Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Изучив механизмы антикризисного управления, мы приходим к выводу, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи.

Содержание

Введение
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
2. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.
3. Роль инноваций в антикризисном управлении.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

инновации антикризисного управления.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

   Самым серьезным изменением, происшедшим   в концепции государственного  регулирования НТП Японии в  80-е годы, было намерение правительства  этой страны уже в ближайшее  десятилетие вывести ее в мировые  лидеры в новейших, еще окончательно  не сформированных отраслях и  производствах (новые материалы,  микроэлектроника, биотехнология, оптроника).

     Инновационная политика западноевропейских  стран базируется на стимулировании  «национальных чемпионов» — небольшого  числа крупных корпораций, способных  конкурировать с ведущими фирмами  США и Японии. Им достается  основная часть государственных  средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.

     Одной из главных особенностей  западноевропейской научно-технической  политики начиная с 80-х годов стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях.

    Здесь выделяются три основные  причины  переноса западноевропейской  инновационной политики на общеевропейский уровень. Во-первых, к началу 80-х годов национальный научный и финансовый потенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизации дополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развивать международную кооперацию. Во-вторых, принятые программы на национальном уровне оказались неэффективными из-за небольших размеров рынка. В-третьих, конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектронике) еще более ухудшились.

     Обобщение мирового опыта дает  возможность  сформулировать  основные задачи антикризисной  инновационной политики государства: 

  1. активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности;   
  2. создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США);
  3. разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии;
  4. формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
  5. выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для российской экономики.

 

 

 

 

 

 

  1. Роль инноваций в антикризисном управлении.

Любая социально-экономическая  система достигает успеха в своей  деятельности, если она находится  в состоянии последовательного  и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих  производить новые виды продукции  более высокого качества и с наименьшими  затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать  неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и  снижение размеров прибыли. Все это  способствует возникновению кризисной  ситуации в организации и может  послужить причиной банкротства.

Особенно  актуальна эта проблема для экономики  нашей страны, переживающей переход  к рыночным отношениям. Сложившаяся  в настоящее время ситуация в  российской экономике характеризуется  общим спадом производства и конкурентоспособности  продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием  у государственных структур целостной  инновационной политики.

Кризис  в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который  проявляется в резком снижении управляемости  процессами создания и внедрения  новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших  задач антикризисного управления. Вместе с тем характер и особенности  развития инновационных процессов  определяют не только общая экономическая  ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной  сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

Известный американский экономист Эдвард Деминг изложил в своей книге программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции. Суть этой программы представлена в сформулированных 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

·       сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным;

·        постоянно совершенствуйте систему  производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность;

·        сформируйте систему эффективного руководства;

·  внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

Реализация  отмеченных принципов напрямую связана  с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Наибольший  вклад в развитие теории инновации  принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

1)     изготовление нового, т.е. еще  неизвестного потребителям;

2)   внедрение нового, т.е. неизвестного метода (способа) производства;

3)     освоение нового рынка сбыта;

4)     получение нового источника сырья  или полуфабрикатов.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции, особая роль здесь принадлежит управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.

Процесс формирования эффективной системы  инновационного управления зависит  от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

·        сложившийся ранее уровень развития производства;

·        состояние механизма и системы  управления;

·        тип и ориентация организационной  структуры;

·        тенденции экономической и иннновационной политики;

·      понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.

На уровень  развития инновационного потенциала фирмы  оказывают большое влияние:

  - факторы, способствующие разработке нововведений; 

  - факторы, не способствующие разработке нововведений.

Факторы, способствующие разработке нововведений:

- сохранение и расширение производственной базы;

- сокращение затрат;

- реализация нужд и предложений потребителя;

- повышение научно-технического потенциала специалистов;

- имидж корпорации.

Факторы, не способствующие разработке нововведений: 

- высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;

- длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок;

- большая неуверенность в успехе;

- непатентоспособность нововведения;

- трудности в сохранении доли на рынке;

- отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров.

Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности которой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов.

Отличительными  признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

  ·        организация специальной группы, отвечающей за создание новых  идей;  

  ·        поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри, так и внефирменных;

  · использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

  ·      поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;

  · поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;

 ·  четкая стратегия управления нововведениями.

Если  первые пять признаков характеризуют  организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом  связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах – способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

В литературе различают два основных типа инновационной  стратегии:

·        адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночную условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;

·        конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную  стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов.

Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирования в области способов анализа и решения проблем.

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития