Формирование института банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе, я хотела бы отразить всю историю развития института банкротства от начала создания норм регулирования данного процесса до сегодняшних дней.

Работа содержит 1 файл

Антикр. упр. контр..docx

— 30.39 Кб (Скачать)

Постсоветский период

     С начала 1990-х в Советском Союзе  начинается переход к рыночной экономике, что создало все необходимые  социально-экономические предпосылки  для возобновления регулирования  процедуры признания организаций  банкротами. В условиях отсутствия какого бы то ни было регулирования  банкротства 14 июня 1992 года Президентом  принимается указ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур», который должен был действовать до принятия закона о банкротстве, который в самых общих чертах описывал новые правила банкротства.

     В связи с тем, что регулирование  банкротства оказалось очевидно недостаточным, уже 19 ноября 1992 принимается  полноценный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Как видно из названия этого закона, сфера его применения ограничивалась только банкротством юридических лиц. Принятый закон имел всего 51 статью и описывал все процедуры в самых общих чертах, чего оказалось недостаточно для динамично изменяющейся экономики страны. Закон быстро перестал соответствовать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась «неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника» (статья 1 Закона), что в условиях повсеместных неплатежей не могло способствовать гармоничному развитию хозяйственной деятельности.

     20 сентября 1993 года было создано  Федеральное управление по делам  о несостоятельности (банкротстве)  и финансовому оздоровлению при  Госкомимуществе России, основными  задачами которого стали разработка  и осуществление комплекса мер,  направленных на эффективную  реализацию законодательства о  несостоятельности, а также на  предотвращение негативных последствий  реальных банкротств предприятий  и организаций.

     Очевидная необходимость в новом законе привела к принятию 8 января 1998 года Федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[13], который значительно  отличался от действовавшего ранее. В основу закона была заложена идеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга при определении критерия банкротства в пользу принципа неплатежеспособности.

     Дальнейшее  развитие нормативного регулирования  банкротства в России нашло отражение  в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время. 
 

Современное регулирование банкротства  в России

     В России в настоящее время банкротство  определяется и регламентируется федеральным  законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением кредитных организаций (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

     Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая  процедура не разработана, в связи  с чем, реально не применяется. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

     Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим  должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

     Процедуры банкротства, вводимые в отношении  должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Для контроля за проведением процедуры  банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается  арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

     Процедура банкротства завершается либо ликвидацией  должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового  оздоровления, путем выяснения достаточности  средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).

     Банкротство некоторых юридических лиц имеет  свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

     Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность  за преднамеренное банкротство и  фиктивное банкротство. 

     Последние изменения Закона о банкротстве

     Согласно  прогнозу председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, число дел  о банкротстве в России может  возрасти на 30–40% в ближайшее время. При этом в результате процедуры  банкротства кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время как за рубежом –  около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа  активов по заниженным ценам и  прямое или косвенное воздействие  основного кредитора на процедуру  банкротства для защиты своих  интересов, что ущемляет права остальных  заимодателей.

     В рамках «антикризисного пакета»  еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные  им изменения по своему объему сопоставимы  с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса  защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с нового года они получили право на обращение  в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления  исполнительного документа в  службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали  через несколько месяцев в  виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства  в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают  имущество, которое должно входить  в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания  недействительности подобных сделок максимально  упростилась. 

     Среди ключевых изменений, внесенных в  декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в  Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

     1. Расширился перечень случаев,  когда руководитель должника  должен подавать заявление о  банкротстве в обязательном порядке.

     2. Введены новые основания для  оспаривания сделок должника, заключенных  до подачи заявления о признании  должника банкротом

     3. Установлена ответственность «контролирующих  должника лиц» (к которым относятся  не только генеральные директора,  но и акционеры, участники,  иные лица) за отсутствие или  искажение документов бухгалтерского  учета, за действия или бездействия,  которые привели к банкротству  должника.

     4. Предусматривается создание единого  федерального реестра о банкротстве.

5. Запрет на  взыскание на заложенное имущество  в судебном порядке с даты  введения наблюдения.

     Возможные действия при процедуре  банкротства и  ликвидации предприятий

     Для собственников должника:

    • Защита интересов предприятия от заявленных требований кредиторов в судах;
    • Контроль за сохранностью имущества должника;
    • Подготовка и заключение мирового соглашения;
    • Прекращение процедуры банкротства по мировому соглашению сторон;
    • Добровольная ликвидация предприятия.

     Для кредиторов в целях погашения  дебиторской задолженности:

  • Возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
  • Оспаривание заключенных ранее сделок должника по выводу активов предприятия;
  • Обращение в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела за фиктивное (преднамеренное) банкротство;
  • Принятие обеспечительных мер по погашению долга в ходе процедуры банкротства (через судебные решения).

Информация о работе Формирование института банкротства в России