Управленческий труд и его специфика в условиях антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы было охарактеризовать сущность управленческого труда и его специфику в условиях антикризисного управления.
Задачи для написания работы:
1. Уяснить понятие управления, определить его содержание и формы, раскрыв его через предмет антикризисное управление и как специфический вид человеческой деятельности;
2. Выявить значение и основные функции деятельности менеджера по антикризисному управлению;
3. Выяснить требования, предъявляемые антикризисному менеджеру;

Содержание

Введение 3
Управление, как специфический вид человеческой деятельности 5
Значение и основные функции деятельности менеджера по антикризисному управлению 11
Требования, предъявляемые антикризисному менеджеру 1
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 66.01 Кб (Скачать)

     Возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.

     Определение целей, к которым следует стремиться, как говорят, целеполагание, - самая  трудная и ответственная часть  работы менеджера. Выбор целей зависит  от конкретной ситуации.

     В математических моделях, используемых при управлении, используются различные  виды переменных. Одни из них описывают  состояние системы, другие – выход  системы, т.е. результаты ее работы, третьи – управляющие воздействия. Выделяют экзогенные переменные, значения которых  определяются извне, и эндогенные переменные, используемые только для описания процессов  внутри системы.

     Управляющие параметры – часть экзогенных. Задавая их значения (или изменения  этих переменных во времени), менеджер меняет выход системы в нужную для себя сторону.

     Поскольку невозможно абсолютно точно предсказать  поведение системы под влиянием тех или иных воздействий, приходится изучать устойчивость социально-экономических  моделей, используемых при управлении [8]. Чаще всего вводят случайные воздействия (возмущения), что приводит к замене единственной траектории движения на пучок и снижает эффективность управления. Соответствующая математическая теория хорошо разработана, но достаточно трудна для понимания и применения [9].   

      Одна  из наиболее важных целей, как для отдельного человека, так и для организации – самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность – этот вариант целеполагания. Именно самосохранение, а не максимизация прибыли является основной целью предприятия.  

     Для подразделения внутри организации  обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Например, центральное руководство имеет  целью получить от цеха возможно больше продукции при возможно меньшей  оплате труда. В то время как руководство  цеха желает прямо противоположного – несколько сократить выпуск продукции, но увеличить фонд оплаты труда. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда, а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены. Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до группы стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов – одна из основных задач менеджера. [7].

 

  1. ЗНАЧЕНИЕ  И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

     Кризисы цикличны и в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда когда кризис не наблюдается. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риски и тем, что социально-экономическая система развивается циклично, как было сказано раньше. Меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. [4]. Поэтому значение антикризисного управляющего существенно вырастает.

     Основная  цель руководителя предприятия в  кризисных условиях – не довести  неплатежеспособное предприятие до банкротства, обеспечить его выживание и развитие. Основная задача антикризисного менеджера – разработать и реализовать программу оздоровления и развития. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

     Специалист по антикризисному управлению должен уметь разрабатывать анализ стратегии и понимать цели организации. Основные его объекты анализа системы управления это:

  1. Функции и методы управления, способы принятия управленческих решений.

     Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Можно выделить три функции антикризисного управления: предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса;

  1. Управление видами деятельности: производством продукции, персоналом, финансами, продвижением товаров на рынок, качеством продукции, инвестициями, инновациями;
  2. Организационная структура управления, органы управления. [1].

     Органы  управления в коммерческой организации  можно классифицировать по нескольким параметрам:

  • по количественному составу — различают коллегиальные органы управления (общее собрание, совет директоров и коллегиальный исполнительный орган), состоящие из группы лиц, и единоличный орган управления (единоличный исполнительный орган), являющийся физическим либо юридическим лицом. При этом, однако, общее собрание может быть представлено единственным акционером или участником. В этом случае законодательством предусмотрены облегченные процедурные требования к созыву таких общих собраний и порядку принятия ими решений.
  • по характеру управленческой деятельности — различают стратегические органы управления (общее собрание и совет директоров) и оперативные (исполнительные) органы управления (единоличный и коллегиальный исполнительные органы).
  • по типу лиц, могущих входить в состав того или иного органа, — различают органы, состоящие исключительно из физических лиц (совет директоров и коллегиальный исполнительный орган), и органы, которые могут быть представлены как физическими, так и юридическими лицами (общее собрание, единоличный исполнительный орган).
  • по отрасли права, регулирующей отношения общества с лицами, входящими в состав органов управления, — различают органы управления, деятельность которых регулируется исключительно гражданским законодательством (общее собрание, совет директоров), и органы управления, деятельность которых регулируется как гражданским, так и трудовым законодательством (коллегиальный и единоличный исполнительный органы).

     Если  предприятие находится на стадии банкротства, то основные функции деятельности менеджера по антикризисному управлению:

  1. установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
  2. проведение анализа финансового состояния должника;
  3. определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
  4. определение даты и места проведения первого собрания кредиторов и их уведомление;
  5. получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
  6. составление и ведение реестра их требований;
  7. проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
  8. принятие мер по защите имущества предприятия;
  9. оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
  10. оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
  11. оптимизация финансовых потоков;
  12. управление конфликтными ситуациями;
  13. выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.

     Таким образом, антикризисный управляющий  востребован и его личностные характеристики (рассматриваемые в следующем разделе) имеют значимость и являются многофакторными.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ АНТИКРИЗИСНОМУ МЕНЕДЖЕРУ

     Квалифицированные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего, предписывают ему знания в следующих областях:

       1. Право в объеме «необходимом для работы по антикризисному управлению»;

       2. Основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

       3. Основы теории маркетинга;

       4. Основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;

       5. Основные правила работы с ценными бумагами, банковскими и биржевым законодательством.

       Помимо  вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии АКУ , инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д. Эти курсы составляют ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общеобразовательных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.

       Каждый  этап работы антикризисного управляющего требует специфических навыков, которыми должен обладать менеджер по антикризисному управлению.

       Способности менеджера АКУ можно квалифицировать  по следующим основным группам.

       Первая  группа. Умения необходимые для реализаций антикризисного управления:

  • Умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение цели, умение ставить перспективные задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной форме, организовывать контроль;
  • Умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;
  • Умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
  • Умение делегировать полномочия, функции, власть;
  • Умение активировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;
  • Умение организовывать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.

     Индивидуальные  качества личности в группе: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность, информированность.

       Вторая  группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Для реализации этой функции менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии. Важным требованием остается наличие авторитета и престижа. Определим понятия:

  • Авторитет – мера того, насколько подчиненные считаются с мнением руководителя, его советам, указаниям, распоряжениями, стремится исполнить его приказы.
  • Престиж – мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

     Высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления.

     Индивидуальные  качества личности в группе: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность.

       Третья  группа. Умения, связанные с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура: личностный и информационный. Потребность улучшения коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требует от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать свои эмоции.

       К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность.

       Таким образом, антикризисный управляющий  является лицом, олицетворяющим функции  управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции:

  1. Стратегическая – заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плана.
  2. Административная – контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.
  3. Экспертно-инновационная – требует от антикризисного управляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новшествами в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.
  4. Воспитательная – предполагает создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.
  5. Лидирующая – в этой функции антикризисный управляющий выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От него зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы. [4, с. 350-355] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, рассматривая причины возникновения  кризиса,  потребность в их управлении на сегодняшний день очевидна. Процесс управления выявляет способность к активизации всех индивидуальных качеств в выборе наилучшего результата и умение применить их на практике. Антикризисное управление требует от управляющего максимум затрат на выявлении очевидности кризиса и его разрешение на начальной стадии.

Информация о работе Управленческий труд и его специфика в условиях антикризисного управления