Признаки и порядок установления кризисности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что же такое банкротство? Каковы его признаки?

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Признак и порядок установления банкротства предприятия…………………..4
2. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур………………6
3. Ликвидация обанкротившихся предприятий…………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Атикризисное управление.docx

— 37.97 Кб (Скачать)

С момента открытия конкурсного  производства не допускается отчуждение имущества должника и погашение  его обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом. Сроки  исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Прекращается начисление неустойки по просроченным обязательствам. Все претензии к  должнику должны быть предъявлены в двухмесячный срок.

Конкурсный управляющий  проводит оценку активов должника и  размеров его долга и определяет конкурсную массу. В целях защиты интересов кредиторов он вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действия  должника, совершенные до признания его несостоятельным (банкротом), по основаниям, указанным в законе.

Например, если действия должника были направлены на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов и  совершенных в течение 6 месяцев  со дня возбуждения производства по делу о банкротстве предприятия  при условии, что в момент их совершения предприятие уже было фактически несостоятельным, а также независимо от этого срока, если эти действия были совершены должником с намерением причинить ущерб другим кредиторам и кредиторы, в пользу которых совершались такие действия, знали об этом намерении должника.

Другое основание заключается  в действиях должника, направленных на удовлетворение требований отдельных  кредиторов из числа тех кредиторов из числа тех кредиторов, срок удовлетворения требований которых наступил в то время, когда предприятие уже  было фактически несостоятельным и стороны об этом знали.

Конкурсным управляющим  производится продажа имущества. Закон  охраняет залоговые права. Устанавливается, что платежи кредиторам-залогодержателям не приостанавливаются по открытии конкурсного производства; имущество, являющееся предметом залога, не включается в конкурсную массу; обязательства, обеспеченные залогом, погашаются вне конкурса из имущества должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования предприятия-должника. Для удовлетворения остальных требований установлена специальная очередь. В частности, погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет относится к третьей очереди, а удовлетворение требований конкурсных кредиторов - к четвертой.

Требований кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности  конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными считаются такие  претензии, не признанные конкурсными  управляющими, если кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если арбитражный суд признает иски кредиторов необоснованными.

После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о  своей деятельности, который подлежит утверждению арбитражным судом.

Предприятие-должник считается  ликвидированным с момента исключения его из соответствующего государственного реестра, что делается на основании  вынесенного арбитражным судом  определения о завершении конкурсного производства.

Федеральный закон допускает  возможность урегулирования отношений  посредством мирового соглашения. Оно  заключается между предприятием-должником  и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу, однако только в отношении требований четвертой и последующих очередей (всего семь очередей) и может  исходить из рассрочки или отсрочки платежей или скидки с долгов, причитающихся с кредиторами.

Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом  и считается принятым, если за его  заключение высказалось две трети (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. В течение двух недель после его  утверждения арбитражным судом  кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее 35% суммы долга. Мировое соглашение может быть признано недействительным по искам кредиторов либо при определенных условиях расторгнуто арбитражным  судом. В этих случаях производство по делу о признании предприятия  несостоятельным (банкротом) возобновляется.

В целях охраны интересов  заинтересованных лиц ФЗ устанавливает, что считаются неправомерными нарушения, связанные с умышленными действиями должника, собственника предприятия-должника, кредиторов или иных лиц до открытия конкурсного производства либо в  его процессе, наносящие ущерб  должнику или кредиторам. К таким  действиям относятся действия, попадающие под понятия преднамеренного  или фиктивного банкротства. Под  этим понимается преднамеренное увеличение руководителем или собственником  предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию, заведомо некомпетентное ведение дел. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предпринимателем о своей несостоятельности с целью введению в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

В Законе содержится перечень других неправомерных действий. В  их числе, сокрытие части имущества  должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей  в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному  управляющему должником его имущества.

Этот вид процедур позволяет  без обращения в арбитражный  суд решать путем переговоров  должника с кредиторами вопросы  продолжения деятельности предприятия-должника либо его добровольной ликвидации. От мирового соглашения внесудебные  процедуры отличаются тем, что мировое  соглашение может иметь место  уже после возбуждения в арбитражном  суде дела о банкротстве предприятия, в то время как внесудебные  процедуры реализуются не только до обращения в арбитражный суд, но и в процессе его.

Результатами внесудебных  процедур (переговоров), могут быть достигнуты договоренности между должником и большей частью кредиторов об отсрочке и рассрочке причитающихся кредиторам платежей и скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника, либо добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей банкротстве. Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Ликвидация осуществляется конкурсным управляющим. Но за кредиторами сохраняется право назначить другого управляющего. На последнего возлагаются созыв собрания кредиторов и регулярное представление им отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.

После назначения конкурсного  управляющего должник не вправе удовлетворять  требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований, обеспеченных залогом, и привилегированных  кредиторов. Порядок удовлетворения требований кредиторов аналогичен порядку, действующему в конкурсном производстве при принудительной ликвидации предприятия-должника. Решение о завершении ликвидации принимается собранием кредиторов. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

 

3. Ликвидация обанкротившихся  предприятий.

 

 Предприятие-должник  объявляется банкротом, если меры о процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим  законодательством осуществляет общее  управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота  по балансовой стоимости. Такая  оценка производится на основе  полной инвентаризации имущества предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота  по рыночной стоимости. В этом  случае имущество предприятия-банкрота  подлежит реализации с целью  удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно  оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной  массы. Основу для формирования  ликвидационной массы составляет  все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных  форм продажи имущества. Решение  об этом принимает ликвидационная  комиссия по согласованию с  собранием кредиторов. Этот выбор  основывается на получении максимально  возможной суммы средств от  реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения  претензий кредиторов. Эта процедура  наиболее сложная в процессе  осуществления ликвидационных процедур  при банкротстве. Источником обеспечения  такого удовлетворения претензий  являются средства, вырученные от  продажи имущества должника. Сумма  этих средств распределяется  в определенной очередности. В  первую очередь возмещаются расходы:

- арбитражного суда;

- ликвидационной комиссии;

- распорядителей имущества;

- удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства  перед:

- работниками предприятия-банкрота;

- удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

- требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

- требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

- прочих требований.

Требования каждой последующей  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности  средств от продажи имущества  для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии  удовлетворяются пропорционально  причитающейся каждому кредитору  сумме;

6. Разработку ликвидационного  баланса ликвидационной комиссией  после полного удовлетворения  всех требований кредиторов и  подачу его в арбитражный суд.  Если по результатам ликвидационного  баланса не осталось имущества  после удовлетворения требований  кредиторов, арбитражный суд выносит  постановление о ликвидации юридического  лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота  достаточно имущества для удовлетворения  всех требований кредиторов (достаточно  с позиций законодательства для  его функционирования в данной  организационно-правовой форме), оно  считается свободным от долгов  и может продолжать свою предпринимательскую  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предприятие считается банкротом  после признания факта о несостоятельности  арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем  банкротстве и ликвидации, которая  осуществляется в процессе конкурсного  производства. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным  судом по месту нахождения предприятия-должника. Обращение в арбитражный суд  возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму  не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Предприятие-должник объявляется банкротом. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Москва, 2007 г.

2. Антикризисное управление: Учебник , под ред. Э.М. Короткова, ИНФРА-М, Москва, 2003 г.

3. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению , под ред. Г.П. Иванова, ЮНИТИ, Москва, 2005 г.

4. Антикризисное управление: Учебное пособие // рук. авт. колл. проф. И.К. Ларионов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

5. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление. Москва: ЮНИТИ, 2009 г.

 

 


Информация о работе Признаки и порядок установления кризисности предприятия