Региональная антикризисная политика 2008-2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:48, реферат

Описание работы

РАЗВИТИЕ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

II. РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     На  региональном уровне проводилась единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются:

     - обеспечение сбалансированности  региональных и местных бюджетов с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;-

       - содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

     Поддержание сбалансированности бюджетной системы  обеспечивалось как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне, включающей в себя:

     - оптимизацию бюджетных расходов и реструктуризацию бюджетной сети;

     - пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от «необязательных» капитальных вложений;

     - недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам;

     - отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов [2]. 

     Предоставление  поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  будет осуществлялось с учетом:

     - реализации принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета;

     - совершенствования существующего механизма предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов.  В настоящее время на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей [3].

     Повышение эффективности трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации планировалось за счет перевода органов внутренних дел на финансирование только из федерального бюджета

     Важнейшими  направлениями антикризисной политики региональных властей стали реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан, а также  поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержку агропромышленного, строительного комплексов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержку предприятий регионального значения и т.д.).

     Субсидии  из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ содействия занятости населения и по социальной поддержке безработных граждан направлялись на проведение следующих мероприятий:

     - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

     - организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

     - оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

     - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан [2].

     Программы гармонизированы с мероприятиями, осуществляемыми субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в рамках реализации делегированных полномочий.

     Также оказывалась дополнительная поддержка субъектам Российской Федерации, у которых наиболее остро выражены кризисные явления на региональных рынках труда, в том числе через формирование резервов в рамках общего объема субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, для его распределения между регионами с учетом состояния региональных рынков труда на софинансирование программ повышение занятости населения.

     Такой резерв уже предусматривал, например, в рамках субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С учетом состояния регионального рынка труда осуществлено распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования. 

     В рамках государственной поддержки реального сектора экономики на региональном уровне в целях сохранения рабочих мест реализовались следующие меры:

     - субсидирование процентной ставки по кредитам предприятий реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 69 регионах);

     - предоставление государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики (данная мера предусмотрена в 57 регионах).

     Одновременно  с этим, субъекты Российской Федерации  предусматривали мероприятия, направленные на минимизацию административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки [4] .

     Представлялись также крайне важной организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая включала как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов.

     Мероприятия по поддержке агропромышленного  комплекса, реализующегося в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривали предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

     В части оказания государственной  поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса:

     - в большинстве субъектов Российской Федерации предпринимались меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Так, во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в целях обеспечения условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений в 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты;

     - регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства. 36 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок, в 27 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения;

     - практически все субъекты Российской Федерации заявили о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России [2].

     Поддержка строительного комплекса осуществлялась путем предоставление регионам средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда. Общий объем средств, предусмотренный для предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счёт средств Фонда в период с 2008 по 2011 год, составит 240 млрд.рублей.

     В счет этой суммы в качестве антикризисных мер были приняты решения о выделении средств Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья по 124 заявкам 78 регионов на общую сумму 55,02 млрд.рублей.

     Выделение указанных финансовых ресурсов позволил отремонтировать 41,5 тысяч домов, улучшив условия проживания 6,1 миллионов человек, и расселить 2004 аварийных дома, где проживает 33,7 тысяч человек. С участием средств Фонда в настоящее время отремонтированы и ведётся капитальный ремонт в 34 639 домах (84% от заявленных к ремонту), в том числе завершен ремонт 28 292 домов в 70 субъектах Российской Федерации, ведется капитальный ремонт 6 347 домов в 62 субъектах Российской Федерации. При этом 17 субъектов Федерации полностью выполнили свои программы капитального ремонта на 2008 год.

     По  программе переселения граждан  из аварийного жилищного фонда расселены 253 аварийных дома, в которых проживало  5 922 человека.

     В целях реализации антикризисных  мер, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях экономики, Фондом с 10 декабря 2008 г. осуществлялось предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья. По указанной программе одобрена 51 заявка на сумму 20,6 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации - 28,8 млрд. рублей). Это позволит переселить 62 465 человек в 23 071 квартиру [3] .

     29 субъектов Российской Федерации  размещали заказы на приобретение квартир на общую сумму 17,8 миллиардов рублей. Итоги размещения подведены в 20 субъектах Российской Федерации, где заключены государственные контракты на приобретение 7 895 квартир на сумму 11,9 миллиардов рублей. Средства в объеме 3,8 миллиарда рублей из уже перечислены застройщикам.

     Всего в настоящее время в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ  участвуют 79 субъектов Российской Федерации. Общий объём осваиваемых финансовых средств с учётом долевого финансирования регионов составляет 116,0 миллиардов рублей. Реализация региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 миллиона человек.

     Усилия  по поддержке реального сектора  экономики были сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций.

     В дополнение к общей политике поддержки  регионов в условиях кризиса Правительство  уделил особое внимание проблемам регионов со сложными условиями ведения экономической деятельности - Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока. В отношении этих регионов были реализованы дополнительные меры по предотвращению оттока населения и обеспечению социальной защиты граждан.

     Одним из приоритетов региональной бюджетной  политики было обеспечение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. В текущей экономической ситуации были приняты все меры по недопущению сокращения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и системы обязательного медицинского страхования на бесплатную медицинскую помощь, и при этом, обеспечить в полной мере выполнение требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

     В условиях недостатка доходов бюджетов территориальных фондов обязательного  медицинского страхования особую важность приобретает исполнение в полном объеме обязательств субъектов Российской Федерации в части страхования неработающего населения [2] .

     Таким образом, антикризисная Программа  Правительства РФ нацелена не только на системное блокирование кризисных  явлений, но и ориентирована на развитие производственно-экономического, социального, интеллектуального потенциалов страны. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Региональная антикризисная политика 2008-2010 года