Правовое регулирование наукоемких технологий в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:29, доклад

Описание работы

Переход к инновационному пути развития сегодня как никогда стал жизненно – необходимой задачей для России. Это сегодняшняя позиция государства, которое взяло стратегическую инициативу в свои руки, а высшее руководство страны обратилось к научному сообществу с призывом активно участвовать в формировании экономической стратегии страны, ее национальных инновационных приоритетов, в прогнозировании последствий от намечаемых масштабных национальных программ и проектов.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование наукоемких технологий в Российской Федерации.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Правовое регулирование наукоемких технологий в Российской Федерации 

     Переход к инновационному пути развития сегодня  как никогда стал жизненно – необходимой  задачей для России. Это сегодняшняя  позиция государства, которое взяло стратегическую инициативу в свои руки, а высшее руководство страны обратилось к научному сообществу с призывом активно участвовать в формировании экономической стратегии страны, ее национальных инновационных приоритетов, в прогнозировании последствий от намечаемых масштабных национальных программ и проектов.

     Сегодня в России реализуются такие важные документы как «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года», идет обсуждение проекта «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

     Несмотря на все проблемы отечественной науки начала 90-х годов, ее потенциал достаточен для научно-технического обеспечения перехода к экономике знаний: во многом сохранен потенциал государственных академий наук, активно занимаются научными исследованиями  государственные научные центры, все больше и больше внимания уделяется развитию университетской науки (Рис. 1).

     Результаты  исследований, проведенных в 77 регионах в августе этого года, также  дают основания для оптимистических  выводах в отношении перспективы  развития инновационной деятельности в Российской Федерации (Рис. 2). Приведенные  данные свидетельствуют о том, что практически по всем направлениям инновационной деятельности, достигнуты положительные результаты.   

     Россия  накопила и во многом сохранила научно-образовательный  потенциал, потенциал базовых отраслей промышленности, транспорта и агропромышленного комплекса. Именно в этих секторах страна обладает конкурентными преимуществами, и в тоже время именно здесь накопились основные барьеры роста. В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значительный вклад в рост ВВП в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают около 3% ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли – 28-30% ВВП. Проект вышеупомянутой Концепции предусматривает смену лидера роста.

     В 2006 году Президентом РФ В.В. Путиным были утверждены Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации (Рис. 3).

     В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает, или претендует на создание в среднесрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. К этим секторам относятся авиация и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии.

     Остановимся на некоторых направлениях правового  обеспечения инновационной деятельности в части развития именно «сегмента - наукоемкие технологии».

     Особый  интерес в этом отношении представляет решение двух вопросов: нормативное  правовое обеспечение центров разработки и реализации наукоемких технологий и совершенствование правового обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации.

     При решении вопроса нормативного правового обеспечения центров разработки и реализации наукоемких технологий законодатели пошли по двум направлениям: правовое обеспечение территорий инновационного развития и правовое обеспечение создания специализированных организаций (Рис.4).

     К территориям инновационного развития относятся наукограды и особые экономические  зоны. Правовой статус, порядок формирования и меры государственной поддержки территорий инновационного развития наукоградов и особых экономических зон определены федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» и «Об особых экономических зонах». Статус наукограда может быть присвоен муниципальному образованию, если расположенный на его территории научно-производственный комплекс решает государственные задачи по приоритетным направлениям науки и технологии. В рамках муниципального образования может быть создана особая экономическая зона (промышленная или технико - внедренческая), деятельность резидентов которой должна быть направлена на освоение новых производств. 

     К «специализированным организациям» следует отнести государственные корпорации, государственные научные центры, федеральные центры науки, технопарки. Государственные корпорации – это сравнительно новые для России формирования. Примером такой корпорации является недавно созданная на основании Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» Корпорация нанотехнологий. Она создана в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.  

     В 1993 года в соответствии с Указом Президента РФ «О государственный научных центрах Российской Федерации» создан и активно действует институт государственных научных центров Российской Федерации. Основная деятельность ГНЦ направлена на проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других научно-исследовательских работ; подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров; участие в международном научно-техническом сотрудничестве. 

     Федеральные центры науки и высоких технологий, как следует из gостановления Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», создаются в целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI веке на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики.

     В России идет работа по законодательному обеспечению создания и функционирования еще одной структуры - технопарков. Сегодня эти формирования создаются на основании Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».      Технопарки  объединят  предприятия высокотехнологичных  отраслей  экономики,  в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения,   обеспечивающие   научный   и   кадровый  потенциал  таких предприятий,  а  также  иные  предприятия  и организации, деятельность которых  технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

      В 2008 году Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Указ «О федеральных университетах». В соответствии с Указом в России создаются федеральные университеты в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики. Уже в ближайшее время в Государственную Думу Правительством РФ будут внесены проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, в том числе их организационно-правовую форму.

      Следующим исключительно важным вопросом, определяющим процесс разработки и использования  наукоемких технологий, является состояние  правового обеспечения объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации (рис. 5).

        В России в 1992 г. был принят Патентный закон, Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; в 1993 г. Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «О селекционных достижениях» и отдельные положения ряда других законов. Введение в действие перечисленных федеральных законов и ряда подзаконных актов приблизило российское законодательство по охране интеллектуальной собственности к международному.

      Более чем десятилетняя правоприменительная  практика этих законов позволила  выявить недостатки законодательных  актов и необходимость внесения отдельных изменений и дополнений. Законодатели в процессе совершенствования нормативных правовых актов по охране интеллектуальной собственности пошли по пути кодификации. В результате  была подготовлена и принята Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации.                    

     Объединение правовых норм об интеллектуальной собственности в одном законе (в ГК) позволило решить ряд задач кодификационного  характера,  а также ряд задач, направленных на усовершенствование законодательства в этой сфере.

    Одной из существенных новаций отечественного законодательства в области охраны интеллектуальной собственности является установление в ГК правоотношений между участниками создания и использования единой технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения.

      Принятие законодательства в этой области направлено на стимулирование создания единой технологии, защите отечественного изобретательства от несанкционированного использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

    В настоящее время Государственная Дума уже рассматривает проекты федеральных законов: «О патентных поверенных» и  «О передаче технологий».

     Федеральный закон «О патентных поверенных» устанавливает правоотношения, связанные с приобретением гражданами Российской Федерации статуса патентного поверенного - лица, получившего право на профессиональное ведение дел физических и юридических лиц с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

       Федеральный закон «О передаче технологий» регулирует отношения в области распоряжения правами на единые технологии, принадлежащие полностью или частично Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации, с целью их практического применения (внедрения).  

       Если говорить о проблемах по вопросам разработки и реализации наукоемких технологий, правовом обеспечении участников этих процессов, то они порождены сложностью становления отечественной экономики в процессе перехода к рыночным отношениям.

     В процессе формирования эффективной  национальной системы и соответственно решении задачи расширения производства наукоемкой продукции приходится сталкиваться со следующими проблемами:

     недостаточная  эффективность сектора генерации  знаний (фундаментальной и прикладной науки): в настоящее время происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, слабая ориентация на потребности экономики;

     низкий  спрос на инновации со стороны  большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

     неразвитость  инновационной инфраструктуры: многие элементы инновационной инфраструктуры созданы, но они пока не поддерживают инновационный процесс на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций;

     не  сняты правовые барьеры использования  результатов научно-технической деятельности.

     Создание  инновационной системы, переход  отечественной экономики на инновационный  тип развития требуют принятия и  проведения комплекса организационных  и управленческих изменений. Этот процесс  осуществляется на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Этот  процесс затрагивает не только органы исполнительной власти, но и законодательной.

     В процессе совершенствования структуры  Государственной Думы  было принято  решение о создании Комитета по науке и наукоемким технологиям. Как следует из самого названия, Комитет призван заниматься законодательством в сфере науки, научной и научно-технической, инновационной деятельности и наукоемких технологий совершенствованием законодательства по охране интеллектуальной собственности. 

     Комитет Государственной Думы вместе с Комитетом по образованию и науке Совета Федерации, на мой взгляд, приступил к решению одной из  важнейших задач – созданию совместной экспертно - аналитической системы законотворческих инициатив и правоприменительной практики в области науки и наукоемких технологий.

Информация о работе Правовое регулирование наукоемких технологий в Российской Федерации