Организация арбитражных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

Целью работы является проведение комплексного анализа организации арбитражных судов, а также выявление ее проблем и противоречий.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи исследования:
- определить понятие и сущность арбитражного суда;
- исследовать организацию арбитражных судов в РФ.
Предметом исследования является арбитражный суд.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность арбитражных судов 5
2.Организация арбитражных судов 8
Заключение 11
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Организация арбитражных судов (1).docx

— 32.56 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1.Понятие и сущность арбитражных судов 5

2.Организация арбитражных судов 8

Заключение 11

Литература 14

 

Введение

 

Арбитражная судебная система  в России возродилась в 1992 г. Основными  критериями подведомственности дел  арбитражным судам стали характер спорного правоотношения (содержание дела) и субъективный состав участников спора. АПК РФ 1992 г. содержал главу III «Подведомственность и подсудность  споров», нормы которой гласили, что арбитражному суду подведомственны  экономические споры между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории РФ, и споры, возникающие  в сфере управления (ст. 22 АПК РФ 1992 г.). АПК 1995 г. значительно расширил круг дел, рассматриваемых и разрешаемых  арбитражным судом. Арбитражному суду стали подведомственны дела с  участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных  граждан, был дан более развернутый  перечень экономических споров, разрешаемых  арбитражным судом, определены иные дела, рассматриваемые этим судом.

Важным шагом в процессе развития предпринимательской деятельности, охране и защите прав ее участников, обеспечении доступности правосудия в сфере экономической и иной связанной с ней деятельности, повышении авторитета арбитражной  судебной системы явилось принятие АПК РФ 2002 г.1.

В смутное время развития рыночных отношений, не «устоявшихся шагов» предпринимательской деятельности, мирового экономического кризиса для  каждого жителя Российской Федерации  имеет большое значение возможность  восстановления собственных нарушенных прав, что определяет актуальность выбранной темы исследования. Решения  арбитражных судов – это неотъемлемая часть конституционного права на судебную защиту. «Конституционное право  на судебную защиту предполагает как  неотъемлемую часть такой защиты возможность восстановления нарушенных прав и свобод граждан, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении»2.

Решения арбитражного суда, отражают процесс независимой судебной власти, являются актом правосудия и частью воспитания правовой грамотности  граждан, построения правового государства  в РФ.

Целью работы является проведение комплексного анализа организации арбитражных судов, а также выявление ее проблем и противоречий.

Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи исследования:

- определить понятие и  сущность арбитражного суда;

- исследовать организацию арбитражных судов в РФ.

Предметом исследования является арбитражный суд.

При написании работы использовались методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, логический, технико-юридический. При  анализе отдельных правоотношений, возникающих при осуществлении  предпринимательской или иной экономической  деятельности, использовался системный  подход, являющийся общенаучным методом  познания.

 
  1. Понятие и  сущность арбитражных судов

 

В рамках судебной реформы  в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации»3 и «Об арбитражных судах в Российской Федерации»4 в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они  также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными  актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают  споры с участием иностранных  предпринимателей5.

Полномочия, порядок образования  и деятельности арбитражных судов  в Российской Федерации устанавливаются  Конституцией Российской Федерации, федеральным  конституционным законом о судебной системе, настоящим федеральным  конституционным законом и другими  федеральными конституционными законами.

Арбитражные суды, в отличие  от судов общей юрисдикции, не принимают  судебные приказы, так как приказное  производство отсутствует в арбитражных  судах.

Система арбитражных судов, хотя и основана на административно-территориальном  делении Российской Федерации, тем  не менее, с ним жестко не связана. По правилу ч. 2 ст. 34 Федерального Закона на территории нескольких субъектов  РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, точно также, как на территории одного субъекта Федерации могут действовать несколько арбитражных судов. Установленная система арбитражных судов может меняться только по представлению ВАС РФ на основании Федерального Закона в соответствии с Конституцией РФ.

В структуру каждого арбитражного суда любого из звеньев системы входят: Председатель суда, его заместители, Президиум суда, судебные коллегии и судебные составы, также аппарат  арбитражного суда, обеспечивающий его  деятельность.

Председатель арбитражного суда является судьей соответствующего суда и выполняет свои юрисдикционные полномочия при рассмотрении конкретных дел, в которых он принимает участие. Как должностное лицо, Председатель любого арбитражного суда РФ наделен  Федеральным Законом специальными полномочиями. Председатель организует и руководит всей деятельностью  своего суда в соответствии с компетенцией последнего, установленной Федеральным  Законом. В частности он: руководит  деятельностью Президиума суда, формирует  судебные составы, представляет суды в  отношениях с государственными, общественными  и иными органами, принимает участие  в заседаниях представительных и  исполнительных органов на своем  уровне, осуществляет властные полномочия в отношении аппарата суда.

Заместители Председателя арбитражного суда, помимо своих юрисдикционных полномочий, в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных  подразделений аппарата суда, замещают Председателя суда в случае его отсутствия.

Президиумы Административного  суда субъектов Федерации и ФАСО состоят из председателей судов, из заместителей, председателей судебных составов и судей этих судов, утверждаемых Пленумом ВАС РФ. Президиумы собираются по мере необходимости и полномочны решать большинством голосов присутствующих на заседании членов Президиума любые  вопросы организации работы суда, утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривают вопросы судебной практики.

Президиум ВАС РФ помимо указанных  выше полномочий рассматривает в  порядке надзора протесты на вступившие в законную силу судебные постановления  арбитражных судов РФ, т. е. является высшей и единственной надзорной  инстанцией. В состав Президиума ВАС  РФ входят Председатель ВАС РФ, его  заместители, председатели судебных составов, а также по решению Пленума  ВАС РФ — судьи Высшего Арбитражного суда РФ. В заседаниях Президиума ВАС  РФ вправе принимать участие Генпрокурор  РФ, а по приглашению Председателя ВАС РФ - Председатель Конституционного суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, их заместители и судьи арбитражных  судов РФ и другие лица, участие  которых необходимо в связи с  исполнением полномочий, возложенных  на Президиум ВАС РФ.

В составе всех арбитражных  судов действуют судебные коллегии, создаваемые из судей данного  арбитражного суда, которые рассматривают  дела в первой, апелляционной или  кассационной инстанциях, изучают и  обобщают судебную практику, разрабатывают  предложения по совершенствованию  материального и процессуального  законодательства.

В составе каждого арбитражного суда любого из звеньев системы действуют  две коллегии:

- по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и  иных правоотношений;

- по рассмотрению споров, возникающих из административных  правоотношений.

В самих судебных коллегиях  образуются судебные составы из числа  судей, входящих в соответствующую  судебную коллегию. Формирование судебных составов осуществляется Председателем  суда.

 
  1. Организация арбитражных судов

 

Организационно-структурная  система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются  дела в первой инстанции, а также  пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

Общее количество арбитражных  судов первого уровня - 816.

Второй уровень арбитражных  судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной  инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов  субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов  определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах  в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов  округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции  по отношению к группе арбитражных  судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных  судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции  решения арбитражных судов проверяются  с позиций правильности применения норм материального и процессуального  права. Например, Федеральный арбитражный  суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему  страны наряду с Конституционным  судом Российской Федерации и  судами общей юрисдикции во главе  с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов  различного уровня определяется в зависимости  от выполняемых ими функций и  объема работы7.

Федеральные арбитражные  суды округов действуют в составе  президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских  и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений. В некоторых судах созданы  налоговые коллегии.

Президиумы федеральных  арбитражных судов округов и  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации по представлению  их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей  судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации  работы суда и вопросы судебной практики.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В структуру Высшего Арбитражного суда РФ как высшей судебной инстанции  в системе АС РФ входят Пленум ВАС  РФ, Совет председателей АС РФ и  научно-консультативный Совет. Пленум ВАС РФ состоит из Председателя ВАС  РФ, его заместителей и судей Высшего  арбитражного суда РФ. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Федерального собрания РФ, Председатели Конституционного и Верховного Судов  РФ, Генпрокурор РФ, министр юстиции  РФ, председатель АС субъектов Федерации  и Председатели ФАСО РФ. А по приглашению  Председателя ВАС РФ - судьи арбитражных судов РФ, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научные работники и граждане, если их участие в работе Пленума необходимо для принятия решения по тому или иному вопросу деятельности арбитражных судов РФ.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие  вопросы в области организации  и деятельности арбитражных судов  РФ, законодательства, проверки конституционности  законов и иных нормативных правовых актов и договоров Конституционным  судом РФ, толкование действующего законодательства и практики его  применения. Пленум собирается по мере необходимости, но не реже двух раз  в год и правомочен решать вопросы  при наличии не менее двух третей его членов. Решения Пленума оформляются  его постановлениями, которые являются обязательными для исполнения всеми  арбитражными судами РФ. Постановления  Пленума подписываются Председателем  ВАС РФ и секретарем Пленума, избираемым из числа судей ВАС РФ.

Совет председателей АС РФ является совещательным органом  при Председателе ВАС РФ, совет  собирается им по мере необходимости  и решает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Естественно, эти решения носят рекомендательный характер и являются результатом  проработки того или иного вопроса, выносимого на Пленум ВАС РФ.

Научно-консультативный Совет  состоит из ведущих ученых, судебных практиков и лиц, обладающих опытом работы и знаниями в сфере предпринимательской  деятельности, состав которого и Положение  о нем утверждается Председателем  ВАС РФ. Этот Совет разрабатывает  научно обоснованные рекомендации по вопросам практики применения законов  и иных нормативных правовых актов  и предложений по их совершенствованию.

Информация о работе Организация арбитражных судов