История архитектуры Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:01, реферат

Описание работы

Мало найдется городов, равных Казани по единству своего образа, сохранивших столетние традиции российского и тысячелетние - местного зодчества: булгарского, золотоордынского, татарского.
Волго-Камье издревле является стратегическим перекрестком, где встретились Восток и Запад, сплелись интересы многих цивилизаций, сосуществовали многие культурные традиции и конфессии.

Содержание

Архитектура Казани……………………………………………….. 2
Казанский Кремль………………………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………… 12
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Реферат история архитектуры.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

   Пушечный  двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков - расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище - памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами многих известных военачальников России.

   Присутственные  места - здание губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних течений.

   Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр государственной власти губернии. В ее архитектуре воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом - символом русского господства.

   Дворец  губернатора спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор  Большого Кремлевского дворца и храма  Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так и по композиции.

   Благовещенский  собор заложен 2 октября 1552 года. Его  архитектор - Постник Яковлев, автор  знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни на рву Тазик.

   Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе, представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:

   единственный  в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти;

   единственная  в России сохранившаяся татарская  крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов);

   продукт взаимодействия различных градостроительных  и архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной  татарской;

   наиболее  северо-западная точка распространения исламской культуры в мире;

   наиболее  южная точка распространения  памятников псковско-новгородского  стиля в России (стены и башни  Кремля, Благовещенский собор);

   концептуальный  синтез татарского и русского архитектурных  стилей в ключевых памятниках (башня  Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).

   Одним из наиболее ярких архитектурных  сооружений Кремля, господствующих в  панораме города и приковывающих  внимание с любой точки, является строящаяся мечеть Кул-Шариф. Генеральной  идеей Кул-Шариф, достойной быть декларированной в ее архитектуре, является ее историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея - мемориальность, память о защитниках Отечества. Идея храма как формы политической декларации не нова в истории архитектуры. Таковы, например, собор Василия Блаженного в Москве и мечеть Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания, появившиеся в переломные для государств периоды, доминируют в силуэте столиц, отличаются символизмом и нетрадиционностью форм, необычностью архитектурного языка. Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав ее включены Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Заключение. 

   Широкой публике неизвестны ни стилистические особенности городских зданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных традиций с привнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны, следовательно, и критерии оценки сохранившихся архитектурных памятников в условиях современного города, необходимые при решении, проблем сохранения характерных участков застройки и отдельных уникальных сооружений.

   В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального своеобразия памятников архитектуры казанских татар находится судьба многих памятников старины. Решения его ждут архитекторы и художники, от работы которых зависит облик современной архитектуры Татарстана.

   Новые явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частью данной национальной культуры. История зодчества есть также история взаимоотношений людей — архитекторов, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотношения определяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неизбежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобразием его мировоззрения, в том числе и религиозного.

   Историческая  обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бурные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период  расцвета  средневекового   булгаро-татарского   зодчества   после   разгрома  Казанского ханства     сменился    временным упадком     традиций     монументального   зодчества.   Новая   татарская   архитектура   формировалась на корнях местных традиций,    вбирая    в    себя   черты культур    многих    народов    Поволжья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Список использованной литературы. 

   Бобченко  Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань:  Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.

   Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. –  Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.

   Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых  и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.

   Памятники древней истории Волго-Камья. –  Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.

   Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.

   Ханзафаров  Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.

   Ханзафаров  Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории  и мифологии // Идель. – 1990. - №9. –  с. 12-16. 

Информация о работе История архитектуры Казани