Особенности антикризисного управления рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 04:30, реферат

Описание работы

Микроэкономические проявления кризисов. Антикризисное управление и регулирование. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования. Государственное регулирование кризисных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

антикр упра.docx

— 41.40 Кб (Скачать)

1. Нет управления  без ограничений, которые могут  быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного  управления. Внутренние ограничения  снимаются или посредством отбора  персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования  системы мотивации. Информационное  обеспечение управления также  способствует снятию внутренних  ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются  развитием маркетинга, системы “Паблик  рилейшнз”.

2. Одной из  важных характеристик антикризисного  регулирования и управления является  сочетание формального и неформального  управления. В разнообразных видах  такого сочетания существует  зона рациональной организации  антикризисного управления. Она  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

3. Для антикризисного  управления особое значение имеет  перспективность, возможность выбрать  и построить рациональную стратегию  развития.

Существуют  разные стратегии,  наиболее важными  из которых являются следующие:

  • предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
  • выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
  • противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанного риска;
  • последовательного вывода из кризиса;
  • предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Антикризисное регулирование  и управление так же, как и любое  другое, может быть малоэффективным  или более эффективным. Эффективность  характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или  позитивного использования кризиса  в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить  такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть  ее можно при анализе и общей  оценке управления, его успешности или просчетов.

Взаимосвязь государственного и микроэкономического  антикризисного регулирования.

 

Впервые антикризисное регулирование  на государственном уровне проводилось в США после Великой депрессии 1930-х годов. Государственное антикризисное регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование кризисного сельского хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к антициклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя.

Целенаправленное государственное  антициклическое регулирование в сочетании с долгосрочным прогнозированием становится постоянным фактором циклического развития производства, переплетаясь со стихийными законами рынка. Антициклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита).

Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его  стремительность - от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет. Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.

Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как и на макроуровне, необходимо наличие собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его смягчению. Основной задачей, стоящей перед антикризисным подразделением предприятия в благополучный период является краткосрочное и долгосрочное прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию ещё на ранних стадиях возникновения.

 Государственное регулирование  кризисных ситуаций 

 

Государственная политика в  регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства  реализуется на трех уровнях:

    • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
    • предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
    • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и  социальной жизни, государство применяет  специальные меры предупреждения кризисных  ситуаций.

Такие меры можно разделить  на две группы:

    1. финансовая поддержка,
    2. особое администрирование

 

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски  банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

    • целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
    • субсидирование процентной ставки по кредиту;
    • предоставление гарантий по кредиту;
    • налоговые льготы;
    • налоговый кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

    • введение дополнительных форм отчетности;
    • установление обязательных нормативов;
    • лицензирование;
    • обязательное страхование ответственности;
    • законодательное ограничение тарифов;
    • другие законодательные ограничения.

 

Законодательное регулирование банкротства. 

 

Основным нормативным  актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о  несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"

Внешним признаком банкротства  является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня  наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

При рассмотрении дела о банкротстве  должника — юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Досудебная санация. В  случае возникновения признаков  банкротства, определенных Законом  о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным  законом, обязаны принимать своевременные  меры по предупреждению банкротства  организаций, то есть по восстановлению его платежеспособности.

Наблюдение. Наблюдение —  процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях обеспечения  сохранности имущества должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента назначения судом иной процедуры.

Данный этап начинается с  момента возбуждения арбитражным  судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в  суде и заканчивается решением суда: либо о признании предприятия  банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе в признании  должника банкротом.

Основные цели наблюдения — обеспечение арбитражным управляющим  сохранности имущества и анализ финансового состояния несостоятельного предприятия для определения  возможности восстановления его  платежеспособности.

Для проведения этого этапа  арбитражный суд назначает временного управляющего.

Временный управляющий обязан:

    • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    • проводить анализ финансового состояния должника;
    • выявлять кредиторов должника;
    • вести реестр требований кредиторов;
    • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
    • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить  в арбитражный суд отчет о  своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения  о возможности или невозможности  восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности.

Процедура финансового оздоровления предусматривает способы получения  должником средств, необходимых  для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения  задолженности.

Для проведения этого этапа  арбитражный суд назначает административного  управляющего, но непосредственное управление предприятием осуществляет прежний  руководитель.

Административный управляющий  в ходе финансового оздоровления обязан:

    • вести реестр требований кредиторов и созывать собрания кредиторов в необходимых случаях;
    • рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представляемые должником, и представлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;
    • представлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
    • осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
    • осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
    • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

По итогам рассмотрения результатов  финансового оздоровления, а также  жалоб кредиторов арбитражный суд  принимает один из судебных актов:

    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве,
    • определение о введении внешнего управления ,
    • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

 

Внешнее управление. Внешнее  управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности. Это еще одна реабилитационная процедура  банкротства.

Основная цель данного  этапа — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана  внешнего управления, предлагаемого  внешним управляющим.

Для проведения этого этапа  арбитражный суд назначает внешнего управляющего, ему передаются все  полномочия по управлению предприятием.

Информация о работе Особенности антикризисного управления рисками