Академик архитектуры А.Н.Бекетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Академик архитектуры А.Н.Бекетов (1862-1941) – самый известный харьковский зодчий конца XIX – начала XX вв. Его по праву считают архитектором, под влиянием которого был сформирован облик центральной части Харькова. По проектам А.Н.Бекетова и под его руководством в городе осуществлено более сорока зданий. Построенные столетие назад, они и сейчас являются важнейшими доминантами в центральных ансамблях города. Значительные постройки архитектора есть и в других городах юга России и Украины: в Днепропетровске, Лубнах, Белгороде, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Киеве, Симферополе и Алуште. Однако творчество этого замечательного зодчего до сих остается недооцененным.

Работа содержит 1 файл

Академик архитектуры А.docx

— 74.47 Кб (Скачать)

 

Академик архитектуры  А.Н.Бекетов (1862-1941) – самый известный  харьковский зодчий конца XIX – начала XX вв. Его по праву считают архитектором, под влиянием которого был сформирован  облик центральной части Харькова. По проектам А.Н.Бекетова и под его  руководством в городе осуществлено более сорока зданий. Построенные столетие назад, они и сейчас являются важнейшими доминантами в центральных ансамблях города. Значительные постройки архитектора есть и в других городах юга России и Украины: в Днепропетровске, Лубнах, Белгороде, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Киеве, Симферополе и Алуште. Однако творчество этого замечательного зодчего до сих остается недооцененным. 
Потомок древнего дворянского рода – Алексей Николаевич Бекетов – родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1862 г. в Харькове. Род Бекетовых славился известными и талантливыми людьми, оставившими яркий след в русской науке и культуре. Начальное образование А.Н.Бекетов получил в Харьковском реальном училище, художественное – в частной художественной школе М.Д.Раевской-Ивановой. В 1882 г. он поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился у профессоров Д.И.Гримма и А.И.Кракау. В его архитектурном образовании значительный след оставила работа у известного петербургского архитектора М.Е.Месмахера, работавшего в то время над постройками музея училища технического рисования барона Штиглица (1885-1896), дворца Великого князя Михаила Михайловича (1885-1888) и здания архива Государственного совета (1883-1887). Окончив Академию в 1888 г., архитектор вернулся в Харьков, где начал активную творческую деятельность.  
Личность А.Н.Бекетова как архитектора сформировалась под влиянием идей архитектуры историзма, ярким представителем которой он был на протяжении всего дореволюционного периода. Его творчество в 1890-е гг., безусловно, отражает наиболее яркие черты архитектурной жизни того времени. Прежде всего, оно отличается широким спектром стилистических направлений. Архитектор писал в автобиографии: «Я заставлял своих заказчиков строить свои особняки в самых разнообразных стилях, начиная от мавританского, классики, барокко, итальянского ренессанса и кончая рококо и Венским Сецессионом… Однако, ... при проектировании общественных и правительственных зданий, я всегда придерживался и теперь придерживаюсь того, чтобы наружный облик здания и его плановое решение всегда соответствовали назначению каждого данного сооружения».Его архитектуру отличает тонкая прорисовка деталей внешнего и внутреннего декора. Как отмечает А.Н.Бекетов, он никогда не использовал каталоги архитектурных деталей, которые в то время выпускались в большом количестве, а «всегда предпочитал пользоваться для своего вдохновения и творчества материалами из «первоисточников», т.е. образцами римской и греческой классики и итальянскими формами эпохи Возрождения».  
Круг источников неоренессансной архитектуры включал в себя, в основном, архитектуру позднего итальянского Возрождения. В своем курсе лекций «Архитектура: курс лекций, читанных в Харьковском технологическом институте», изданном им в качестве учебного пособия для студентов в 1898 г., А.Н.Бекетов особо отмечал такие памятники архитектуры, как вилла Фарнезина в Риме, построенная по проекту Перуцци, палаццо Пандольфино Рафаэля, библиотеку Святого Марка Сансовино, собор Святого Петра в Риме2. Эти сооружения отмечаются архитектором, прежде всего, за тонко найденные пропорции как общей композиции, так и ордерного декора. 
Однако при создании архитектурного облика каждого здания архитектор всегда трансформировал композиционные принципы стилистических источников в новую художественную систему. Этот принцип он также изложил в курсе лекций, подчеркивая, что изучение и знание исторических стилей должно «иметь значение кодекса эстетических правил и отношений, но не материала, который можно было бы во всем его объеме применять при проектировании или композиции»3.     
Творческое наследие А.Н.Бекетова включает в себя более шестидесяти реализованных построек. Особое место здесь, безусловно, принадлежит особнякам. Именно особняк был для архитекторов той областью проектной деятельности, которая давала возможность свободного творческого поиска. Вспоминая об этом, А.Н.Бекетов писал: «Не давая жесткого задания на проекты своих особняков, они (заказчики - Д.Д.) просили им в этом помочь, а проект сделать так, «чтобы он был красив».  
Одним из главных заказчиков А.Н.Бекетова была семья Алчевских. В 1889 г. архитектор женился на Анне Алексеевне Алчевской (1868-1931) – дочери известной просветительницы Х.Д.Алчевской и крупного промышленника, миллионера А.К.Алчевского, внесшего большой вклад в развитие металлургической промышленности. Алчевский был учредителем Алексеевского горнопромышленного общества, по его инициативе в 1890-е гг. были построены два крупных металлургических завода: Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) (ныне город Алчевск) и общества «Русский прованс» в Мариуполе.  
Богатство тестя, безусловно, сыграло в судьбе архитектора решающую роль. По заказам, связанным с семьей Алчевских, А.Н.Бекетовым построено несколько важнейших объектов в его творческой биографии: особняк семьи Алчевских (1891-1893), особняк Д.А.Алчевского (1896), Воскресная школа Х.Д.Алчевской (1896), здания Земельного (1896–1897) и Торгового (1898–1899) банков в Харькове. Деньги позволили архитектору и свободно путешествовать: до революции он посетил многие страны Европы. 

Земельный банк на Николаевской пл. в Харькове. 1896-1897 гг.   

 

Торговый  банк на Николаевской пл. в Харькове. 1898-1899 гг.

Городская среда центральных  улиц города - Садово-Куликовской и  Мироносицкого переулка (ныне улицы Дарвина и Совнаркомовская), образующих единую протяженную эспланаду зданий, во многом образована особняками, построенными А.Н.Бекетовым для многих видных общественных деятелей города. Отличаясь друг от друга по стилевому и объемно-планировочному решению, эти здания сформировали своеобразный ансамбль эпохи историзма в центре города, представляющий экспозицию стилей различных исторических эпох – отдаленное эхо венской Рингштрассе.

 

Особняк Бекетовых в Мироносицком пер. в Харькове. 1897 г.

Одним из первоначальных звеньев этого ансамбля стал особняк  Бекетовых (ныне Дом ученых), построенный  архитектором в 1897 г. для своей семьи  в Мироносицком переулке. Некоторые особенности художественного и планировочного решения этого сооружения позволяют сравнить его с работами крупных столичных архитекторов того периода. Внутренняя планировка здания отличается рационалистическим подходом к организации пространства. предусмотрено четкое зонирование жилых и парадных помещений. Подобный принцип организации имеет особняк З.Г.Морозовой (1893), построенный по проекту Ф.О.Шехтеля в Москве. Парадные помещения дома Бекетовых так же сгруппированы вокруг центральной лестницы. Несмотря на это композиционное сходство, художественное решение особняков разное. Пространство особняка Морозовой решено крупномасштабно, в то время как в бекетовской постройке оно организовано камерно и рационально.  
В то же время стилистический характер интерьеров, как и в особняке Морозова, крайне разнообразен. Каждое парадное помещение выполнено в индивидуальной манере: зал решен в стиле рококо, столовая – в русском стиле, главная лестница – в стиле ренессанса. Внешнее оформление особняка Бекетовых обращено к наследию греческой античности. Пожалуй, самым запоминающимся фрагментом здания была лоджия (ныне не существует). Она располагалась в северо-западном углу здания и явно цитировала портик кариатид Эрехтейона афинского Акрополя. Как декоративный элемент оформления лоджий и веранд кариатиды использовались в то время и другими архитекторами, например, Л.Н.Кекушевым в декоративном оформлении главного дома усадьбы  
М.С.Грачева в Ховрино (1896-1900). 
Бекетовы жили в особняке на Мироносицком переулке недолго. В 1901 г., после финансового краха своей компании, А.К.Алчевский покончил жизнь самоубийством. Спасая честь семьи, и Бекетовы, и Алчевские продали все свое имущество.  
Однако в 1912 г. архитектор построил новый дом неподалеку, на Садово-Куликовской улице. На этот раз, особняк был включен в сплошную застройку улицы, что и определило его респектабельное решение в стиле неоклассицизма. Композиция здания развивалась вглубь участка. На первом этаже были запроектированы две квартиры: одна сдавалась внаем, другую занимал друг архитектора – художник М.Р.Пестриков. На втором этаже дома до сегодняшнего дня располагается квартира, в которой жил архитектор со своей семьей. Несколько ранее, на этой же улице А.Н.Бекетовым были построены особняк Д.А.Алчевского в мавританском стиле, особняк Котова в стиле модерн, особняк профессора Ф.Л.Писнячевского (1902–1903), особняк купца П.В.Маркова (1899–1902). Все эти сооружения, отличавшиеся стилистическим разнообразием и декоративностью, прекрасными пропорциями, масштабом и деталировкой, будучи нанизанными на одну пространственную ось, создали праздничный, гармоничный городской ансамбль. 
А.Н.Бекетов внес и принципиально важный вклад в формирование центральных общественных пространств города. Николаевская площадь (ныне - Конституции) – один из главных ансамблей центра Харькова, архитектурный облик которого по сей день определяется постройками архитектора: Земельным, Торговым и Волжско-Камским банками. Главные фасады этих зданий выстроены в единую стену, образующую восточную часть площади и устанавливающую ценностные приоритеты рубежа веков.  
Прежде чем приступить к выполнению проекта Земельного банка (1896–1897), архитектор совершил поездку в Италию, Германию и Францию с целью изучения строительного опыта. А.Н.Бекетов подробно ознакомился со спецификой функциональной организации крупнейших банковских зданий: с устройством и расположением операционных зал, рабочих помещений, сейфов для хранения ценностей. Таким образом, проект Земельного банка был выполнен с учетом передовых требований к проектированию банковских сооружений того времени. К возведению Торгового банка (1898–1899) архитектор приступил сразу же после окончания строительства Земельного банка. Фасады их решены в разной стилистике, но сходны по масштабу и характеру основных членений. В целом, следует заметить, что общественные здания А.Н.Бекетов предпочитал проектировать в неоренессансном стиле. Несмотря на разнообразие декоративных форм и приемов, используемых архитектором, эти сооружения характеризовались строгостью композиционных приемов, идущих от традиций классицизма. Во внешнем облике здания, его объемах и членениях легко угадывалась внутренняя структура.  
Однако здание Волжско-Камского банка (1906-1908) было выполнено в стиле модерн. Как отмечал его автор, «новый стиль этой архитектуры, имея, как известно, в основе классические формы, но модернизированные легкими карнизами с большими выступами и богатой, но строгой орнаментикой из растительного мира в сочетании с широкими поясами барельефов и скульптуры, получил очень широкое распространение по всему Западу, а также у нас в самом начале XX века». Сам мастер работал в направлении рационалистического модерна, близкого к традициям венской школы, творчеству О.Вагнера и Й.Хофмана и характеризовавшееся стремлением к чистоте форм, выявлению каркасной конструкции, геометрической правильности обширных плоскостей. В создании образа Волжско-Камского банка А.Н.Бекетов использовал все средства выразительности, привнесенные в архитектурную практику новым направлением: сочетание разных материалов и фактур, применение больших остекленных поверхностей, включение мозаики.

 

Волжско-Камский  банк на Николаевской пл. в Харькове. 1906-1908 гг.

Несмотря на то, что  каждый из банков отличался индивидуальностью  художественного образа, благодаря  использованию сходных композиционных приемов, членений и ритмов в решении  главных фасадов, архитектором была создана единая фронтальная композиция. При сравнении этих трех проектов также прослеживается эволюция творческой манеры А.Н.Бекетова: движение к крупномасштабным формам, монументальным образам, крупности  и пластичности деталей.  
В стиле модерн А.Н.Бекетовым также выполнены проекты здания управления Екатеринославской железной дорогой (1903-1911), Здания судебных установлений для Новочеркасска (1904-1909), химический корпус Екатеринославского Высшего горного училища (1899–1912), Волжско-Камский банк в Ростове-на-Дону (1910). Для его работ в стиле модерн характерна свободная планировка, использование в решении фасада вертикальных элементов, объединяющих несколько этажей, зрительное нарастание массы стены в высоту. Однако в последующих его произведениях модерн не получил развития, в 1910-е гг. основным направлением творчества становится неоклассицизм, в котором им были построены здание Высших женских курсов (1913-1915), Коммерческий институт (1914-1916), приют для дворянских сирот (1913-1915), здание Харьковского Медицинского общества (1911-1913), приют для престарелых дворян (1914-1916).  
Революция 1917 г. не оборвала архитектурную деятельность А.Н.Бекетова. Будучи признанным мастером, он принял активное участие в поиске архитектурного облика новых в функциональном отношении сооружений: рабочих клубов, фабрик-кухонь, общежитий. Работая в «Архистрое», он руководил проектированием домов для рабочих Донбасса. Архитектор вел также большую педагогическую работу, многие годы работал в Харьковском Технологическом институте, Институте коммунального строительства и Харьковском инженерно-строительном институте. Его учениками были известные архитекторы А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг, В.Г.Кричевский и др.  
В этот период, следуя за современными течениями, А.Н.Бекетов работал в конструктивизме, хотя, по его признанию, «этот упрощенческий стиль более подходит к проектировке заводских и промышленных объектов, но не к жилстроительству, а тем менее, к большим общественным зданиям». В конструктивизме А.Н.Бекетовым построен Электротехнический корпус Харьковского технологического института (1921-1929), жилой дом работников Южной железной дороги (1925-1936), выполнены конкурсные проекты здания Госпрома (1925), дворца Техники ЮЖД (1933) в Харькове. Однако и в этих работах архитектора обнаруживается его приверженность классической традиции, что прослеживается в трактовке тектоники стены, в применении классических элементов (арочных окон, ротонд), включенных в конструктивистскую основу фасадов. Этими работами А.Н.Бекетов доказал, что талант и мастерство являются залогом успешной работы в рамках любой архитектурной школы. 
За долгий период творческой деятельности архитектор работал в различных стилях: от неоренессанса и ...... конца XIX в. до конструктивизма и неоклассицизма уже сталинского образца. Творческое наследие архитектора позволяет говорить о нем как о мастере высочайшей эрудиции, превосходном знатоке исторических памятников и стилей. В работах А.Н.Бекетова нашли отражение основные черты и принципы, характерные для архитектуры этого периода. С одной стороны - это сплетение разнообразных стилистических направлений, с другой - зарождение новой функционалистской эстетики и организации пространства, опирающихся на применении прогрессивных материалов и конструкций.

1 Здесь и далее цит. по: Автобиография творческой и педагогической деятельности Академика архитектуры А.Н.Бекетова.  
2 А.Н.Бекетов. Архитектура: курс лекций, читанных в Харьковском технологическом институте. Харьков, 1898. С.34. 
3 Там же, с.36. 

Информация о работе Академик архитектуры А.Н.Бекетов