Сущность кризиса на туристском предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Все чаще неплатежеспособность и последующие серьезные финансовые затруднения российских туроператоров становятся предметом обсуждения как в бизнес среде так и в прессе, а антикризисный менеджмент предметом аналитики, изучения, и инструментом для внедрения в компании с целью предотвратить возможность появления кризисной ситуации. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия антикризисного управления
1.1. Анализ причин
1.3. Универсальные средства
2. Смена ориентации
3. Рассмотрение кризисной ситуации
3.1 Вступление
3.2 Суть кризисной ситуации и принятые меры по её разрешению
3.3. Предложения
4. Авторитетное мнение (Теория управления в кризисной ситуации Э. Грува (Intel))
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.99 Кб (Скачать)

     Российская  международная академия туризма

     Факультет   менеджмент гостеприимства

     Кафедра   менеджмент организации  
 
 
 

      КУРСОВАЯ РАБОТА

     по  учебной дисциплине

     «Антикризисное управление»

     на  тему: «Сущность кризиса на туристском предприятии» 
 
 

     Выполнила: Студентка 6 курса группы В-09 Г

     Ракитянская В.В.

                                                                                                                 
 

Работа  сдана на кафедру «______»_______________2012г.

                              Работу принял: Зарецкий В.М

                                               
 

Москва,2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные понятия  антикризисного управления

1.1. Анализ причин

1.3. Универсальные  средства

2. Смена ориентации

3. Рассмотрение  кризисной ситуации

3.1 Вступление

3.2 Суть кризисной  ситуации и принятые меры по  её разрешению

3.3. Предложения

4. Авторитетное  мнение (Теория управления в кризисной  ситуации Э. Грува (Intel)) 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Все чаще неплатежеспособность и последующие  серьезные финансовые затруднения  российских туроператоров становятся предметом обсуждения как в бизнес среде так и в прессе, а антикризисный менеджмент предметом аналитики, изучения, и инструментом для внедрения в компании с целью предотвратить возможность появления кризисной ситуации. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий. На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление». Под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.  Под «антикризисным управлением» понимается также, такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

   В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое  понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать  и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в  таком случае любое вновь создаваемое  предприятие изначально будет нуждаться  в антикризисном управляющем, поскольку  данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать. 
 

1. Основные понятия  антикризисного управления

     Кризисное состояние финансов в компании требует  от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий с целью преодоления  сложившейся ситуации. В условиях внутреннего кризиса менеджмент предприятия приобретает целый  ряд особенностей по сравнению с  нормальным состоянием и стабильной деятельностью компании. Правильное использование доступных средств  и разработка необходимых в конкретной ситуации действий могут позволить  перейти от спада к развитию и  запланированному темпу роста финансовых показателей.

“Krisis” - в переводе с греческого - решение, поворотный пункт или исход. Экономический кризис в компании означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и т. д. Таких показателей существует огромное множество. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса).

     При этом следует также сделать оговорку, что речь идет о реальной (управленческой) прибыли. Наличие бухгалтерских  или “налоговых” убытков не обязательно  означает тяжелое финансовое положение. Иногда напротив: формальные убытки выступают  дополнительным источником доходов, возникающих  за счет экономии на налогах.  

1.1. Анализ причин

Первое, что подлежит изучению в кризисной  ситуации - это ее причины.

  1. Исторический анализ. Начинать поиск “корня всех бед” на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных (наиболее значимых) показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли (или начали себя проявлять) отрицательные факторы. После того как “переломный” момент в безоблачной финансовой жизни компании обнаружен, следует выяснить, что же такого необычного произошло в этот период времени.
  2. Структурный анализ. Валовой финансовый результат компании представляет собой некоторую сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, различных подразделений, товарных групп и так далее (так называемые центры рентабельности). Иногда, для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.
  3. Классификация факторов. Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:
    • злоупотребления со стороны менеджеров или персонала;
    • изменение рыночных условий;
    • давление конкурентов;
    • деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов;
    • введение новых законов или других нормативных актов, включая международные соглашения;
    • изменения в политической ситуации (перераспределение власти);
    • стихийные бедствия и т. д.

Следует отметить, что каковы бы ни были конкретные “видимые” причины ухудшения  финансового состояния, первопричиной  любого кризисного положения остаются действия или бездеятельность высшего  руководства (менеджмента) компании. Другими  словами, изначальная причина потери финансов всегда субъективна. Так, например, если предприятие понесло убытки в результате пожара или наводнения, то ответственность, в первую очередь, лежит на том, кто вовремя не получил  соответствующий страховой полис  и т. д. Однако ошибки менеджеров так  же неизбежны, как и “дождь в плохую погоду”. Поэтому анализ причин кризисного состояния, по сути, представляет собой  поиск таких ошибок.

Кому  поручить. Для установления причин, приведших компанию к кризисному состоянию, необходимо создать аналитическую группу, участники которой должны быть подчинены только непосредственно собственникам компании. Создание такой аналитической группы наиболее целесообразно проводить с привлечением независимых аудиторов, бизнес-консультантов и других “профильных” специалистов. При этом специалисты и высшие должностные лица компании, чья деятельность и будет проверяться, должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов, предоставляя им всю необходимую информацию и обеспечивая максимально благоприятные условия для работы. Именно поэтому такая аналитическая группа должна иметь особый статус и достаточно широкие полномочия, закрепленные за нею приказом руководителя или решением учредителей.

Специфика управления компанией в условиях внутреннего финансового кризиса  состоит в необходимости использования  методов и подходов в управлении, которые значительно отличаются от руководства в нормальных условиях. Антикризисное управление не должно сводиться только, например, к простому повышению производительности труда, сокращению издержек, поиску новых рынков приложения капитала, расширению или сужению ассортиментных линий, повышению качества продукции и менеджмента, реструктуризации активов и пассивов компании, совершенствованию маркетинговой политики и т. д. Все эти задачи необходимо решать постоянно, независимо от того, в каком положении находится компания. Антикризисное управление требует от менеджеров проведения необычных и нетрадиционных (а иногда даже и неприемлемых) для нормального состояния мероприятий. Состав и набор таких средств конечно же зависит от тех конкретных причин и ошибок, которые привели к финансовым затруднениям на фирме. Однако основным отличием эффективных антикризисных мероприятий является повышенный риск проводимых операция, который не допустим при обычных условиях.

1.3. Универсальные средства

В связи  с тем, что на выяснение и анализ основных недостатков в компании может быть затрачено значительное время, некоторые антикризисные  мероприятия должны быть начаты еще  до установления конкретных ошибок и  виновных.

“Ручное управление”. Как правило, отсутствие в компании ожидаемых финансовых результатов связано с недостатками во внутреннем контроле или неадекватностью мотивационных рычагов управления персоналом или структурными подразделениями. Чтобы избежать дальнейшей утечки финансовых и материальных ресурсов, необходимо максимально централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, а также связаны с перемещением персонала (прием на работу, увольнение, внутренняя ротация кадров). Данный процесс, по сути, носит характер ределегирования полномочий, что означает максимальную концентрацию власти на предприятии в руках реальных собственников или их уполномоченных представителей.

Отчетность. На сегодняшний день ни одна из крупных компаний не обходится без внутренней (управленческой) отчетности, которая позволяет неформально оценивать движение активов и пассивов предприятия, а также несет в себе информацию об основных показателях деятельности. В условиях финансовых затруднений особо остро встает вопрос о содержании такого рода отчетности. В большинстве случаев возникает необходимость кардинального пересмотра принятых форм внутренней отчетности, ее приоритетных показателей и методики их расчета. Известно множество случаев, когда оценка работы отдельных сотрудников или структурных подразделений производится исходя из объемов реализации или других валовых (количественных) показателей, которые зачастую лишены качественных оценок. При этом валовой доход может определяться по количеству отгруженной покупателю продукции без учета реальных платежей или возвратов и т. п. Чтобы избежать подобных, во многом недостоверных оценок деятельности менеджмента, необходимо принять отчетность, основанную на объективной информации о выполненной работе. Для этого, в первую очередь, следует рассматривать показатели движения денежных потоков и уровень оплаченной прибыли (рентабельность). Только эти отчетные показатели способны дать реальную оценку деятельности того или иного центра рентабельности и компании в целом.

Детализация. Отчеты крупных подразделений или территориально разобщенных структурных филиалов компании, которые, как правило, обладают достаточно высокой степенью автономности, на период кризиса должны содержать максимальное количество оперативной информации обо всех существенных изменениях в структуре балансовых и финансовых показателей. Введение системы оперативного (ручного) управления и контроля над движением материальных ресурсов в период экономического коллапса в компании должно быть основано на более детальной информации об управляемых объектах. Наличие такой детализации позволит не только быстро реагировать на нежелательные явления в централизованном порядке, но и своевременно даст необходимые данные о подразделениях их непосредственному начальству.

Сжатие  во времени. Безусловно, что для достаточно крупного или разветвленного бизнеса полностью “узурпировать” принятие всех управленческих решений в одних руках не представляется возможным. Поэтому в период кризиса необходимо ввести наиболее короткие периоды предоставления внутренней отчетности в компании. Так, если в больших компаниях зачастую отчеты о работе внутренних подразделений или филиалов (балансы, бюджеты, ведомости о проведенной работе, состоянии задолженности и т. д.) подаются ежемесячно или по квартально, то в условиях кризисной ситуации периодичность такой отчетности должна быть сведена к декаде или неделе, а при необходимости - к более коротким временным отрезкам.

Первый  секвестр. Сокращение плановых (бюджетных) расходов в компании и ее обособленных подразделениях на первом этапе принятия антикризисных мер не должны носить тотального характера. Множество текущих расходов, по-прежнему, остаются жизненно важными, а их сокращение в любой ситуации может иметь необратимые последствия. Поэтому на первом этапе наиболее целесообразно сокращать (или замораживать) расходы, связанные с развитием долгосрочных направлений: научно-исследовательские разработки, капитальное строительство, перспективный маркетинг и другие подобные вложения, окупаемость которых превышает один год. Относительно кадровой политики во время неудач в компании следует отметить, что до обоснования причин кризисного состояния не должны проводиться массовые увольнения или ротация кадров. В этот период целесообразно приостановить только прием на работу новых специалистов.

Финансовый  кризис в компании означает не просто наличие каких-то локальных упущений или недочетов в работе менеджеров - он выступает, как правило, результатом  системной ошибки в планах развития бизнеса, рыночной стратегии или  других первоначальных представлениях глобального характера. Случай, связанный  с недобросовестностью или злоупотреблением служебным положением в данной статье мы не рассматриваем.

Информация о работе Сущность кризиса на туристском предприятии