Недобросовестная конкуренция и ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
1. дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
2. рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
3. показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
4. изучить виды несовершенной конкуренции;
5. определить цель несовершенной конкуренции;
6. рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
7. изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий

Содержание

Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения недобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

недобросовестная конкуренция.docx

— 27.97 Кб (Скачать)

         Федеральное агентство по образованию и науке

             Российской  Федерации

         Уральский Финансово Юридический институт

             Юридический факультет 
         

            Реферат

           По  дисциплине: «Антимонопольное право»

         По  теме: «Недобросовестная конкуренция  и ее формы» 
     
     
     

                   Выполнил: студент группы Ю-2708

                   Кулматова Ю. У.

                   Проверил: К.э.н., доцент

                   Пахнев Н. В. 
               
               
               
               
               

          Екатеринбург 2011  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Недобросовестная  конкуренция: понятие, сущность

2 Способы пресечения  недобросовестной конкуренции

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В современных  условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела  разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования  конкуренции. Распространение методов  недобросовестной конкуренции подрывает  основы экономики и способствует внедрению в отношения между  хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции -- основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер  по защите от нее.

Задачи данной работы:

1. дать определение  понятию «несовершенная конкуренция»;

2. рассмотреть  формы несовершенной конкуренции;

3. показать какие  существую методы добросовестной  и недобросовестной конкуренции;

4. изучить виды  несовершенной конкуренции;

5. определить  цель несовершенной конкуренции;

6. рассмотреть  основные черты несовершенной  конкуренции;

7. изучить способы  защиты от недобросовестных конкурентных  действий;

8. дать краткую  характеристику каждому из способов  защиты от недобросовестных конкурентных  действий. 
 
 
 
 

1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ

Конкуренция в  переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция  выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию  ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно  условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение качества  продукции

- снижение цен  ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых  товаров и услуг с использованием  достижений НТР и т.д.

Но наряду с  методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

- экономический  (промышленный шпионаж)

- подделка продукции  конкурентов

- подкуп и  шантаж

- обман потребителей

- махинации с  деловой отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов  и т.д.

К этому можно  также добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в  виде конкретных товаров или новых  технологий.

Недобросовестная  конкуренция -- нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие  как: любые действия хозяйствующих  субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при  осуществлении предпринимательской  деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

· распространение  ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах  официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и  другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный  ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев -- судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция  определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

– все действия, ведущие к тому, что потребитель  может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– ложные заявления  в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– использование  в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей  или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей  конкурентов, направленный на  то, чтобы привлечь их в качестве  клиентов и сохранить на будущее  их признательность;

2) выяснение  производственных или коммерческих  тайн конкурента путем шпионажа  или подкупа его служащих;

3) неправомочное  использование или раскрытие  ноу-хау конкурента;

4) побуждение  служащих конкурента к нарушению  или разрыву их контрактов  с нанимателем;

5) угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции  в сфере торговли;

6) бойкотирование  торговли другой фирмы для  противодействия или недопущения  конкуренции;

7) демпинг, т.е.  продажа своих товаров ниже  стоимости с намерением противодействовать  конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления,  что потребителю предоставляется  возможность покупки на необычайно  выгодных условиях, когда на самом  деле этого нет;

9) намеренное  копирование товаров, услуг, рекламы  или других аспектов коммерческой  деятельности конкурента;

10) поощрение  нарушений контрактов, заключенных  конкурентами;

11) выпуск рекламы,  в которой проводится сравнение  с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение  правовых положений, не имеющих  прямого отношения к конкуренции,  когда такое нарушение позволяет  добиться неоправданного преимущества  перед конкурентами.

Традиционно выделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями  и направленное на борьбу со злоупотреблениями  монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции  является достаточно новым. Поскольку  проблема не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и свое. Первые законодательные определения  недобросовестной конкуренции в  России содержались в Законе РСФСР  от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в  РСФСР» (п. 9 ст. 2) и в действовавших  на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и  республик (п. 3 ст. 5).

Понятие недобросовестной конкуренции появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». В  ст. 10 Закона устанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции.

С принятием  Конституции Российской Федерации  в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции  получило закрепление на конституционном  уровне. Статья 8 Конституции закрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции  РФ не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.

Цель недобросовестной конкуренции -- остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.

К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и ее формы