Ле Корбюзье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Ле Корбюзье(Le Corbusier). Он безусловно гениален, кем бы он ни был на самом деле. Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был - гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями. Он работал в то время, когда хорошие ученики сами быстро становились учителями, когда родилась масса прогрессивных качественных идей, а реализация их была столь скорой, что авторы могли оказаться плагиаторами, в то время, когда архитекторы были сообществом.

Работа содержит 1 файл

Ле Корбюзье.docx

— 527.80 Кб (Скачать)

   Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930-1932 годах Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность — в новизне композиции, наиболее оригинальным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большое настенное панно в абстрактно-символическом ключе.

   В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро, помимо чтения лекций, Корбюзье принимает активное участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования (с Л. Коста и О. Нимейером). По его инициативе на высотном офисном блоке Министерства было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи, — также один из первых опытов такого рода.

   Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СIAM — съездов современных архитекторов разных стран, объединенных идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарра, Швейцария, в 1928. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925), «Лучезарный город» (1935), и других.

 

  Импульсом для его градостроительных  идей был, по его признанию,  отчет о газетном интервью  его учителя Огюста Перре (отказавшегося, впрочем, позднее от своего ученика за слишком крайние его идеи).

   В своем интервью Перре предложил строительство города, состоящего из одних домов-башен. Ле Корбюзье развил идею дальше. В его воображаемом городе центр образован группой башен с планом в форме равностороннего креста. В башнях размещены административные учреждения и конторы, там же — общественные и культурные сооружения. К западу от центра — большой парк, к востоку — промышленный район. Жилые районы окружают центральную часть города и парк. В центре группы башен пересекаются обе главные магистрали, идущие с севера на юг и с запада на восток, на бетонных столбах высотой от 3 1/2 До 5 метров. Улицы наверху служат для пешеходов и пассажирского движения, грузовой транспорт движется внизу. Таким образом весь город разделен на два этажа, причем все коммуникации — водопровод, канализация, газ, электричество, телефон — расположены внизу, на первом этаже. Жилой район города отделен от промышленного района зеленой полосой. Кругом в зеленой зоне расположены города-сады.

   Так, идея дезурбанизации, идущая от города-сада, была дополнена идеей гиперурбанизации городов-башен.  В 1933 году Ассоциация прогрессивных архитекторов (CJAM), в которую входили и Ле Корбюзье, и Бруно Таут,  и советские архитекторы, провозгласили в Афинах архитектурную хартию. В ней было дано определение города как жилого и производственного комплекса, связанного с окружающим районом и зависящего от политических, культурных, социальных, экономических и политических факторов. Были сформулированы и четыре основные функции города:

  жилье, производство, отдых и четвертая  функция—транспорт, объединяющий  первые три функции,— фигурально  это было изображено треугольником  с тремя вершинами (habiter, travailler, cultiver 1'esprit et le corps), через которые проходит окружность (circuler).

   Афинская хартия создала прочный фундамент подведенному уже под крышу зданию новой науки, получившей наименование градостроительства, или урбанизма.

   Все эти годы (1922-1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр, 35 работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маекава (Япония), Юнзо Сакакура (Япония), Хосе Луис Серт (Испания-США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария-США), Максвелл Фрай (Англия) и другие.

   Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр.: Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство.

 

Период 1940-1947

 

   В 1940 мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» — изобретенной им системы гармонических пропорций, которую Корбюзье применил в первом же своем большом послевоенном проекте - Марсельском Блоке. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Аscoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

 

   После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (Сен-Дье-де-Вож) (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица внушительных размеров» — прообраз будущего Марсельского Блока. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «зеленого города», или, по Корбюзье — «Лучезарного города» («La Ville radieuse»).

   В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) — четырехэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль впервые были применены так называемые brise-soleil, «солнцерезы» — изобретенные Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

    В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашен для подготовки проекта комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью Йорке. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения, он работал над ним с января по июнь 1947 года. Хотя официально Корбюзье в числе авторов не фигурирует, тем не менее, общая планировка комплекса и высотное 50-этажное здание Секретариата в частности (1951) в значительной степени отражают его проектные предложения.

 

Период «нового  пластицизма» — 1950—1965

 

   Начало 50-х годов — это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нем. Прежде всего это Марсельский блок (1947—1952) — многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озелененном участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета — полихромия. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе «Модулор». Подобные Жилые Единицы (частично видоизмененные) были возведены позже в городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968)(Франция), в Западном Берлине (1957). В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье — города, благоприятного для существования человека.

    В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр. строился в течение примерно десяти лет (1951— 60, достраивался на протяжении 60-х гг.). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Макс Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, — три Главных архитектора, осуществлявших надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма.

   Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, называемая «béton brut» (фр. — необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения — «брутализм».

   Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. Город был создан проектировщиками «от нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западная. В целом это был совершенно новый неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. Тем не менее, в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов. Помимо этого, в Индии по проектам Корбюзье было возведено несколько зданий в г. Ахмадабад (1951-1957), — также весьма оригинальных и по пластике и по внутреннему решению.

   Пятидесятые-шестидесятые годы — время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея искусств в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно — это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.

Одна  из последних крупных работ Корбюзье — построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр  визуальных искусств (1959—1962). В этом сооружении, в его броских непривычных  формах, воплотился весь многообразный  опыт Корбюзье последнго периода. Это практически единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки (с официально зафиксированным авторством).

   Корбюзье скончался в возрасте 78 лет в 1965 году, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике La Cabanon. Это крошечная резидеция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье.

    Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведенном по его проекту.

   В 2002 году Фонд Ле Корбюзье в Париже и Министерство культуры Франции выступили с инициативой внести произведения Ле Корбюзье в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Заручившись поддержкой стран, на территории которых имеются его постройки - Франции, Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии - эти организации подготовили список произведений Ле Корбюзье для включения в «Памятники...» и внесли свое предложение в ЮНЕСКО в январе 2008 г.

   Как и его современники, он беспрестанно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть своими материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру вне инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов.

   К такому пониманию архитектуры он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, «поклонником прямого угла». В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. «Учитесь у машин». Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание — «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. В «машинном раю», где все слишком прямолинейно и холодно, человек почувствует себя рабом техники, рабом порядка. А нужно, чтобы дом был не только «машиной для жилья». Это «место наших дум, размышлений и, наконец, это... обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».

Отличия и награды  Ле Корбюзье:

 

  Избран почетным доктором (honoris causa) университета в Цюрихе (за исследование математических порядков, 1934),

  Технического университета в  Цюрихе (1955), университета в Кембридже  (1959), университета Колумбии (Нью-Йорк, 1961), университета Женевы (1963);

  Почетный член многих Академий  искусств

  Награждения французским Орденом  Почетного Легиона: орден Рыцаря (1937); орден Командора (1952); орден  Офицера высшего ранга (1963).

Информация о работе Ле Корбюзье