Роль государства в антикризисном управлениии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…….. 5
Мировая экономическая политика…………………………………5
Функции государства в антикризисном управлении………….….6
Способы государственного регулирования кризиса……………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

      - Финансовое регулирование. Это  управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

      Задачи  и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода, а именно:

      1) использование бюджетной политики  для реализации мероприятий экономических  реформ;

      2) обеспечение минимальной в условиях  кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

      3) разрешение, смягчение острых социальных  противоречий, возникших в результате  реформ;

      4) развитие новых отношений бюджетного  федерализма. [4]

      Бюджетная политика реализует общие цели. Это  концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

      Глубина и продолжительность кризиса  в стране зависят от, во-первых, просчетов  в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствия четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорирования мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков.

      Механизм  корректировки денежных процессов  сложен. Поэтому главный акцент в  монетарной политике делается на регулировании  предложения денег, т. е. на ускорении  или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит косвенный характер.

      В развитых странах денежная масса  состоит преимущественно из кредитных  денег, т. е. денег, выпускаемых в  обращение по каналам кредита  и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота. В России дефицит финансового капитала.

      Существуют  несколько программ выхода из кризисной  ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать  привлечение новых накоплений граждан  в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей. [5]

      Указанные способы регулирования имеют  преимущества и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга и он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не используют.

      Подавить  истоки напряженности и снизить  остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики.

      В первую очередь - агропромышленный комплекс: переработка, торговля, вложения в сельское хозяйство. Сельское хозяйство должно получать средства от компаний работающих в сфере переработки и торговли.

      Специфика ценового регулирования обусловлена  тем, что высокие цены на ресурсы  обусловлены не монополизмом товаропроизводителей, а разросшейся сферой промежуточных звеньев и высокими налогами. С названными выше тесно связана проблема незначительного участия бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. [5]

      - Производство. Преодоление кризисного  состояния требует создания материальной  основы для повышения уровня  жизни населения страны. Обеспечить  решение этой задачи может  только государство. Никакой другой  институт не в состоянии добиться  необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

      Политика  государства направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности. Среди простаивающих мощностей, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, искусственного сокращения платежеспособного спроса. Процесс реанимации потребует серьезных организационных усилий и времени. В социальном аспекте загрузка производственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы и преступности в стране.

      Государственное регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие  принципы: обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; социально-экономическая направленность; сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения; адресный характер мероприятий; система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно- производственного и интеллектуального потенциала; широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга. [3]

      Ключевым  звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сделать такие выводы: антикризисное поведение предприятий отличается от действий, которые эффективны в стабильных условиях развития экономики; в промышленности уже созданы различные модели антикризисного менеджмента.

      - Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. Из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает, когда потребность в социальной защите резко возрастает.

      В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать  регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже минимального уровня доходов.

      Цель  социального страхования – оградить граждан от резкого снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов –  обеспечить каждому человеку возможность  фактически перераспределять собственный доход. Таким образом, если не будет политики выравнивания доходов, возникнут последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения – значительное снижение жизненного уровня. Государство не предпринимает серьезных усилий для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура. Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране должно находиться в соответствии с социальными целями. В кризис актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействием на социально-экономические процессы. Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и избегать возможных антисоциальных последствий игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Разнообразие  кризисов порождает разнообразие процессов  антикризисного управления. Государственное  антикризисное регулирование является базой для принятия антикризисных  программ в организациях и его главными задачами на современном этапе являются:

      - совершенствование законодательства  о банкротстве (расширение использования  различных инструментов финансового  рынка, уточнение процедур банкротства,  в частности, финансового оздоровления, изменение подходов к подготовке кризисных управляющих);

      - разработка программ поддержки  для различных типов неэффективно  работающих организаций, применение  специфических мер регионального  антикризисного регулирования и  контроля (обеспечение мультипликационного эффекта за счет помощи ключевым производствам.

      Рассматривая  вопрос, связанный с заключением  и реализацией мировых соглашений между кредиторами и должниками, удалось выяснить основные понятия, цели, сроки и последствия введения процедур, а так же права и обязанности арбитражных управляющих в рамках каждой процедуры его применения в процессе антикризисного управления.

      Стоит отметить, что именно благодаря мировым соглашениям удалось обеспечить в равной степени защиту экономических прав кредиторов и должников, достичь реального баланса интересов между всеми группами кредиторов. Заключение мировых соглашений и их утверждение в арбитражных судах сделало возможным погашение задолженности перед каждой из категорий кредиторов на значительно лучших условиях, чем при ликвидации предприятий, банков. 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анализ  финансовой отчетности: Учебно-методический материал для студентов высших учебных  заведений / Сост.: Тришкина Н.А., – М.:МИЭМП, 2005. – 38 с.
  2. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие.- Ростов н/Дону: издательский центр”МарТ”, 2002.-176 с.
  3. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия.- М. Учебное пособие.2005 -160с.
  4. Учебное пособие. Учет, анализ и финансовый менеджмент. Под ред. Ковалев В.В, Ковалев Вит. – М. 2006 -688с.
  5. Финансовый анализ. Методы и процедуры. В.В. Ковалев. - М.: "Финансы и статистика", 2002.-560 с.
  6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008))

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлениии