Понятие издержек. Классификация издержек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:43, лекция

Описание работы

Методика анализа структуры затрат на производство. Разработка заданий по снижению себестоимости отдельных видов продукции и уменьшению затрат на производство. Изучение динамики себестоимости.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 231.50 Кб (Скачать)


Понятие издержек. Классификация издержек

Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы.

Понятие издержек имеет несколько значений.

Издержки можно классифицировать как:

.       индивидуальные – издержки собственно фирмы

.      общественные – совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.

                    издержки производства – непосредственно связанные с производством товаров и услуг

                    издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции

Издержки обращения в свою очередь подразделяются на:

                    Дополнительные издержки обращения включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до конечного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара.

                    Чистые издержки обращения — это затраты, связанные исключительно с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Суть издержек можно также рассматривать с позиций бухгалтерского и экономического подходов:

                    Бухгалтерские издержки — это стоимостная оценка использованных ресурсов в фактических ценах их реализации. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.

                    Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки. Задача экономиста состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Экономические издержки ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости (ценности) при наилучшем (из всех возможных) варианте его использования.

Если бухгалтера в основном интересует оценка деятельности фирмы в прошлом, то экономиста, кроме этого, интересует текущая и особенно прогнозируемая оценка деятельности фирмы, поиск наиболее оптимального варианта использования имеющихся ресурсов. Экономические издержки обычно больше бухгалтерских — этосовокупные альтернативные издержки.

Экономические издержки, в зависимости от того, оплачивает ли фирма применяемые ресурсы, можно разделить на:

                    Внешние издержки (явные) - это затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы. Так как подобные затраты отражаются в балансе и отчете фирмы, то они по существу и есть бухгалтерские издержки.

                    Внутренние издержки (неявные) - это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.

Приведем пример. Вы — владелец небольшого магазина, который находится в помещении, являющемся вашей собственностью. Если бы у вас магазина не было, вы бы могли данное помещение сдавать в аренду, скажем, за 100 $ в месяц. Это и есть внутренние издержки. Пример можно продолжить. Работая в своем магазине, вы используете свой собственный труд, не получая, естественно, за него никакой оплаты. При альтернативном использовании своего труда вы бы имели определенный заработок.

Закономерен вопрос: что удерживает вас в качестве владельца данного магазина? Какая-то прибыль. Минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью. Неполученные доходы от использования собственных ресурсов и нормальная прибыль в сумме образуют внутренние издержки. Итак, с позиций экономического подхода в издержках производства следует учитывать все затраты — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные издержки нельзя отождествлять с так называемыми безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки — это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определенные денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то, продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определенные потери, связанные со стоимостью произведенной надписи.

Выделяют и такой критерий классификации издержек, как временные интервалы, на протяжении которых они имеют место. Затраты, которые несет фирма, производя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того, какие именно производственные факторы применяются и в каком количестве. Поэтому выделяют кратко- и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

 

 

 

Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Более полное определение себестоимости:

«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию»

В экономической науке и для прикладных задач выделяется несколько типов себестоимости:

                   Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства;

                   Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции;

Виды себестоимости:

                   Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учета);

                   Себестоимость по элементам затрат.

 

[править]Структура себестоимости по статьям калькуляции

                   1) материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)

                   2) Топливо, энергия идущая на производство

                   3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)

                   4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)

                   5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)

                   6) Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)

Пункты 4, 5 и 6 образуют фонд оплаты труда (ФОТ).

                   7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)

                   8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья

                   9) Работы сторонних организаций (контрагентов)

                   10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления

]Структура себестоимости по элементам затрат

                   I Материальные затраты:

                               1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;

                               2) Топливо, энергия;

                               3) Общепроизводственные затраты.

                   II Оплата труда - заработная плата:

                               1) основного производственного персонала;

                               2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);

                               3) интеллектуального персонала;

                               4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);

                               5) младшего обслуживающего персонала.

                   III Отчисления на социальные мероприятия.

                   IV Амортизация основных средств.

                   V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

]Зависимость себестоимости от количества приобретенных (произведенных) единиц

Себестоимость изменяется с каждой произведенной или приобретенной единицей товара или услуги, что можно проиллюстрировать с помощью следующего простого примера:

Некто отправился на автомобиле в магазин, чтобы купить пачку масла ценою в 30 рублей. При расчёте затрат принимаются следующие составляющие:

                   Затрачен час времени на поездку, что при оценке часа времени в 100 рублей добавляет к затратам 100 рублей.

                   Износ автомобиля (амортизация), что добавляет к затратам 10 рублей.

Таким образом себестоимость пачки масла составит:

Себестоимость = (цена х количество + затраты) / количество = 140 руб.

Но если приобрести 2 пачки масла, то себестоимость будет другой:

(цена х 2 + затраты) / 2 = 85 руб.

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).

Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, и индивидуальную себестоимость – затраты на производство только  одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится) – и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Статистика себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

Анализируя данные бухгалтерского учета и отчетности, статистика решает следующие задачи: изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости:

дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;

исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости, и выявляет возможности ее снижения.

Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Информация о работе Понятие издержек. Классификация издержек