Архитектурные ордера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:00, реферат

Описание работы

Расчётно-графическая работа по архитектурным ордерам. Описание происхождения, виды, сравнительный анализ греческих и римских архитектурных ордеров.
В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например, труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архиектуру ордером устоялась на протяжении - веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика.

Работа содержит 1 файл

РГР 1(обработка).docx

— 26.30 Кб (Скачать)
  1. Описание происхождения ордеров

Первым появился дорический ордер в    веке до н. э. Потом получили распространение  другие, ионический, коринфский.

 Членение ордера на несущие и несомые части, связанные систе-мой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине   в. до н. э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общест-венного здания.

В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в    веке был снова возвращен интерес  к ней. Популярность приобрел трактат  «Десять книг об архитектуре» —  единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например, труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архиектуру ордером устоялась на протяжении   -    веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание ордеров и их систем

 Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей кладет модуль - половину диаметра ствола колонны у ее основания.

 Изначально система ордера складывалась в тройственном единстве основания сооружения (стилобат), колонн и лежащего на колоннах антаблемента. Соединение стоек и балки, которую они несут, – первичный, самый общий элемент ордерной системы. Его эмоцио-нальная окрашенность определяется прежде всего конкретными взаимоотношениями масс (вертикальных опор и антаблемента, лежащего на них) и перекрытого пространства, а смысловое значение зависит от целостности контекста произведения зодчества и сюжетов, которые обусловлены общекультурной ситуацией. Эти взаимоотношения в классической форме ордера, созданной греческой античностью, связаны и с конструктивными возможностями естест-венного камня и функциональными требованиями (просвет между колоннами не должен быть меньше величины, удобной для прохода). Поэтому с изменением абсолютных размеров каменного ордера менялись и соотношения его элементов.

 

  3. Конструктивные и художественные особенности ордеров

  3.1. Тосканский  ордер

 Название  связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.

Фриз тосканского  ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Пре-дельно простые базы состоят только з плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.

 Правила построения  ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяй-ственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

  3.2. Дорический ордер

 Дорический  ордер сформировался на Пелопоннесе  и в Греции в 7 в. до н.э.  Различают греческий  и римский  дорический ордер. Римский имеет  разновидность с мутулами и  с зубцами (денти-кулами). Высота дорической колонны состовляет, по Витрувию, 14  

модулей, а по Виньоле, и более поздним авторам, 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам).

Классическая  дорическая колонна была без базы, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличии от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры не глубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16-20 штук. Капитель Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. состоит из эхина - круглой подушки криволинейного профиля, и квадратной абаки. ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает не-большая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

    3.3 Ионический ордер

 Возник ионический  ордер примерно в середине 6 века  до н.э. на побережье и островах  Ионического моря, (местность в  то время называлась Ионика).                            От более ранних ордеров (тосканский и дорический) отличается изяществом, легкостью и декорированием всех его частей. Еще одно отличие ионического ордера в оформлении капители: Эта капитель оформляется с помощью двух параллельно расположенных завитков, так называемых волют.

 На блоках  антаблемента высекаются узоры  или крепится фриз. Колонну обычно  декорируют 24-мя каннелюрами. Вверху  каннелюры заканчиваются полукругами,  внизу - срезаются по горизонтали.  Базу украшают мелкими декоративными  элементами.

  3.4.коринфский  ордер                      Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.). По теории В. Скамоцци (1615), коринфский ордер является самым стройным и легким. Согласно Витрувию (см. "триада Витрувия") и канонизировавшему его систему Дж. Виньоле (1562), пропорции коринфского ордера совпада-ют с пропорциями ионического, Поэтому коринфский ордер чаще считают модификацией ионического. Коринфский ордер отличается прежде всего необычной капителью, воспроизводящей мотив корзины (или калафа — колокола) с листьями аканта. Относительно проис-хождения такой капители существует красивая легенда, сообщенная Витрувием. Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрел на могильный холм бедной девушки, который украшала ивовая плетеная корзина с да-рами, накрытая сверху плитой. Сквозь прутья корзины со временем проросли лис-тья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимаху настолько понравился этот мотив, что он его зарисовал, а вернувшись в мастерскую, сделал подобную капитель из бронзы.

  3.5. композитный  ордер                  Композитный ордер — архитектурный ордер, сформировавшийся в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архи-тектурные формы. Представляет собой несколько усложненную версию коринфского, к которому добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера. Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в осно-вании.

 

  4 .Сравнительный анализ греческих и римских ордеров систем

 в отличие от Греции, где существует 3 вида ордеров, в Древ-нем риме нашли применение пять видов: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Ордер с его стоечно-балочной структурой оказался частью камен-ной облицовки работающей конструкции другого типа — массивной стеновой или арочной. Закономерности его строя, сохранявшие эстетико-конструктивную и символическую роль, взаимодействовали с технико-конструктивными закономерностями иной природы. Так воз-никла римская архитектурная ячейка — сочетание массивных опор, соединенных аркой, и приставленных к ним полуколонн, которые несут антаблемент, проходящий выше арки.

 Свойством художественного языка римской архитектуры, определившим возможность адаптации и иным историческим условиям, его пригодность для выражения иных значений, как раз и была относительная независимость функционально-конструктивной структуры сооружения. Эта независимость вела к внутренней конфликтности произведений зодчества. Она исключала целостность — великое завоевание греческой античности, но она обеспечивала универ-сальность системы, сопрягаемые с другими принципами построения структуры сооружений, наполняющиеся иными значениями.

  заключение

Таким образом, ордер  в Древней Греции, принадлежал  не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной  с духовной жизнью общества.

Величественные  остатки ордерных храмов поражают нас, совре-менных людей.

Глядя на эти  архитектурные композиции, начинаешь  ощущать связь древности с  современностью, то что античная цивилизация легла в основу европейской современной культуры.

 

5. описание памятников  архитектуры различных ордеров

В тосканском стиле  остались только руины храмов, например, акрополь в Марцаботто и Пирге.

К числу сооружений дорического стиля относится храм Геры ( ) в Олимпии, храм Геры ( ) в Пестуме, Парфенон, или храм богини Афины. Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э.

 Самыми значительными ионическими храмами были храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон), сокровищница сифнийцев (или сифносцев), Храм Афины-Ники, Эрехтейон. 
Коринфский ордер встречается в храмах Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, Зевса Олимпийского в Афинах.

Композитный ордер  часто встречается в русской  архитектуре.


Информация о работе Архитектурные ордера