Классическая ордерная система в архитектуре родного города

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - анализ архитектурных сооружений г. Миасса, во внешнем убранстве которых использовалась классическая ордерная система.
Задачи:
Создание своеобразной фотогалереи архитектурному облику центральной (исторической) части и старой (исторической) части города «Фасады зданий, выполненных в классическом стиле».
Обзор публикаций по данной теме.
Описание особенностей декора зданий.
Первичный искусствоведческий анализ произведений архитектуры, а именно фасада зданий.

Содержание

Введение:…………………………………………………………………3
Обоснование выбора темы………………………………………….3
Цель и задачи работы………………………………………………..4
Классическая ордерная система:………………………………………..5
2.1.История вопроса……………………………………………………..5
Архитектурная ордерная система……………………..……………5
Греческий архитектурный ордер……………………………………6
Римский архитектурный ордер ………………………………..……7
2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса:…………………..10
Дворец культуры «Автомобилестроителей»………………………11
Жилые дома на пр.Автозаводцев…………………………………...11
Другие архитектурные сооружения………………………………...12
Здание геологоразведочного колледжа ( техникума)……………...12
Обзор литературы.......................................................................................14
Заключение..................................................................................................15
Литература………………………………………………..…………….…17

Работа содержит 1 файл

Классическая ордерная система.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

   Например, в  эпоху Ренессанса,  когда вернулись к наследию античности,  греческий и римский  архитектурный ордер возродились в архитектуре стран Западной Европы, а впоследствии, в эпоху классицизма, послужили идеальным образцом для архитектурных сооружений.    Традицию использования классической ордерной системы   мы видим и в неоклассицизме начала ХХ в.,   а затем  и в так называемом сталинском ампире. 
 
 

   2.2. Анализ архитектурных сооружений г. Миасса 

   Большой интерес представляет архитектура  первой половины 1930-х  - середины 50-х гг.XX в.,  в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики,   ведется разработка упрощённых ордерных построений. Освоение ордерных композиций развивается от подчеркнуто декоративных принципов применения их многочисленных стилизаций до достаточно полного следования композициям античности и ренессанса.

   Стиль сталинского классицизма в архитектуре возник в уже 1933-34 годах. Послевоенные  "сталинки" отличала, в основном, небольшая этажность (4-6 этажей) и рельефность фасадов (пилоны и пилястры подчеркивали классическую строгость зданий). В качестве основного материала применялся кирпич, поверх него наносилась штукатурка. Кварталы таких домов можно встретить практически в любом российском городе. Как правило,  именно такими зданиями застраивались ключевые магистрали и площади.

   Стилизация, стремление к усилению эффекта монументальности и величественности проявились во 2-й половине  40-х – 1-й половине 50-х гг. в архитектуре г. Миасса как отражение пафоса послевоенного возрождения.

   Ансамблевое проектирование (основа классического  градостроительства) играло ведущую  роль в 40–50-е гг. и проявилось в  стремлении  проектирования как системы взаимосвязанных ансамблей, среди которых доминировал ансамбль общегородского  центра. Рассмотрим это на конкретных примерах. 

   Дворец  культуры «Автомобилестроителей» 

   Спроектирован и построен в 1954–65гг.   Дворец замыкает главную композиционную ось автозавода – пр. Автозаводцев.

   Здание  пространственно обособлено, что  подчеркивает его главенствующую роль в ансамбле. Трехчастная объемная композиция решена на основе центр-осевого  построения.

   В данном случае прослеживается стилизация под начало XIX века — эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир:  штукатурка на внешних стенах  и колонны бежевого  цвета в сочетании с терракотовой  лепниной.

   Центральный объем акцентирован на главном фасаде 8-колонным портиком тосканского ордера, увенчанным треугольным фронтоном. Тимпан фронтона прорезан полуциркульной аркой.  Боковые крылья здания оформлены пилястрами с коринфскими капителями, арочными нишами, рельефными вставками между окнами 2-го и 3-го этажей.   Образ дворца монументален и величествен. 

   Жилые дома на пр. Автозаводцев 

   В многоэтажных жилых домах также  стали применяться интересные с архитектурной точки зрения детали. Город проектировался как система взаимосвязанных ансамблей, среди которых доминировал ансамбль  общегородского  центра.

   Главная  магистраль –  ул. Сталина (ныне пр. Автозаводцев)  – рассматривалась как композиционная ось. Улица представлялась широкой, прямой, оформленной    зелеными насаждениями.  Большое внимание уделялось оформлению фасадов.

                             

   Но  в данном случае можно говорить об эклектике: фасадная декорация, украшенная стройными полуколоннами и пилястрами тосканского ордера сочетается с ренессансными элементами, например, эркерами. 

   Другие  архитектурные сооружения 

   Сохранилось несколько подобных архитектурных сооружений и в старом городе.

   Это здания заводоуправления инструментального завода и ПТУ № 9. Их тоже можно назвать, так как во внешнем убранстве используется классическая система тосканского ордера. Однако фасад отнюдь не производит впечатления, потому, что здания давно не ремонтировались. 

   Здание  геологоразведочного  колледжа (техникума) 

   По-своему интересно архитектурное решение здания геологического техникума. Главный фасад представляет собой пространственную композицию, состоящую из крупномасштабного  портика тосканского ордера, и является сочетанием элементов ионического ордера — в капители используются   волюты. Колонны белого цвета с ионическими  капителями, поддерживающими треугольный фронтон, тимпан которого украшен лепным рельефом.  Таким образом, благодаря использованию   традиционного классического ордера,  здание  приобретает  торжественно-парадный вид.

   Из  истории архитектуры известно, что позже именно за эту величавость внешнего вида сталинский ампир был подвергнут резкой критике, поскольку дома с архитектурными "излишествами" требовали дополнительных  и значительных затрат, а удовлетворить стремительно растущий спрос на жилье не могли. Формально начало этому проложило постановление правительства "О борьбе с архитектурными излишествами" от 1955 г.

   Естественно, дома по старым проектам еще некоторое  время достраивались, но постепенно с фасадов стали исчезать фризы, колонны, пилястры, наличники, стены домов стали "худеть", а потолки в квартирах начали быстро приближаться к полу.

   Так в конце 1950-х гг. произошел переход к массовому строительству дешевых и незатейливых коробок - железобетонных панельных домов.  

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Обзор литературы
 

   Специальных публикаций, посвященных использованию  ордерной системы в архитектуре уральских городов, мало, или они носят настолько научный характер, что публикуются только в ученых записках.

   Во  многом помог при написании работы Интернет. По крайней мере, в энциклопедических статьях есть определение такого направления, как сталинский ампир. Интересными представляется работа челябинского культуролога Е.В. Конышевой «Архитектура Челябинска 1930-х – сер. 1950-х гг. в историко-культурном контексте» и её же публикации в энциклопедии «Челябинск.». К сожалению, совсем мало аналитического материала  об архитектуре Миасса в энциклопедическом издании и книге «Мой приветливый город Миасс», составителями которого являются Наумова Г.М., Соколова З.А. и др.

   Благодаря этим работам мне удалось систематизировать материал, посвященный архитектурным стилям 30-50гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В период 1933-1954 гг. одностороннее понимание  архитектуры и тенденция к монументализации архитектурных образов вступали в конфликт с требованиями экономичности и практичности строительства. Эти явления в архитектуре рассматриваемого времени были вызваны рядом причин. Успехи социалистического строительства в 30-х гг., а затем победоносное окончание войны вызвали настроения, побуждавшие к созданию триумфальных образов в архитектуре. Определенную роль играли тенденции парадности в архитектуре. Архитектурная творческая практика во многом не согласовывалась с развитием строительной техники.

   Теперь, по прошествии определенного исторического срока, мы можем объективно оценить значение периода 1933-1954 гг. в истории советской архитектуры. В огромных масштабах велось строительство всех видов сооружений, предназначавшихся не только для нужд народного хозяйства, но и для культуры и быта трудящихся. Преобразился облик городов и сел. Этот период стал эпохой в истории советской архитектуры, заложил основы ее дальнейшего развития.

   Специалисты отмечают, что сегодня Россия стоит  на пороге нового стилевого витка. Вот  буквальная цитата из статьи: «Младшее и – передовое поколение, нюхая воздух искусства, улавливает северный ветер надвигающейся моды «постампира» и старается выхватить из культурного прошлого стиля именно те черты, которые исказит время, приспособив их к сегодняшнему дню».

   Артемий Лебедев, например, в своем знаменитом руководстве по дизайну, считает  подарком 40-50 годов «сталинский» стиль, который мы рассматриваем не как  идеологическое приложение к режиму, а как самодостаточное мощное явление. Графическая легкость 30-х была заменена «имперскостью» образов, но никто не может упрекнуть 50-е в отсутствии значимости для культуры». Рассматривая архитектуру как печать   эпохи, можно заметить,  как «великолепно она отражает те идеи торжественности, величия, мощи, которые были присущи советской державе 30-х-50-х годов». (Конышева Е.В.)

   Наверное, мало кто из горожан задумывается над тем, что    архитектурные сооружения   города Миасса  напрямую связаны  с историей страны  и мировой художественной культурой в целом. Наш город, на первый взгляд, кажется  каким-то стандартным. Очень предсказуемым. Я хотела показать, что это не так.

   Работа  над рефератом оказалась очень  полезной, прежде всего, для меня самой.

   Собирая материал для реферата, я многое узнала об истории архитектуры и исторических зданиях нашего города.

   Создавая  презентацию, я освоила  навыки работы в Power Point, научились анализировать произведения архитектуры.

   Думаю, что  моим рефератом можно воспользоваться при подготовке к урокам истории, краеведения и МХК.

   Что ещё хотелось бы сделать? В идеале – написать архитектурную историю города. Но это слишком глобально. Конечно, опыт исследовательской деятельности у меня уже есть, но не настолько большой, чтобы сразу браться за такой труд.

   Кроме того, за несколько месяцев нельзя объять необъятное. Поэтому решено: попытаюсь для начала собрать и систематизировать иллюстративный материал для будущего огромного труда, чтобы потом представить эту историю с точными датами и именами. 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Аполлон: Терм. словарь под общ. ред. А. М. Кантор. - М: Эллис Лак, 1997.-735с.; ил.
  2. Е. В. Конышева  www.book-chel.ru/ Энциклопедия «Челябинск»
  3. Мой приветливый город Миасс: Сост.Наумова Г.М., Соколова З.А. и др.; Под Губко Г.В. – Миасс, «ГЕОТУР», 1998
  4. Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Ч., 1986
  5. www.schools.keldysh.ru/
  6. Артемий Лебедев www.pravda.ru
  7. www.encyc.mir-x.ru
  8. www.book-chel.ru/
  9. © 2001 Russ Portal Company Ltd. (электронная версия), Большая Российская энциклопедия
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Словарь архитектурных терминов 

Абака (абак) - верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.

Антаблемент - несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Арка - криволинейное, полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене или пролетов между двумя опорами. Для готики характерны стрельчатые арки, для римской, романской архитектуры и ренессанса - полуциркульные, для мавританского стиля - подковообразные, для русского зодчества - килевидные.

Аркбутан - опорная полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор сводов на наружные устои - контрфорсы.

Архивольт - наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.

Информация о работе Классическая ордерная система в архитектуре родного города