Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:50, реферат

Описание работы

Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:
Законодательная инициатива;
Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
Обсуждение законопроекта в Парламенте;
Принятие законодательных актов;
Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс в Республике Беларусь.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

    Марксистская  теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс  рассматривают государства так называемого “азиатского способа производства”, которые по своим признакам не соответствуют определению классового государства.

    Для рабовладельческой социально-экономической  формации, в соответствии с теорией  марксизма, характерно наличие двух основных классов общества – бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности  которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

      Феодальное общество характеризуется  сосуществованием господствующего  класса феодалов, в руках которых  находится основное средство  производства – земля, и класса  крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

    Основные  классы капиталистического общества –  пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они  лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую  силу собственникам средств производства – капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма. [4]

    Социалистическое  общество, в соответствии с теорией  марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого – уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он, по мысли классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем “принадлежат трудящимся” - то есть находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом “от каждого - по способностям, каждому - по труду”.

    Следует заметить, что марксистское учение о государстве и его происхождении  не лишена противоречий. Прежде всего, делая упор на роль классов в возникновении государства, Маркс и Энгельс оставляли как бы “за рамками теории” ими же самими описанный “азиатский способ производства”, который по сути дела представляет собой альтернативный классовому способ становления государства в бесклассовом обществе. Кроме того, в некоторых ранних государствах критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, например, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

    Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдерживает испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить “слабое звено в цепи империализма” в “общество всеобщего благоденствия.” Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения “всеобщего блага”. В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного, пути развития общественных отношений.

      Наконец, как показывает история,  цивилизованное индустриальное  общество в состоянии породить новые эволюционные формы государств, которые будут существенно отличаться от известного нам социализма.

    Рассуждая об исторически существовавших типах  государств с присущими им политическими системами, необходимо разграничивать понятия “исторические типы государства” и “политическая система государства” от таких понятий, как “формы организации государственной власти” (монархия, республика,) и “политический режим государства” (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.): последние могут быть присущи различным типам государства. Истории, например, известны существовавшие в один исторический период - демократическая республика Афин и государство аристократической олигархии - Спарта; конституционная монархия (Великобритания), парламентская республика (Франция), диктаторские режимы - фашизм в Германии и государство “диктатуры пролетариата” (СССР). [4] 
 

Вопрос 3.  Выберите нормативные правовые  акты ограниченного  действия. Что это означает?

1 .Конституция

Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение), основной закон государства, обладающий высшей юридической силой  и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны. К. отражает соотношение  классовых сил в момент её принятия, закрепляет диктатуру господствующего  класса, форму правления, форму государственного устройства, порядок организации  и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, правовое положение личности, организацию  и основные принципы правосудия, избирательной  системы. С точки зрения формы, конституции  принято подразделять на писаные  и неписаные. Писаные К. представляют собой либо единый акт (существуют в  подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных  или органических законов (например, в Швеции, Испании, Финляндии). Неписаные  К. (действуют в Великобритании, Новой  Зеландии) состоят из большого числа  законов, конституционных обычаев  и прецедентов. Право принятия К. (учредительная власть) предоставляется  учредительному собранию (например, в  Италии, Индии), избирательному корпусу  посредством референдума (например, во Франции, Турции) илиглаве государства (например, в Иране, Афганистане). Обычно в самих К. устанавливается порядок  внесения в них изменений и  дополнений (более сложный, чем для  принятия обычных, неконституционных  законов).

К. современных  буржуазных государств, как правило, провозглашают ряд демократических  прав и свобод граждан. Так, в 20 в. в  результате углубления классовой борьбы в большинство буржуазных К. были включены положения о всеобщем избирательном  праве, о праве на создание политических партий, о праве на забастовку и  т. д. Огромное влияние на расширение конституционных прав и свобод оказывает  создание мировой социалистической системы, служащей для трудящихся капиталистических  стран примером реализации гражданами своих прав. 

Однако К. буржуазных государств лишь декларируют демократические  гражданские права и свободы, но не содержат никаких реальных гарантий их осуществления. К. в этих странах  в целом служат орудием диктатуры  господствующего класса, который, даже идя на определённые уступки, практически находит пути обхода конституционных норм, нарушает им же созданную законность. Одним из путей нарушения установленных К. положений является нормотворческая деятельность правительства, нередко расходящаяся с К., сужающая законодательные права выборного парламента (см. Делегированное законодательство). 

Коммунистические  партии капиталистических стран  придают большое значение борьбе за соблюдение конституционных прав и свобод, рассматривая её как составную  часть борьбы за социализм. 

В социалистических государствах К. закрепляют власть трудящихся и устанавливают основы экономической, политической и правовой системы  общества, уничтожившего эксплуатацию человека человеком. Они не только закрепляют завоевания трудящихся, демократические  права и свободы граждан, но и  содержат реальные гарантии их осуществления. Как правило, К. содержат программные  положения о дальнейшем развитии общества. Все социалистические К. по форме являются едиными систематизированными актами. Проекты К. социалистических стран разрабатываются обычно специальными конституционными комиссиями и выносятся  на всенародное обсуждение. Право  принятия К. в СССР, Польше, Венгрии, Румынии принадлежит высшим органам  государственной власти; в ГДР  и Болгарии К. принимаются в порядке  референдума. 
 
 

Литература 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме  от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.
  2. Закон РБ от 10.01.2000г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
  3. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента РБ 10.12.1999 №22 и вступившим в силу с 1 января 1999 г.
  4. Спиридонов Л.И. История государства и права. - СПб., 1995.

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь