Научно техническая политика , ассортиментная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Необходимость организации и проведения научно-технических исследований и конструкторско-технологических работ в процессе антикризисного управления производством связана с определением:
- вида конкурентоспособной продукции для постановки на производство;
- источников и размеров инвестиции;
- места производства продукции.

Содержание

1. Научно техническая политика кризисного предприятия и технологическое перевооружение производства неплатежеспособного предприятия……………………………………………………………………….3
2. Ассортиментная политика в условиях оздоровления предприятия...10
Список используемой литературы……………………………………….13

Работа содержит 1 файл

КР по антикр.управлению.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


Институт экономики, управления и  права (г. Казань)

Бугульминский филиал

Экономический факультет

 

    

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила: Газизуллина Е.М.

                                                             3 СП курс заочного отделения

                                                     с применением дистанционных

                                                             технологий  гр. 181 ДУ

                                                                       Проверил: Габсатарова И.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугульма -  2010

Содержание

 

1. Научно техническая  политика кризисного предприятия  и технологическое перевооружение производства неплатежеспособного предприятия……………………………………………………………………….3

2. Ассортиментная политика  в условиях оздоровления предприятия...10

Список используемой литературы……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научно техническая  политика кризисного предприятия и технологическое перевооружение производства неплатежеспособного предприятия.

Необходимость организации  и проведения научно-технических  исследований и конструкторско-технологических  работ в процессе антикризисного управления производством связана с определением:

- вида конкурентоспособной  продукции для постановки на  производство;

- источников и размеров  инвестиции; 

- места производства  продукции.

Научное обоснование  производства продукции в кризисных  условиях напрямую связано с отраслевыми  и технологическими! особенностями, проблемами реструктуризации и реконструкции производств, созданием принципиально новых технологических и производственных мощностей для выпуска конкурентоспособной продукции.

В общем случае стратегия  антикризисного управления производством заключается в разработке и реализации программ обновления технологий для удовлетворения потребностей производства и обеспечения спроса на продукцию предприятия; в подготовке и переподготовке управленческого и производственного персонала требуемой квалификации.

Антикризисное управление должно строиться на основе принципа избирательности, подразумевающего учет основных, в том числе рыночных, показателей деятельности предприятия, к которым относятся[3,136]:

- общественная значимость  предприятия (социальная или иная);

- спрос на производимую  продукцию, определяющий ее конкурентоспособность;

- технологический  уровень предприятия (использование  собственных ноу-хау, обеспечивающих высокое качество выпускаемой продукции);

- наукоемкость производства в целом;

- состояние производственных  мощностей и фондов;

- потенциальная способность  к созданию своего места на  рынке.

Организация и проведение антикризисной научно-технической  политики в рамках антикризисного управления производством сопряжены с определением современных технологических процессов производства продукции, созданием оптимальной технической планировки предприятия, формированием структуры управленческих и производственных подразделений предприятия (антикризисный производственный реинжиниринг). Это возможно на этапе досудебных процедур или внешнего управления.

Причины неплатежеспособности промышленных предприятий в рамках общего кризиса  промышленного производства состоят  в том, что обстановка в промышленном производстве определяется действием двух факторов:

- низким спросом на продукцию  производственно-технического назначения  и отечественные товары народного  потребления;

- относительной конкурентоспособностью  сырьевых отраслей на внешнем  рынке.

Непосредственной экономической  причиной промышленного спада является тот факт, что производство пришло в реальное противоречие с сокращением платежеспособного спроса, в том числе из-за резкого роста доли прочих затрат в себестоимости промышленной продукции. Более трети этих затрат стали занимать отчисления во внебюджетные фонды, в том числе региональные. Отмечается большой удельный вес платежей процентов по кредитам банков; налогов, включаемых в себестоимость; опла-м,1 нематериальных услуг и других затрат. Данная тенденция характерна ДЛЯ всех отраслей промышленности.

Резко обострилось положение с  неплатежами, что породило предложение  очередного взаимозачета неплатежей. До настоящего времени эта проблема так и не решена из-за реструктуризации долгов и задолженностей перед бюджетами  различных уровней. Между тем денежные средства на счетах отдельных предприятий превышают порой объем просроченной задолженности кредиторам.

Разработка новой конструкторской  и технологической документации на конкурентоспособную продукцию или ее адаптация к условиям производства на кризисном предприятии должны рассматриваться, в том числе и в связи с имеющимися производственными мощностями, подлежащими реструктуризации. В соответствии со ст. 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 № 127-ФЗ на предприятии должны проводиться постоянные прикладные исследования, направленные на модификацию уже выпускаемой продукции (если такая имеется), новые конструкторские и технологические разработки для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Прикладные исследования и конструкторско-технологические  разработки необходимо проводить для  обеспечения обратной связи в системе «рынок — производство», т.е. требуемой полноты маркетинговых исследований при реализации, например, плана внешнего управления[3,137].

Помимо этого конструкторско-технологическое  направление деятельности предприятия, как правило, обеспечивает производство разработками вспомогательного и нестандартного оборудования, инструмента, а также собственного оригинального или специализированного оборудования, которое может стать самостоятельным конкурентоспособным продуктом производства при выводе предприятия из состояния неплатежеспособности.

Научно-техническая политика предприятия  строится на базе имеющихся нематериальных активов (интеллектуальной собственности): патентов и авторских свидетельств на изобретения, рационализаторских предложений, научно-исследовательских разработок, конструкторских и технологических проектов, а также лабораторно-исследовательской и конструкторско-технологической базы.

С этой целью на неплатежеспособном предприятии необходимы инвентаризация и анализ имеющихся конструкторских и технологических разработок, а также оценка эффективности использования научной базы и управления процессами материализации нематериальных активов (антикризисный научно-технический реинжиниринг).

Для проведения анализа состояния  нематериальных активов предприятия-должника необходимо проводить мониторинг количественных показателей, определять их структуру, дифференцировать по времени использования и степени защищенности, оценивать экономическую эффективность (ликвидность и риски) инвестирования в нематериальные активы.

Экономическая эффективность использования  нематериальных активов является определяющим показателем в случае принятия управленческих решений по выводу предприятия из кризисного состояния.

Положительный эффект в процессе вывода предприятий из кризисного состояния  и производства конкурентоспособной  продукции (услуг) может быть обусловлен повышением уровня использования нематериальных активов предприятия в. производстве и сбыте продукции (услуг).

Другим существенным для производства признаком может являться инвестиционная привлекательность нематериальных активов предприятия, которая определяет их ликвидность и степень инвестиционного риска.

В структуру нематериальных активов  могут быть априорно заложены показатели, характеризующие их владельца, размеры и форму вклада при инвестировании, форму и степень участия государства в нематериальных активах[3,138].

При использовании нематериальных активов в процессе производства необходима тщательная проверка их правовой защищенности, которая подтверждается патентами на изобретения и промышленные образцы, лицензиями, свидетельствами на фирменные товарные знаки, авторскими правами и т.п.

Среднестатистические сроки использования  нематериальных активов составляют 5 — 7 лет. Эти сроки коррелируют  со сроками жизни промышленных изделий, что и определяет сроки выбытия  нематериальных активов при полной амортизации и списании, реализации па торгах (конкурсах, аукционах) для повышения экономической эффективности антикризисных мероприятий на производстве.

Возникает естественный вопрос о стоимости  нематериальных активов. Существующие методики оценки не охватывают всего  множества факторов, определяющих стоимость нематериальных активов, поэтому оценка производится экспертным путем, затрагивающим такие сложно оцениваемые факторы, как слабая правовая защищенность, исключительная новизна и несвоевременность внедрения на производстве и др.

Высокая инвестиционная привлекательность нематериальных активов зачастую приводит к завышению их стоимости в имуществе предприятия в процессе проведения антикризисных программ и снижению показателей текущей ликвидности, что, в свою очередь, может привести к обратному эффекту и подвести предприятие (в рамках существующего законодательства о банкротстве) под неплатежеспособность.

В конечном счете эффективные  нематериальные активы предприятия практически всегда выражены в реализованных конструкторских и технологических разработках, т.е. в реальной технической политике, проводимой на предприятии при выводе его из состояния кризиса. Только высокий уровень технологии, обеспечивающий выпуск конкурентоспособной продукции, может гарантировать выполнение реальной антикризисной программы (технологический реинжиниринг).

Единство научно-технической  и технологической политики на производстве определяет степень технической  реструктуризации предприятия, технологического переоснащения и в конечном счете привлечение инвестиций и финансирование проектов производства новых конкурентоспособных изделий на этапах досудебной санации и внешнего управления. Например, передача технологий двойного применения из оборонных отраслей в гражданские и наоборот может являться одним из способов вывода предприятий из кризисного состояния.

Для обеспечения экономического развития кризисным предприятиям следует сохранить временно невостребованный в условиях кризиса промышленного производства научно-технический потенциал, способствовать сохранению и совершенствованию существующей системы воспроизводства научных достижений в производстве посредством реинжиниринга бизнеса и создания новых предпринимательских структур. Например, можно определить приоритетные направления перестройки производства на основе программ развития технологической базы (критических технологий), которые предоставляют поддержку научным и конструкторско-технологическим коллективам, добившимся конкурентоспособных результатов в приоритетных областях науки и техники.

Приоритетность  технологий определяется необходимостью поддержки технического состояния базовых направлений производства в процессе возможной реструктуризации собственности, сохранения уникального научно-исследовательского и экспериментального оборудования[3,139].

В целях совершенствования  системы воспроизводства научных достижений на предприятии и повышения эффективности их использования следует в рамках антикризисных мероприятий поддерживать инновационную деятельность, создавать системы повышения качества продукции, технологические инкубаторы.

Институциональные преобразования в  оборонном производстве могут быть обеспечены (в том числе организационными мерами) посредством придания части предприятий (производств) статуса казенных и изменения организационно-правовых форм остальных с определением объемов и номенклатуры товаров в рамках государственного оборонного заказа, без которого будет крайне затруднительно обеспечить загрузку производственных мощностей оборонных предприятий (производств) и одновременно реализовывать программы конверсии, реструктуризации и технологической реконструкции.


Существующие законодательные  и нормативные акты в области оборонных отраслей промышленности позволяю! отказаться от производства устаревшей военной техники на базе старых технологий, осуществить реструктуризацию производственных мощностей и перенести решение проблем конверсии и антикризисных программ на региональный уровень.

Информация о работе Научно техническая политика , ассортиментная политика