Эффективность антикризисных мер в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.

Работа содержит 1 файл

оценка эффективности антикризисных мер.docx

— 99.87 Кб (Скачать)

Тенденции и угрозы

1. Главная тенденция — ожидаемое радикальное сокращение ресурсов, имеющихся в распоряжении государства для антикризисной поддержки реального сектора. Это объективно определяется снижением налоговых поступлений и других государственных доходов, вероятным нарастанием потребностей в социальной поддержке населения, прежде всего социально незащищенных групп, обострением проблем во многих регионах и необходимостью увеличения межбюджетных трансфертов, а также возникновением новых проблем у градообразующих предприятий.

2. В случае затягивания мирового кризиса концентрация на инструментах селективной поддержки чревата формированием зон «хронического бедствия», которые будут требовать все новых затрат. При этом отсутствуют критерии оценки эффективности той или иной меры (целевые уровни параметров, которые предполагается обеспечить на основе ее реализации), позволяющие принять решение о дальнейшем наращивании или прекращении действия отдельных мер. Таким образом, усиливается риск, что основанием для применения мер станет наличие средств, а не возможные социально-экономические результаты, что придаст всему механизму выраженный затратный характер. Такое положение может быть естественным в условиях быстрого и неожиданного развертывания кризиса, в частности в финансовой сфере, однако оно не может быть основой политики, особенно в отношении реального сектора.

3. Затянувшийся кризис может превратить «временные» протекционистские меры в постоянные и усилить давление на правительство различных групп интересов с целью обеспечения защиты от внешней конкуренции. Если такая практика приобретет массовый характер, то это приведет к риску развития инфляции и подавлению конечного спроса.

4. Расширение практики предоставления помощи частному бизнесу в обмен на увеличение государственной доли в капитале может стимулировать дальнейшую вынужденную «ползучую» национализацию, не сопровождающуюся повышением эффективности.

5. Недостаток у государства «живых» денег для оказания помощи будет стимулировать дальнейшее изъятие средств у институтов развития, усиление давления — фискального и административного — на «богатые» предприятия, на тех, кто сумел адаптироваться и выжил без государственной помощи.

6. Если федеральный центр окажется не в состоянии поддержать регионы, попавшие в бедственное положение, то велика вероятность развития «региональной антикризисной самодеятельности», злоупотреблений административным ресурсом.

7. Применение антикризисных мер должно сопровождаться усилиями по развитию различных форм мониторинга экономической ситуации и повышению доступности информации не только для органов государственной власти, но и для бизнеса и экспертного сообщества.

Рекомендации

Прежде всего целесообразно сделать более обоснованными и прозрачными процедуры формирования и реализации антикризисной политики.

Во-первых, каждая мера должна быть четко привязана  к достижению конкретной цели, сопровождаться оценками ее основных бенефициаров, ожидаемых  эффектов и возможных проблем (рисков).

Во-вторых, выработка  конкретного «дизайна» меры, включая  механизмы предоставления поддержки, должна происходить в режиме консультаций с бизнесом и заинтересованными  общественными организациями по проектам нормативных актов, реализующих  антикризисную меру.

В-третьих, должны быть установлены графики практической реализации каждой меры с определением «контрольных точек», достижение которых  могло бы проверяться государством совместно с бизнесом и общественными  организациями.

В-четвертых, необходима обязательная проверка всех выпускаемых  нормативных актов по антикризисным  мерам на наличие достаточных  и жестких требований к раскрытию  информации, обеспечению прозрачности принимаемых решений.

Наличие таких  заранее фиксируемых «контрольных точек» и должный уровень раскрытия  информации сделают возможным мониторинг реализации антикризисных мер и  запуск механизмов «обратной связи», позволяющих при необходимости  принимать решения о корректировке  соответствующих мер или их отмене.

Для обеспечения  должной обоснованности принимаемых  решений целесообразно перенести  некоторые элементы информационного  сопровождения принятия законов  на процессы выработки нормативных  актов правительства РФ. При принятии дополнительных антикризисных мер  обязательным условием их рассмотрения (по аналогии с процедурами обсуждения законопроектов) должно стать наличие  паспорта меры, пояснительной записки, оценки затрат (потерь) для бюджетов разных уровней, заключений профильных министерств и ведомств.

Для комплексной  оценки предлагаемой меры также требуются  заключения заинтересованных бизнес-ассоциаций и общественных организаций, результаты антикоррупционной экспертизы, организуемой Минюстом, и план-график (последовательность действий) по практической реализации меры.

Нужно постепенно расширить спектр инструментов, используемых в рамках антикризисной политики. В условиях кризиса, вероятно, не удастся  избежать необходимости принимать  «пожарные меры» по смягчению  его социальных и экономических  последствий. Тем не менее важно заблаговременно начать разработку мер, потребность в которых возникнет на этапе выхода из кризиса, включая проекты нормативных актов, отменяющих (сразу либо поэтапно) меры, которые были «вынужденными» на этапе спада, но не соответствуют стратегическим интересам страны.

Особое внимание надо уделить мерам по повышению  эффективности государственных  компаний и субъектов естественных монополий, в том числе в части  пересмотра стратегий их развития с  учетом потребностей страны на этапе  кризиса и в период выхода из него. При разработке антикризисных мер  по поддержке отдельных секторов и предприятий, на наш взгляд, следует  минимизировать неэффективный «размен», когда задачи социальной политики защиты безработных и политики создания новых рабочих мест подменяются  политикой искусственного завышения  спроса на неэффективную продукцию.

Поддержка спроса оправданна лишь в тех случаях, когда  стоит задача сохранить не только рабочие места, но и мощности и  квалифицированные кадры, которые  будут востребованы после завершения кризиса, либо если такая политика диктуется  соображениями национальной безопасности.

Наконец, уже  на этапе кризиса важно определить и начать реализовывать меры, которые  позволят перейти от защиты «наиболее  уязвимых» субъектов хозяйственной  деятельности к поддержке «новых локомотивов». Это положительно скажется на динамике российской экономики на этапе посткризисного восстановительного роста.

Информация о работе Эффективность антикризисных мер в России