Упарвление дебиторской задолжностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:20, реферат

Описание работы

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Содержание

1) Введение
2) Образование дебиторской задолженности
3) Формирование кредитной политики (скидки при срочной оплате, сезонная датировка).
4) Стандарты кредитоспособности. Пять факторов кредита.
5) Политика инкассации. Другие факторы, влияющие на кредитную политику
6)Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования
7) Заключение
8) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сдавать фин менеджмент.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


Содержание:

1) Введение

2) Образование дебиторской задолженности

3) Формирование кредитной политики (скидки при срочной оплате, сезонная датировка).

4) Стандарты кредитоспособности. Пять факторов кредита.

5) Политика инкассации. Другие факторы, влияющие на кредитную политику

6)Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования

7) Заключение

8) Список использованной литературы

 

 


Введение

 

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой полити­ки предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финан­сового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевре­менной индексации долга.

В условиях формирования рыночной экономики России предприятия и организации с разными формами собственности получили широкую самостоятельность в вопросах обеспечения их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д.

Дебиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов предприятия с контрагентами и является их составной частью. Основной вид взаимных долговых обязательств имеет место при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.

Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и  выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.

Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала.

В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров, что особенно важно в условиях становления рыночных отношений.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

 

 

 


Образование дебиторской задолженности.

Сумма средств находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами: 1) объемом реализации 2) средним промежутком времени между реализацией и получением выручки. Например, предприятие начало работу 1 января и реализовало продукцию в кредит на 10000 рублей. На таких условиях будет осуществляться реализация  каждый из последующих дней. Для оплаты покупателям предоставляется срок 10 дней. К концу первого дня величина дебиторской задолженности будет равна 10000 руб. , второго - увеличится до 20 000 руб., а на 10 января составит: 10*10000 руб. = 100 000 руб. 11 января задолженность увеличится на 1000 руб., но в этот же день поступит выручка за товары, проданные 1 января, что сократит дебиторскую задолженность на 1000 руб. Общая сумма задолженности изменится и останется на уровне 100 000 руб. Величина дебиторской задолженности с момента, когда операции предприятия достигнут постоянного уровня, равна ежедневному объему реализации в кредит, умноженному на срок предоставления кредита.

Таким образом, величина дебиторской задолженности зависит от уровня реализации в кредит и от срока, на который этот кредит предоставляется; при этом увеличение дебиторской задолженности должно быть каким-либо способом профинансировано. Существуют, например, финансирование дебиторской задолженности при помощи банковского кредита и другие способы.

Контроль состояния дебиторской задолженности.

Если оплата товара производится немедленно - прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, прибыль лишь числится в балансе, фактически же её не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, производится для того, чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить цену акции, но только до тех пор, пока такие действия не приведут к снижению реальной прибыли.

Распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения. Представляет собой группировку счетов к получению по срокам их возникновения. Они могут подразделяться по периодам: 0-10 дней, 31-60 дней, свыше 60 дней. Классификация составляется не на основе агрегированных данных финансовой отчетности, а с использованием подробной информации текущего учета дебиторов. Если учет  автоматизирован, то с помощью компьютера легко определить срок возникновения задолженности на основе каждого конкретного счета, и составит их классификацию.

Оценку дебиторской задолженности с позиции платежной дисциплины. Начинается с оценки состояния и динамики её оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведет к увеличению затрат, связанных с дебиторской задолженностью, с возможностью использовать эти средства в данный момент. Кроме того, замедление оплаты служит сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, об увеличении доли сомнительных долгов, вероятность которых невелика. Но изменения объема реализации, сезонные колебания затрудняют анализ дебиторской задолженности, так как она изменяется, даже если платежное поведение клиентов осталось прежним. Для преодоления этих затруднений был разработан подход с позиции платежной дисциплины, который помогает выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов независимо от изменения объемов реализации. Этот подход нацелен на выявление изменений платежного поведения клиентов. Наиболее простым и действенным инструментом, который может быть использован для этого, является ведомость непогашенных остатков.

             


Формирование кредитной политики.

Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:

       срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

       стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);

       скидки предоставляемые за оплату в более ранние сроки; эти льготы включают сумму скидки и период, в течение которого ими можно воспользоваться;

       процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.

При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.

В сезонном бизнесе продавцы часто используют датировку для того, чтобы побудить покупателей сделать свои заказы до наступления пика реализации. Производитель газонокосилок может устанавливать сезонные датировки (seasonal dating), означающие, что любая поставка зимой или весной может быть оплачена после наступления лета. Досрочные заказы приносят выгоду продавцу, который может правильно оценить спрос и более эффективно организовать свое производство. Кроме того, продавцу не нужно помешать свою готовую продукцию на склад. Преимущество датировки для покупателя состоит в том, что он не обязан оплачивать товар до наступления пика реализации. При этом кредит предоставляется на более длительный, чем обычно, срок.

Не стоит забывать о том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.

Таким образом, в целях оптимизации политики продаж с отсрочкой платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения и регламенты:

       Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.

       Регламент работы с дебиторской задолженностью.

       Регламент заключения договоров.

       Положение о скидках.

       Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.

       Формы договоров.


Стандарты кредитоспособности. Пять факторов кредита.

 

При оценке кредитной политики необходимо учитывать пять основных факторов:

       1. Эффект доходов. Если компания предоставляет кредит, то произойдет задержка в получении дебиторской задолженности, поскольку некоторые потребители несомненно воспользуются преимуществами, данными им торговым кредитом, и заплатят как можно позднее. Однако компания может взыскать с покупателя за предоставление кредита более высокую цену, а также увеличить объем продаж. Суммарные доходы, тем самым, увеличатся.

       2. Эффект издержек. Помимо того, что компания столкнется с задержками в

       получении дебиторской задолженности в случае предоставления торгового кредита, ее издержки по реализации немедленно возрастут. Независимо от того, продает ли компания за наличные средства или в кредит, она в любом случае должна сперва произвести или приобрести товары.

       3. Стоимость долга. Когда компания предоставляет торговый кредит, она должна сначала организовать финансирование будущих поступлений дебиторской задолженности, Тем самым, издержки компании по краткосрочному заимствованию являются фактором, влияющим на предоставление кредита.

       4. Вероятность неплатежа. Когда компания предоставляет торговый кредит, не¬которая часть покупателей, возможно, откажется платить по счетам. Этого, ко¬нечно, не может произойти, если компания продает только за наличные средства.

       5. Денежный дисконт. Если частью условий выделяемого кредита является денеж¬ный дисконт, то некоторые покупатели оплатят свои покупки в короткий про¬межуток времени, чтобы воспользоваться преимуществами предоставленного дисконта.

Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности

претендента на получение товаров фирмы  в  кредит.  После  того  как  фирма

разработала и определила  свои  условия  продаж  в  кредит,  ей  необходимо

произвести оценку каждого отдельного претендента  на  получение  товаров  в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа:  1)  сбор  информации  о претенденте на получение кредита; 2) анализ полученной информации  с  целью определения уровня кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.

Определение  системы  характеристик,  оценивающих  кредитоспособность отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим  критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных  операций  с  покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность  клиента;  объем  и состав чистых активов, которые могут  составлять  обеспечение  кредита  при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.

 

Политика инкассации.

Политика инкассации предусматривает формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Также политика инкассации в основном заключается в построении эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Информация о работе Упарвление дебиторской задолжностью