Предпринимательский риск и методы его снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, придется иметь дело с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным результатом. Гарантий никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает риск. Более того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.

Содержание

Введение 4
1. Что такое риски. Классификация 6
2. Виды предпринимательских потерь 17
3. Как оценить и уменьшить риски 21
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 290.53 Кб (Скачать)
     СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

     Отделение -заочно

     Факультет -экономический

     Специальность - финансы и кредит 
 
 
 

                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По дисциплине “Антикризисное управление”

     по теме “ Предпринимательский риск и

     методы его снижения“ 

     Костюк Евгении Владимировны

     Студентки 5 курса 
 
 
 

                                     г. Мурманск, 2006.

Содержание:

 
    
    Введение      4
    1. Что такое риски. Классификация      6
    2. Виды предпринимательских потерь      17
    3. Как оценить и уменьшить риски      21
    Заключение      31
    Список литературы      33

 

     Введение.

 

    Тема моей работы «Риски предприятия, методы их оценки». В своей работе я хочу раскрыть вопрос, что такое риски предприятия, а также выяснить, какие существуют методы оценки, уменьшения степени рисков предприятия.

    Я считаю, что данный вопрос в настоящее время очень актуален в России, так как предприниматели нашей страны боятся начинать новое дело, потому что считают, что это дело рисковое, и они могут все потерять. Поэтому происходит «застой» экономики. На самом деле предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности.

    Для начала я хотела бы сказать, что риск сопровождает нас везде и всюду: на работе, в дороге, на улице и даже дома. Так или иначе, всегда рискуешь встретиться с неприятностями, попасть в беду. Но этот неизбежный жизненный риск, во-первых, предопределен самой жизнью, судьбой, от которой не спрятаться, не скрыться. С другой стороны, он обычно невелик, особенно если человек осторожен.

    Другое дело - риск предпринимателя. На такой риск приходится идти по собственному выбору, сознательно, преднамеренно, ибо предпринимательство, бизнес по своей природе связаны с повышенным риском. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск, но избавиться от него целиком не представляется возможным. В особенности обострение рисковой ситуации связано с распространением рыночных отношений, ибо рынок вносит высокий уровень неопределенности, непредсказуемости условий, последствий, результатов бизнес-сделок.

    Хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, придется иметь дело с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным результатом. Гарантий никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает риск. Более того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.

    О неотделимости предпринимательства от риска говорится в самом определении бизнеса. Но это вовсе не означает, что риск есть что-то неуправляемое, непознаваемое, не зависящее от характера действий предпринимателя. Прежде всего, следует усвоить хотя бы простейшие знания и представления о риске.

 

     1. Что такое риски. Классификация.

    В экономической литературе подчеркнуто, что важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска как на стадии создания собственного дела, так и в течение дальнейшего функционирования предприятия.

    Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

    Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

    В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

    К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).

    К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски, риск, связанный с приемкой товара покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя); инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск, биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).

    В приведенной группировке названы не все виды рисков. В нашей действительности нужно учитывать риск инфляционный (вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса), риск несбалансированной ликвидности (опасность потерь в случае неспособности банковского учреждения покрыть свои обязательства по пассивам банка требованиями по активам), риск ценовой (риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок).

    Из всего многообразия рисков особо следует обратить внимание на хозяйственный или предпринимательский риск. Этот риск, возникающий при любых видах деятельности, связан с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, коммерцией, финансовыми операциями и осуществлением различных проектов.

    С принятием нового закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ реальным становится риск банкротства1. Он возникает в результате неправильного выбора объекта для вложения капитала, полной потери собственником своего капитала и неспособности хозяйствующего субъекта рассчитаться по взятым на себя обязательствам. В указанном законе несостоятельность (банкротство) рассматривается как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей2.

    В книге «Курс экономики» под редакцией Б. А. Райзберга указано, что предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов. И другое важное обстоятельство, которое нужно учитывать: этот вид риска характеризует вероятность отклонения от цели, конечного результата, которые были определены при разработке плановых показателей3.

    Каждому известно, что риск - это опасность. Говоря о предпринимательском, хозяйственном риске, имеют в виду опасность понесения предпринимателем ущерба, убытков, потерь. При этом имеются в виду прежде всего потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время. Ведь трудовые потери и потери времени наносят очевидный ущерб результатам предпринимательской деятельности. Исходя из высказанных соображений приходим к определению риска.

    Под хозяйственным, предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.

    Определяя понятие «риск», пришлось использовать такие общеупотребительные слова, как «потери», «убытки», «ущерб». Применяя эти слова к экономике, надо разобраться, что же под ними понимается. Казалось бы, чего тут разбираться, потери есть то, что мы имели и что от нас ушло. Но ведь в экономике есть слова «расходы», «издержки», «затраты», тоже означающие то, что было и что ушло. Скажем, повар готовит обед и расходует различные продукты. Понятно, что такие затраты не есть потери, они заранее предусмотрены. Но если у него случайно что-нибудь подгорело, пропало, то окажется, что сверх требуемых для приготовления обеда, например 1 кг мяса 1,5 кг. Так вот, 1 кг - это расход, а 0,5 кг - это потери.

    Или, например, предприниматель задумал печатать книги и продавать их по цене 100 рублей за штуку. Но на рынке продаж случайно сложились неблагоприятные условия, спрос на книгу оказался ниже ожидаемого, и пришлось продавать их по цене 90 рублей за книгу. В результате предприниматель теряет 10 рублей дохода на каждой книге.

    Так что предпринимательский риск характеризуется как опасность непредвиденного, нерассчитанного расхода ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

    Подчеркнем еще раз, что при установлении предпринимательского риска надо различать понятия «расход» и «убытки», «потери». Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных. К убыткам следует относить и любые расходы, не приносящие эффекта, целесообразного результата.

    Существует также вид экономических потерь, которые именуют «упущенными возможностями».

    Вполне возможна ситуация понесения морального ущерба, в итоге которого предприниматель теряет свой имидж, а иногда и здоровье. В судебной практике встречаются случаи, когда потери, связанные с моральным ущербом, суд принуждает возместить пострадавшему в денежной форме.

    По данным выборочного обследования 200 малых предприятий из 30 регионов страны, проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации в четвертом квартале 1996 года были названы следующие факторы, ограничивающие рост производства в промышленных предприятиях (в процентах от общего числа респодентов): неплатежеспособность потребителей - 80, недостаток собственных средств - 79, недостаток рынков сбыта - 50,5, нехватка сырья и материалов - 43, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий - 29, дефицит инвестиций - 26, изношенность оборудования - 32, нехватка заемных и кредитных средств - 184.

    Определенный интерес представляет информация об угрозах для ведения бизнеса в России5.

    Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации обследовал в 1999 году 2119 предприятий розничной торговли в 18 регионах страны. Результаты исследования показали, что основными факторами, препятствующими нормальной работе торговых предприятий, являются (в процентах от общего числа обследованных предприятий): высокий уровень налогов - 83; недостаток собственных средств в расчетах - 59; недостаточный платежеспособный спрос - 55; высокая арендная плата - 33; высокие транспортные расходы - 30; недостаточный ассортимент - 106.

Информация о работе Предпринимательский риск и методы его снижения