Особенности учета жизненного цикла товара и жизненного цикла организации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:56, доклад

Описание работы

Теория жизненного цикла, будь то жизненный цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась всеми авторами, работающими в научной сфере экономики предприятия.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 562.69 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Финансовый  университет при Правительстве  РФ 
 
 

Кафедра: «Экономика и антикризисное управление»

Дисциплина: «Антикризисное управление» 
 

Доклад

на тему: «Особенности учета жизненного цикла товара и жизненного цикла организации в антикризисном управлении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011

    Разработка  методики выбора антикризисной стратегии, а также практических рекомендаций для решения вопросов организации  антикризисного управления на предприятиях требует рассмотрения ряда проблем, непосредственно связанных с  критериями формирования антикризисной  стратегии; необходимо выяснить, чем  определяется та или иная стратегия, от чего зависит выбор и эффективная  реализация ее на предприятии.

    Эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить целый ряд критериев этого выбора. Наиболее полно эти факторы объединяет и систематизирует теория жизненного цикла развития предприятия.

    Теория  жизненного цикла, будь то жизненный  цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась  всеми авторами, работающими в  научной сфере экономики предприятия.

    Так, жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой  на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Большинство отечественных и зарубежных авторов выделяют пять этапов жизненного цикла продукции: 1) внедрение, 2) начальный рост, 3) последующий рост, 4) зрелость, 5) спад. Практика показывает, что предприятия развиваются по аналогичному циклу.

    В целях обеспечения возможности  дальнейшего анализа внесем некоторые  уточнения и условные обозначения  в построение этой кривой.

    Итак, построим кривую жизненного цикла (ЖЦ) предприятия в виде кривой прибыли-убытков  предприятия во времени. Это обстоятельство будет являться ключевым отличием от традиционной кривой ЖЦ, так как  последняя строится в виде кривой продаж (дохода предприятия) во времени. Данное отличие является принципиальным, так как позволяет: а) построить  кривую ЖЦ не гипотетически, а по реальным цифровым данным; б) использовать кривую не просто как теоретическую модель, а как практический инструмент стратегического  управления. Также такое построение кривой объясняет выделение двух дополнительных этапов развития предприятия (Рис 1 и 2).

    Отметим, что ряд зарубежных и отечественных  авторов достаточно скептически  относятся к модели жизненного цикла. Так, немецкий экономист Х.Мефферт  наиболее слабым местом этой модели считает  момент «перехода» (в данном случае - предприятия) из одной стадии своего развития в другую. Построение кривой жизненного цикла предложенным выше способом учтет указанный недостаток модели, так как динамика прибыли-убытка предприятия, используемая при построении, позволит однозначно определить этап жизненного цикла, на котором в исследуемый момент находится предприятие.

    Итак, кривая жизненного цикла предприятия  будет иметь стадию организации (создания) предприятия - I, стадию становления - II, стадию роста (можно выделить фазы ускорения - III и замедления роста - IV), стадию устойчивости (зрелости) - V, стадию спада - VI и стадию умирания  - VII (Рис 1).  

      

    Рис. 1 Жизненный цикл предприятия 

    Рассмотрим  подробнее функционирование предприятия  при его нахождении на различных  этапах жизненного цикла с точки  зрения движения финансов предприятия, то есть охарактеризуем его состоятельность  и жизнеспособность на различных  этапах своего развития с целью определения  момента возникновения (или возможности  возникновения) финансового и/или  иного кризиса.

    

    Рис. 2 Жизненный цикл

    конкурентного преимущества фирмы

    I - фаза организации (создания) предприятия - характеризуется большим расходом всех ресурсов фирмы, причем результаты деятельности предприятия на этой стадии не окупают вложенных средств, то есть предприятие работает себе в убыток. На этом этапе новое предприятие какое-то время, как правило, не ведет хозяйственно-производственной деятельности, но несет определенные убытки, связанные, в первую очередь, непосредственно с созданием и регистрацией нового предприятия, приобретением административного и производственных зданий и помещений, закупкой оборудования, сырья и материалов, наймом рабочей силы. Позже, на этом же этапе, компания начинает производственную деятельность, однако та еще не приносит прибыли. Таким образом, основной характеристикой этого этапа развития является бесприбыльная, убыточная работа предприятия.

    Важно, чтобы на I стадии жизненного цикла предприятию хватило ресурсов для перехода во II фазу жизненного цикла. Большинство вновь созданных предприятий в нашей стране заканчивают свое существование именно на этой стадии в силу отсутствия или просто недостаточного инвестирования. Экспертные оценки свидетельствуют, что по времени эта стадия в нашей стране может длиться от нескольких месяцев (как правило, у предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3-4 лет (у промышленных предприятий).

    Далее фирма достигает точки безубыточности (на графике кривой жизненного цикла  эта точка является точкой пересечения  указанной кривой с осью абсцисс).

    II - фаза становления - предприятие проходит в своем развитии критическую точку - начало безубыточной деятельности фирмы, когда стоимость всех использованных ранее ресурсов и доходы фирмы сравнялись. На этой стадии предприятие еще не приносит прибыли, но уже не работает себе в убыток. Начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Этот этап развития предприятия совпадает с этапом зарождения конкурентного преимущества фирмы (КПФ) на кривой жизненного цикла КПФ (Рис 2).

    Большое значение на этой стадии имеют внешние, не зависящие от предприятия и  его деятельности, факторы, а также  факторы внутренней среды. Отечественные  авторы, в частности Градов А.П., Кузин  Б.И., предлагают следующую классификацию  факторов, определяющих условия функционирования фирмы:

  1. параметры факторов производства (конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов, рынков средств производства; развитие инновационной деятельности);
  2. параметры спроса (величина, стабильность, эластичность спроса, требования покупателей к качеству товаров фирмы, сегментация потребителей товаров фирмы; экономический потенциал покупателей);
  3. параметры родственных и поддерживающих отраслей (изменение потенциала родственных отраслей; производственная инфраструктура; социальная инфраструктура; использование достижений, полученных в родственных отраслях);
  4. параметры конкурентной среды (соперничество между существующими конкурентными системами; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов; конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков; конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей);
  5. деятельность государственных властных структур (налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенная политика, правовая среда, политика цен и доходов);
  6. случайные воздействия (форс-мажорные обстоятельства; внешняя политика иностранных государств - партнеров по бизнесу; демографические шоки; научно-технические прорывы).

    Еще раз подчеркнем, что II этап жизненного цикла развития предприятия характеризуется переходом к безубыточной деятельности, получением первой прибыли, размер которой начинает расти все возрастающими темпами. Предприятие попадает на следующую стадию своего развития - этап роста. Его можно подразделить на этап ускорения роста и этап замедления роста (соответственно III и IV этапы жизненного цикла предприятия).

    III, IV  - этапы ускорения и замедления роста фирмы - характеризуются достаточно интенсивным ростом активности предприятия; отсутствием или малым количеством конкурентов. Как правило, на этих этапах руководство фирмы наращивает производственный потенциал предприятия, увеличивает объем производства и, как следствие, объем реализации. Ограничение роста на этих этапах определяется лишь ограничением ресурсов, как правило, материальных. На этапе ускорения роста предприятие имеет больший резерв, больший потенциал роста; отсюда - развитие предприятия достаточно быстрыми темпами, и как следствие, быстрый рост объема прибыли, получаемой фирмой на этом этапе. За относительно короткий срок доходы предприятия резко возрастают. На этапе IV - этапе замедления роста - темпы прироста доходов падают, но, тем не менее, рост доходов наблюдается. Возможности предприятия подходят к своему пределу, темпы развития и увеличения компании замедляются, темпы роста прибыли падают, хотя, как уже отмечалось, рост прибыли наблюдается. Фирма подходит к пику своей жизнедеятельности, к пику своей активности. Предприятие переходит на следующий этап своего развития.

    V - этап устойчивости (зрелости) - на этом этапе своего развития предприятие достигает вершины успеха, пика доходов. Наблюдается стабильность поступления доходов. Общее состояние фирмы стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации достиг своего максимума; максимума достигают и доходы (прибыль), получаемые предприятием.

    Задача  любого управляющего на этом этапе (а  точнее, эта задача должна подразумеваться  в каждом действии управляющего с  момента образования фирмы) - максимально  увеличить его продолжительность. Об этом необходимо позаботиться заранее, так как вслед за фазой устойчивости, как правило, наступает фаза спада. Резервы роста и производственный потенциал предприятия использованы практически полностью, и предприятие  очень легко «скатывается» (рис 1) на стадию спада.

    VI - этап спада - характеризуется резким снижением объема получаемой прибыли, спадом деловой активности предприятия. Наступает главным образом за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы. Это относится как к материальным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Внешние факторы вновь приобретают большое значение.

    На  этом этапе ухудшаются практически  все финансовые показатели деятельности предприятия, нарушается структура  баланса. Предприятие «заболевает» и переходит на последнюю стадию своего существования - стадию «умирания».

    VII - умирание предприятия - фирма начинает нести прямые убытки от своей деятельности. На этом этапе обычно начинают процедуру дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Как правило, дело о банкротстве заканчивается объявлением предприятия-должника банкротом, конкурсным производством и ликвидацией предприятия.

    По  такому циклу функционируют предприятия  всех сфер деятельности – промышленные, торговые, сервисные.

    Проведенный анализ показывает, что идею жизненного цикла конкретного предприятия  имеет смысл «закладывать» в  стратегический план/прогноз развития компании с тем, чтобы, как будет  подробнее рассмотрено ниже, максимально  продлить стадию устойчивости. Определение  своего местоположения на кривой жизненного цикла достаточно просто осуществляется на стадии организации фирмы (основной критерий - наличие убытков от деятельности). На II, III и IV стадиях (то есть на стадиях становления, ускорения и замедления роста фирмы) определение местоположения на кривой жизненного цикла также достаточно простое - компания начинает получать прибыль от деятельности, причем темпы получения этой прибыли определяют стадию ускорения или замедления роста фирмы. Наиболее важным становится прогнозирование кризиса на предприятии.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что в качестве основного  критерия определения местоположения предприятия на кривой жизненного цикла  целесообразно применить показатель движения ресурсов предприятия. А если точнее, то можно построить кривую жизненного цикла предприятия в виде графика изменения доходов (убытков) предприятия во времени. Так как доходы или убытки предприятия, а вернее его платежеспособность (или, соответственно, неплатежеспособность), являются основным критерием кризисного состояния фирмы, то полученная кривая будет в полной мере удовлетворять нас в качестве источника информации для дальнейшего анализа.

    Учитывая  все изложенное выше, становится очевидным, что идеальная кривая жизненного цикла предприятия будет выглядеть  следующим образом (рис. 3). 

      

    Рис. 3 Жизненный цикл предприятия с максимально продленной стадией устойчивости. 

Информация о работе Особенности учета жизненного цикла товара и жизненного цикла организации в антикризисном управлении