Правовое регулирование несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) строится на основе определенных принципов, как и право в целом. Институт несостоятельности является существенным элементом гражданского и торгового права, которое базируется на своих общих принципах, определяющих наиболее существенные черты данной отрасли права, и, естественно, относящихся непосредственно к отношениям, связанным с несостоятельностью.
В доктрине и в учебной литературе широко используется термин «конкурсное право».

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование несостоятельности.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

 

Правовое  регулирование несостоятельности (банкротства) строится на основе определенных принципов, как и право в целом. Институт несостоятельности является существенным элементом гражданского и торгового  права, которое базируется на своих  общих принципах, определяющих наиболее существенные черты данной отрасли права, и, естественно, относящихся непосредственно к отношениям, связанным с несостоятельностью.

В доктрине и в учебной литературе широко используется термин «конкурсное право». Он используется для обозначения механизма правового регулирования «отношений, возникающих в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников». Этот механизм характеризуется «целым комплексом норм материального и процессуального характера, образующих специфический институт гражданского и торгового права -несостоятельность...». В этом комплексе норм находят свое закрепление принципы правового регулирования несостоятельности как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, связанных с несостоятельностью должника.

В зависимости  от степени их значимости, универсальности  действия принципы могут быть разделены  на две группы: принципы процедуры  несостоятельности и принципы производства по делу о несостоятельности. Принципы процедуры несостоятельности - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты института несостоятельности в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений, связанных с несостоятельностью. К числу таких принципов относятся принципы коллективности, единства процедуры несостоятельности, равенства кредиторов и "принцип контроля за ходом процедуры со стороны компетентных органов.

Принципы  производства по делу о несостоятельности  не универсальны и гораздо более многочисленны. Они различаются в зависимости от национальных правовых систем. Они закрепляют основные начала элементов механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства), в частности таких, как:

1. правила  подачи заявления о возбуждении производства;

2. открытие  производства;

3. меры  по обеспечению сохранности имущественного  комплекса должника;

4. органы  конкурсного производства;

5. мировое  соглашение;

6. ликвидация  имущества должника.

Принципы  производства подразделяются в свою очередь на две крупные группы в зависимости от объекта регулирования, а именно: материально-правовые и процессуальные. В числе процессуальных принципов производства помимо общих принципов процессуального права каждой национальной правовой системы можно выделить принцип немедленного вступления в силу решения о начале производства по делу о банкротстве, принцип доказывания кредитором факта несостоятельности должника. Материально-правовые принципы производства зачастую различаются по своему содержанию в различных правовых системах. В связи с этим ограничусь лишь упоминанием некоторых из них в качестве иллюстрации вышесказанного: принцип полного лишения должника прав на имущество, принцип распределения имущества должника среди кредиторов пропорционально требованиям, принцип прекращения действия зачета.

В отдельную  группу следует выделить принципы производства по делам о несостоятельности  с иностранным элементом или, пользуясь другим распространенным в доктрине термином, по делам о  трансграничной несостоятельности. Речь идет о принципе множественности производств как противовесе принципу единства производства, производному от принципа единства процедуры, а также принципах универсальности и территориальности производства по делу о несостоятельности.

Ключевой проблемой в данном вопросе является конфликт вышеперечисленных принципов: единство против множественности, универсальность против территориальности. Совокупность используемых принципов дает на практике ту или иную модель правового регулирования несостоятельности (банкротства), которая вступает в противоречие с моделью, основанной на других принципах.

2. Принципы  процедуры несостоятельности (банкротства).

а) Принцип  коллективности.

Самой главной из характеристик развитого  конкурсного права является принцип коллективности. Безусловно, принцип коллективности занимает ведущее место в процедуре несостоятельности, поскольку он в первую очередь определяет ее содержание. По смыслу его основным постулатом является то, что управление активами должника осуществляется от имени коллектива всех кредиторов, что требования кредиторов участвуют в производстве без какого-либо предпочтения в отношении хронологического порядка их возникновения и что кредиторы рассматриваются как единое целое со своим коллективным интересом в отношении должника, который может и не совпадать с конкретными интересами отдельных кредиторов. Принцип коллективности, в частности, проявляется в представлении отдельных групп кредиторов будь то наемные работники или владельцы облигаций общества, представитель массы владельцев облигаций предъявляет коллективное требование на всю сумму не оплаченных ценных бумаг и обеспечивает их представительство в ходе процедуры несостоятельности. Следует добавить, что принцип коллективности проявляется не только в коллективном представительстве кредиторов как единого целого посредством назначения специальных лиц и выборов коллективных органов таких, как комитет или собрание кредиторов, но также и в коллективном ограничении прав кредиторов на совершение индивидуальных действий в отношении должника, направленных на удовлетворение их требований как в судебном, так и во внесудебном порядке. Все кредиторы обязаны направить свои требования лицу, специально уполномоченному судом или компетентным органом на принятие и проверку этих требований, для допущения к участию в процедуре несостоятельности. Коллективные процедуры приравниваются по своему смыслу к коллективному аресту имущества должника, поэтому «в принципе никакой зачет не должен быть произведен, считая с даты вынесения решения об открытии процедуры».

Принцип коллективности проявляется также  в том, что имущественный комплекс должника является гарантией для  всех кредиторов в той мере, в  какой они имеют право на удовлетворение своих требований согласно закону за счет активов должника независимо от того, будут ли эти активы уступлены третьему лицу или реализованы в процессе ликвидации имущества. «Производством по делу о несостоятельности охватывается все принадлежащее Должнику на момент возбуждения производства и приобретенное им во время производства имущество».

        Почему же все-таки принцип коллективности следует считать основополагающим в правовом регулировании несостоятельности (банкротства)?

     Объяснить верховенство этого принципа процедуры в сопоставлении с другими принципами можно следующим образом: во-первых, этот принцип присущ исключительно институту несостоятельности и неразравно связан только с ним;

во-вторых, только этот принцип имеет универсальный  характер, в то время как остальные  принципы, в частности, их содержание и применение различаются в различных правовых системах;

в-третьих, он выступает критерием отнесения  той или иной судебной и внесудебной  процедуры к числу процедур несостоятельности, что подчеркивает его значение.

b) Принцип  равенства кредиторов.

Конкурсное  право - это право компромисса. Если должник прекращает платежи по причине  неплатежеспособности, очевидно, что  кредиторы не получат платежи  в полном объеме в установленные  сроки. Одной из целей процедуры  несостоятельности является урегулирование конфликтов между кредиторами на основе их равного правового положения. Таким образом, принцип равенства является одной из существенных характеристик процедуры несостоятельности. В свою очередь этот принцип имеет тройное значение. Во-первых, он подразумевает обязательное участие всех кредиторов в коллективной процедуре. Во-вторых, принцип равенства означает, что все кредиторы принимают на себя одинаковые негативные последствия коллективной процедуры,- например, в виде отсрочки платежа или скидки с долга. В-третьих, он не означает абсолютное равенство кредиторов. Равенство не является абсолютным в том плане, что абсолютно равными правами или одинаковым статусом в процедуре несостоятельности могут обладать только те кредиторы, которые имеют идентичные правовые требования. Под идентичностью требований понимается не только одинаковая правовая природа требования, но и степень гарантированное исполнения обязательства должником, то есть наличие или отсутствие обеспечения долга.

Существующие виды процедур несостоятельности не устраняют правовые последствия существования мер обеспечения и привилегированных требований, что, негативно сказывается на принципе равенства кредиторов. Существует и другая точка зрения, согласно которой последовательное удовлетворение кредиторов при распределении активов согласно ранга или очереди не обязательно следует считать несправедливым и неравным, поскольку по праву можно сказать, что изначально не все кредиторы равны в правах, а именно: кто-то предоставил кредит должнику ранее, поэтому он вправе рассчитывать на удовлетворение требований раньше других; кто-то достоин удовлетворения требований в большем объеме, потому что он является мелким предпринимателем и для него возврат долга жизненно необходим, что не скажешь, например, о транснациональной корпорации; кто-то может представлять интересы общества в целом, например, фискальные органы, а интересы общества принято считать выше интересов частных лиц. Если кредиторы знают очередность удовлетворения требований, если порядок распределения активов принят общественным мнением и каждый в состоянии оценить риски, которые он принимает на себя, предоставляя кредит, то в данном случае нет никакого нарушения принципа равенства кредиторов. Все сказанное выше характеризует одну из моделей распределения выручки от реализации активов несостоятельного должника, основанную на распределении кредиторов по группам и удовлетворении их требований в соответствии с установленной очередностью.

Вторая модель распределения заключается в распределении выручки среди кредиторов в зависимости от доли кредитора в общем пассиве должника, то есть, например, если актив должника вдвое меньше его пассива, каждый кредитор должен получить половину от причитающегося ему долга. Такая модель может в большей степени претендовать на обеспечение равенства кредиторов, так как равенство не является арифметическим, ибо полученные суммы будут пропорциональны долгу. В основе процедуры несостоятельности, построенной по второй модели распределения, лежит так называемый принцип распределения конкурсной массы в зависимости от доли кредитора в общем пассиве должника. В защиту данной модели распределения выдвигаются следующие аргументы: во-первых, тот, кто предоставляет больший кредит, больше рискует и более важную услугу предоставляет должнику, поэтому он более достоин получить больше в денежном эквиваленте при распределении, чем другие, во-вторых, эта модель более удобна в реализации, так как не нужно ранжировать всех кредиторов, делать бесполезные публикации, расчленять имущество должника и, в конечном итоге, все кредиторы оказавшие доверие должнику получат удовлетворение на одинаковом основании без каких-либо привилегий, что и составляет существо принципа равенства кредиторов в процедуре несостоятельности.

Современные системы регулирования несостоятельности сочетают в себе как первую, так и вторую модель распределения и различаются по степени защищенности привилегированных и обычных кредиторов. Однако с уверенностью можно сказать, что чрезмерная сложность классификации требований кредиторов, наслоение одних привилегированных требований на другие негативно сказывается на соблюдении принципа равенства кредиторов и порождает такие негативные последствия, как лоббирование на законодательном уровне все новых и новых привилегий для отдельных групп кредиторов, а как ответная мера - использование другими кредиторами все более утонченных способов приоритетного удовлетворения своих требований например таких, как сохранение правового титула на товары, право удержания, право на зачет, право требования к третьим лицам, отвечающим за должника. В таких условиях теряет смысл использование первой модели распределения, поскольку на момент предоставления кредита практически невозможно оценить риски, связанные с возможным использованием другими кредиторами таких мощных квази-привилегий, которые были перечислены выше и которые не выставляются для всеобщего ознакомления.

Сохранение  приоритетного статуса за обеспеченными  и привилегированными требованиями в рамках процедуры несостоятельности  обусловливается в первую очередь  интересами кредитного обращения и  публичными интересами. Однако сама логика коллективных процедур несостоятельности и принципа равенства кредиторов нацелены на то, чтобы избежать ситуации, при которой одни кредиторы с приоритетным статусом требовании, установленных гражданским законодательством, а другие кредиторы остались бы ни с чем, хотя собственно для них и были разработаны различные виды процедур несостоятельности.

В целях  соблюдения принципа равенства очень  важно, чтобы процедура несостоятельности  была прозрачна в том смысле, что  каждый кредитор знал бы права других кредиторов, что принципиальные решения в рамках процедуры оглашались бы публично и опубликовывались.

Если  критически взглянуть на то, что  же все-таки следует понимать под  принципом равенства кредиторов, то следует признать, что содержание его настолько расплывчато и изобилует таким огромным количеством оговорок, что четко установить его не представляется возможным. В этой связи законодателем принцип равенства понимается не как некая догма, а как руководство к действию, направленному на достижение каких-то конкретных целей, презюмируемых справедливыми и нужными обществу в целом.

 Если  понимать данный принцип как  выражение общего принципа права принципа равноправия, то есть равенства всех перед законом, в механизме правового регулирования специфических отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), то возникает вопрос не только о равноправии кредиторов перед законом, но и должника, и третьих лиц, участвующих в деле, которые не охватываются в таком случае действием принципа равенства кредиторов.

Логично предположить, что равенство кредиторов перед законом означает равенство прав кредиторов, закрепленных в законодательстве о несостоятельности. Но, парадокс -сами законы устанавливают неравенство кредиторов, подразделяя их на классы и ранги. Неоднозначное понимание в доктрине содержания принципа равенства кредиторов и различия в его реализации на практике приводят к весьма плачевным последствиям на уровне правового регулирования трансграничной несостоятельности.

Во-первых, очень трудно найти общую базу для создания единой модели правового регулирования несостоятельности, защищающей права кредиторов не хуже, чем на национальном уровне.

Во-вторых, различия в правовом регулировании  защищенности обеспеченных прав требования и привилегированных требований побуждает кредиторов к поспешным действиям с тем, чтобы "застолбить" выгодную для них юрисдикцию, что мешает проведению реабилитационных процедур и может вызвать конфликт юрисдикции.

В-третьих, возникает проблема классификации  требований, не известных правовой системе страны, где ведется производство по делу о несостоятельности, и, следовательно, возможно неравноправное положение данного вида требований в сравнении с другими требованиями.

с) Принцип  контроля за ходом процедуры.

Принцип контроля за ходом процедуры несостоятельности является логическим следствием действия принципа коллективности процедуры несостоятельности. Во-первых, процедура несостоятельности есть ни что иное, как коллективный арест всего имущества несостоятельного должника его кредиторами, а арест имущества собственника относится исключительно к компетенции судебных органов, традиционно призванных служить гарантами незыблемости права собственности, которое ущемляется в данном случае. Во-вторых, процедура несостоятельности приходит к своему логическому завершению либо в виде плана ликвидации имущества должника, либо в виде плана реорганизации, навязанного извне должнику, либо в виде коллективного договора, принятого большинством голосов кредиторов, что в любом случае нарушает принцип свободы договора, который также находится под защитой судебных органов. Наконец, в-третьих, процедура несостоятельности затрагивает личный статус должника и даже его свободу при наличии достаточных оснований для уголовного преследования должника или его руководителей, что также относится к исключительной компетенции судебных органов.

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности