетворительной оценки показателей доходности, вопросы состояния доходности с учетом оценки ее влияния на капитал и ликвидность банков могут являться предметом обсуждения Банка России с банками при проведении совещаний, консультаций и иной текущей надзорной работы.

   Подобные  подходы Банка России к деятельности банков предполагаются к применению в течение срока действия Указания Банка России от 29.04.2009 № 2226-У.

13. Совет директоров Банка России принял решение повысить отчисления в Фонд обязательных резервов (ФОР) в четыре этапа: 1 мая, 1 июня, 1 июля и 1 августа по 0,5 процентного пункта вместо того, чтобы осуществить это в два этапа: с 1 мая и с 1 июня, как планировалось ранее (январь 2009 г.). Состояние банковского сектора в настоящее время таково, что повышение нормативов обязательного резервирования не приведет к существенным сложностям. Таким образом, принципиальное решение о необходимости повышения этих значений остается в силе, но это произойдет несколько медленнее, что удобно для кредитных организаций.

14. В целях расширения возможностей кредитных организаций по управлению краткосрочной ликвидностью в иностранной валюте Банк России с 1 декабря 2008 г. заключает договоры корреспондентского счета с кредитными организациями в долларах США и евро. На данном этапе на этих счетах находятся достаточно значительные суммы. (Письма Банка России № 150-Т от 27.11.2008, № 13-Т от 04.02.2009.) 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисные меры Банка России